19, 20 глава Быстрый духовный рост + связь с родом и миром

34гл+

19 глава
Почему невозможен быстрый духовный рост
(Быстрый истинный духовный рост)

Человек, в своей испорченности зашёл так далеко и столь глубоко, что мало кому можно теперь доходчиво и ясно даже и объяснить что такое истинный духовный рост.
Большинству, свойственно не только прельщаться самим, но свойственно следовать, именно, за теми кто прельщён и кто пред Богом — полное ничто, просто потому что прельщённые не имеют нищеты духовной.
Можно прочесть массу книг о духовной жизни, можно закончить духовную семинарию с отличием, можно много молиться, можно принять священный сан и можно даже преподавать богословие в духовной Академии, но всё вышеперечисленное — никакого такого особого отношения к духовному росту не имеет.

Духовный рост, это не количество прочитанных и переосмысленных книг о духовной жизни и это не знание Святого Писания, но умение смирять личный разум перед Богом…, это ЕЖЕДНЕВНОЕ умение слышать Голос Бога, это умение понимать Бога точно также ясно, как мы понимаем речь тех людей что находятся рядом с нами.
Если Бог велит молчать и каяться когда другие говорят что-либо и когда Он велит молча молиться за тех с кем мы пересекаемся — значит надо молчать и молиться.
Не надо искать в своей голове ответы на те вопросы на которые Бог не даёт нам ответа или же когда Бог даёт нам Свои ответы иначе, в иной форме, не так как мы ожидаем от Него, но В НАВЫКЕ надо ВСЕГДА уметь смирять свой ум перед Личной Волей Бога.
Очень много (преобладающее большинство) внутренних ошибок в человеке возникает, именно, от того что он не хочет, не привык и не умеет, слушать Бога, от того что он не обучен смирять свой ум, но многие (БЕЗУМСТВУЯ) ставят себя на место Бога и начинают как на калькуляторе, оперируя заповедями Евангелия, направо и налево судить не только себя самого, но всех, всё и вся, и в итоге…. у такого умника потом получается что — «все будут в аду… и он сам будет тоже там же»
Поспешный суд о всём и сатанинское высокоумие и уныние возникают от неумения (от отсутствия навыка) смирять свой разум перед Богом и перед людьми.
Умники (от мысленной своей гордости) всегда будут страдать… Евангелие всегда будет наносить им долговременные непоправимые болезненные раны и это неизбежно.
А всякому умнику — стоило бы, сесть в тихом месте, уединиться на несколько дней хотя бы, отвлечься от всего, обхватить свою голову руками и хоть однажды в своей жизни, да задуматься бы НАКОНЕЦ-ТО…, а почему Иисус Христос начал Свою важнейшую Проповедь словами:
«Блаженны нищие духом»? Почему не по другому?
И вот нищий духом, если только он на самом деле нищий духом — КОГО он станет судить, кого будет осуждать и главное зачем? Ведь он не Бог который будет Судить мир и советов Богу — тоже он давать не станет, в том числе и для Суда над собой. Тогда зачем и начинать человеку Судить кого-либо, пусть даже и по Евангелию? Простой и очень важный этот вопрос надо уметь задавать самому себе в навыке… «если не я буду Судить мир, но Бог и без меня со всем прекрасно в самом лучшем виде справится, то зачем тогда я рассуждаю и сужу о мире сейчас? Разве же это не явное безумие с моей стороны судить мир Евангелием?»
Заповеди Богом человеку даны для того чтобы человек мог духовно расти в Боге, для того чтобы делами своими человек мог проявлять свою волю к Богу, но СОВСЕМ не для того чтобы человек в конкретике Евангелием Судил себя самого или (что уже намного хуже) Судил Евангелием других.
Всё ведь весьма и весьма просто на самом деле.
Тот кто обучен (по возможности непрестанно смирять свой разум покаянной молитвой), тот не станет ставить себя выше того что ему дано, и вот лишь тогда только, когда ум человека смирится, в том числе и от незаконного употребления внутри себя Закона Божиего — тогда лишь только человек сможет начать делать самые ПЕРВЫЕ свои правильные шаги в духовном возрастании. Душа умеющая в навыке смирять свои мысли станет спокойнее, ближние её будут душе видеться в более ровном свете и молитва её пойдёт более уверенно, более спокойно и ровно, и не захочется уже такой (смирившей свои мысли и чувства) душе ни с кем (и ни о чём) спорить и никому не будет ей хотеться ничего доказывать. По сути дела, доказывает всё и всем Сам Господь и каждой гордости — обличение — её личный неуспех в молитве и её личный непокой в реальной жизни. О себе самом человек может думать сколь угодно \неоправданно\ высоко и прочее, но много важнее то как человек живёт в своей повседневности — как он строит свои отношения с теми кто рядом.
Вот почему невозможен скорый духовный рост… ПОТОМУ что смирить свой ум человеку (особенно образованному) бывает не только нелегко, но долгое время — даже и совсем невозможно, а всё это от того что смирение ума — волевым сиюминутным усилием человека не достигается, но В РЕАЛЬНОСТИ смиряет ум человека — только лишь (по возможности НЕПРЕСТАННАЯ) покаянная, ОБЯЗАТЕЛЬНО искренне болезненная о себе самом (долговременная многолетняя) молитва.
Трудно человеческому уму понять, трудно принять в себя и ещё много более труднее это в себе самом пожизненно и непрерывно хранить, что: в то время когда душа не кается о себе самой — она перестаёт духовно возрастать.
Мне, повезло, просто дико повезло в том что я в середине 90-ых годов встретил духовника монаха который обладал столь сильной благодатной, чудотворной молитвой, что он потряс меня до глубины души и я тогда решил учиться у него такой же молитве. Захотел достичь той же внутренней силы что и у него. И он мне дал правильное направление — это правильное направление заключалось в том что надо было мне найти в себе самом волю и терпение чтобы без СОКРУШЕНИЯ духа в себе самом, без личного покаяния перед Богом, стараться внутри себя не думать и не произносить ни одной молитвы и желательно чтоб ни одной мысли не думать без сокрушения духа и без болезни о СЕБЕ самом.
Мне было объяснено, что между сказанным словом человека, между его повседневными мыслями и его молитвами — нет особого разделения и что перед Богом всё сливается в человеке в одно и что нужно (хоть это и очень нелегко) непрерывно понуждать себя к ЛИЧНОМУ покаянию, к ЛИЧНОМУ покаянию, и ещё раз к искреннему болезненному ЛИЧНОМУ покаянию о самом себе.
Да, бывает что душа устаёт от молитвы и устаёт от усилий к покаянию. Поначалу — подобная усталость неизбежна.
Но потом, если только душа окажется терпеливой — о усталости на молитве она забудет навсегда и даже не будет знать душа что на молитве возможно уставать. Наступит пора благодатной, всегда НЕИЗМЕННО покаянной молитвы, когда молитва станет приносить душе уже не утомление и не усталость, но покой и обязательный прилив внутренних сил. Но для того, чтобы душа перестала тяготиться и уставать на своей молитве, душа должна быть обучена умирать сама в себе перед Богом, ум должен быть обучен долговременному ПОКАЯННОМУ безмолвию мыслей.
Вот почему невозможен скорый духовный рост.
Человеку, для правильного духовного роста необходимо уметь в навыке как бы ПОЛНОСТЬЮ умирать во всех своих гордых и высокоумных мыслях перед Богом, надо научиться утрачивать (предельно жёстко убивать в самом себе покаянной молитвой) своё самостоятельное мышление, надо научиться (по возможности непрерывно) исповедовать перед Богом ПОЛНОТУ НЕПРЕСТАННОГО своего личного безумия, надо научиться исповедовать ПОЛНОТУ и БЕЗДОННУЮ глубину своего личного падения, (пусть это очень трудно, но надо) научиться непрестанно помнить о своей личной БЕСКОНЕЧНОЙ испорченности. Необходимо в навыке исповедовать себя (искренне и честно) грешником — сто крат худшим сатаны. И всё это, о чём я только что озвучил выше — очень-очень трудно на практике вмещается в ум и в чувства человека. А если мысль о полноте своего падения и о всегдашности своего личного падения в человека и может войти \на какое-то короткое время\, то вот — хранить сокрушение духа (максимальную полноту болезни о себе самом) из года в год и по возможности непрерывно — это очень и очень тяжёлый, нелёгкий труд, потому что любое (даже короткое) отвлечение души от покаяния — личное покаяние НЕПРЕМЕННО ослабит и тем непременно удалит человека от Бога на некоторый предел. Покаяние, лишь на первый (поверхностный) взгляд может казаться уделом слабых душой людей… нет — это совсем не так. Покаяние, если только оно проходит в серьёзной мере, это предельная жёсткость по отношению к самому себе, это ежедневный — предельно безжалостный к себе самому труд над собой и насилие своей души — почти сверхчеловеческое. Когда я впервые услышал от своего духовника всё что нужно человеку для того чтобы приобрести покаянную истинную молитву, я чуть было не сбежал от него в тот же день, настолько мне многое показалось в его требованиях к человеку жёстким и даже неисполнимым.
Ведь человеку хочется быть хорошим и правильным перед людьми и перед Богом (это вроде бы нормально, желать хорошего), но для правильного духовного роста нужно самоосуждение благодатью Бога. Не от гордости своей необходимо говорить себе: «я хуже всех», но благодатью (именно не своим умом, но благодатью) увидеть себя тем что ты и есть на самом деле в Очах Божиих.
Можно ведь ежедневно говорить самому себе: «я хуже всех», но при этом душа будет очень даже вполне благополучно утопать в личной гордыне духа — на все 100% с лишним.
Это-то и является камнем преткновения для почти каждого ищущего правильные отношения с Богом…, человек бывает просто не в силах смириться с тем что правильно видеть себя самого, правильно оценивать свои мысли и поступки (и уж тем более поступки других людей) сам человек никогда и ни при каких условиях будет НЕСПОСОБЕН, но нужно чтобы благодать Сама показывала человеку его греховность и не надо спорить с тем (со Свидетельством Бога о том) что падение КАЖДОГО человека, оно истинно бесконечно и что в человеке не может быть НИКОГДА и НИЧЕГО что так или же иначе не соприкасалось бы, именно, с бесконечным личным падением каждого и, именно, с бесконечным грехом каждого.
Очень трудно бывает человеку отказаться от самоанализа, очень трудно бывает поставить человеку во главу угла не работу своего разума, но покаянную молитву и милостивое к другим и к себе сердце. Очень и очень трудно приучить свой ум ДОВЕРЯТЬ ВСЕГДА не тому что он вещает сам себе, но лишь тому что Бог говорит чувствам.
Есть ещё одна причина почему человек не может быстро духовно вырасти. Она запрятана в том что для того чтобы душа научилась смирять свой ум благодатью молитвы, это смирение невозможно приобрести душой, по свидетельству Иосифа Исихаста ранее 15-ти летнего срока покаянных молитв совершаемых под руководством опытного духовника. В иных же источниках о сроках приобретения начального смирения или же бесстрастия — указываются сроки более длительные. 20, 25, 40 и более лет молитв. Это надо помнить. Не 20 лет нахождения в вере могут привести душу к смирению себя, но если эти 20 лет душа будет вести правильный образ жизни и желательно при послушании опытному в молитве духовнику.
Так что спешить не надо с духовным ростом и с оценкой себя самого, также — как не надо и отчаиваться.
Быстрый же духовный рост и скорое приближение к Богу возможно при подвиге мученичества и в случаях когда кто отдаёт свою жизнь для спасения жизни другого человека и ещё в тех случаях когда кто бывает замучен и лишён жизни за веру в Иисуса Христа. Но об этом виде истинного скорого духовного роста я ничего не могу сказать потому что не в моих силах правильно представить себе то с чем в реальной жизни я никогда не пересекался.

20 глава
Молитва и наша неразрывная связь с нашим родом и миром

Если будешь просить прощения у каждой двери, не станешь смиреннее, ибо смирение – это Христос. Если ты прочитаешь горы книг, не станешь мудрее, ибо Мудрость – это Христос. Если ты уйдешь на край земли в поисках Свободы, не станешь свободнее, ибо Свобода – это Христос. Обыщи весь мир, загляни в самого себя: и мир, и ты сам – ничто, ибо нет никого и ничего лучше Христа. Есть ли мир, нет ли мира, всё равно – есть лишь одно незабываемое счастье – Христос. Ты спрашиваешь и спрашиваешь без устали – почему то или это так, а не иначе, и не находишь ответа. – Найди Христа, и все твои вопросы закончатся сами собой. О чем бы ты ни судил – так ли оно, или не так, всё равно, сердце твое успокоится только тогда, когда оно найдет Христа.
Монах Симеон Афонский
О том как каждому из нас \связанному со своим усопшим родом и с миром\ необходимо правильнее реагировать на силу вселенского греха внутри себя — писать надо не главу, а книгу. Вопрос этот неимоверно сложен и предельно прост одновременно.
Простота заключается в том, что Бог не спросил никого из нас о том какими нас создавать, но
«По образу и подобию Своему», (Быт. 1 26-27) мы уже созданы такими что мы связанны со всей вселенной, как связан с ней и Сам Бог. Так велик каждый человек и так велика ответственность внутри каждого из нас за всё то что мы принимаем в себя и тем более за то что мы делаем. Хотим мы это или же нет, но каждая принятая нашей душой мысль и каждое поселившееся в нашей душе чувство, каким-то образом, отзывается в мире духовном и через него идёт далее. Наши покаянные добрые мысли привлекают в мир благодать Бога, недобрые привлекают силу дьявола.
Как и на ком конкретно отзывается состояние нашей души этого мы знать не можем, потому что Бог (для нашей же пользы) укрывает от нас детализацию. Но связь со вселенной неоспорима и её необходимо учитывать для того чтобы с гораздо большим терпением бороться с грехом внутри себя, ЗНАЯ что мы боремся — НЕ ТОЛЬКО за себя одного. Всякий грех, входящий в кого-либо — не случаен. Он каким-то образом вытекает из прошлого нашего рода и, именно, этот грех, раз уж он пришёл к нам, — должен быть побеждён человеком. Именно потому многим из нас бывает столь сложно победить в себе самом столь (десятилетиями, а у многих и пожизненно) устойчивые грехи как: забвение о Боге, забвение о молитве, раздражительность на ближних, обидчивость и прочее — потому что за тем плохим что давит на нас лично (иногда ведь с нечеловеческой силой давит сила греха) — всегда почти укрывается сила наклонности ко греху той части нашего рода, что Господь даёт нести нам. То есть, мы вынуждены нести ту тяжесть греха что досталась нам от наших родных по плоти, как и Господь нёс в Себе силу греха всего мира и победил.
Как наш дух может действовать на мир можно понять из примеров, когда мы видим как некоторые люди (иногда даже без слов) распространяют некое устойчивое спокойствие и мир вокруг себя. А есть иные люди, распространяющие вокруг себя почти непрестанные какие-то недоразумения и непокой. Если же какая-то душа достигла покоя в Боге, то такая душа будет (без слов) распространять вокруг себя благодать Бога, которая, иногда может чувствоваться почти осязаемо.
Вместе с такой душой — достигает покоя в Боге весь её род. Таких благодатных людей, к сожалению, мало. Мало, потому что грех не только в самом себе победить сложно, но даже и увидеть в себе самом грех во всей его полноте ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ трудно для всякого человека, потому что все мы склонны к самооправданиям и к обольщению собой.
Надо просто убедить себя в том (и постараться удержать в самом себе эту мысль) сколь важно каждому из нас победить ВЕСЬ грех в себе. Как противится дьявол каждому кто старается очистить ВСЮ душу свою, хорошо знает каждый кто вышел внутри себя на беспощадную борьбу со своим грехом…
мысль о важности ПОЛНОГО очищения самого себя — дьявол её будет с неутомимым упорством пытаться выкрасть из души. Он будет отвлекать всякую душу от молитвы и от покаяния, будет стараться закутывать душу в суету и в забвение о Боге сколь угодно долго, потому что знает сатана, сколь много он упустит душ из своей власти — если только какая душа (пусть даже одна из миллиона душ) сможет таки достичь максимального результата в покаянии и в приближении к Богу. И (так как сатана ежедневно пытается давить нас грехом и ежедневно красть память о Боге) приходится душе с утра и до вечера ЕЖЕДНЕВНО настраивать себя на войну со всем и со всяким грехом внутри себя, приходится ЕЖЕДНЕВНО понуждать себя на молитву, приходится ЕЖЕДНЕВНО поновлять в себе самом тревогу об очищении не только себя самого, но и о очищении через себя того рода с которым (мы вольно и невольно) связаны.
Вот почему разный грех бывает так хитёр и бывает столь (десятилетиями) упорен внутри нас…. Потому что борясь с грехом внутри себя, мы боремся не только за себя самого, несём не только свой груз, но хотим это или же нет, но мы несём груз и боремся за всех тех кто жил до нас. Если мы (благодатью Иисуса Христа) побеждаем в себе самом грех, тогда Бог (за эту победу над грехом внутри нас) может вызволить из темных мест духовного мира (или так или иначе облегчить участь) тех кто нам близок по крови и кто не мог этот грех (при своей жизни в теле) одолеть сам в себе. Таким образом мы как бы делаемся соучастниками страданий Иисуса Христа который нёс скорби за грехи и за греховность мира. Конечно же, страданий Иисуса вполне достаточно чтобы искупить мир, но Богу угодно когда мы делаем себя как бы едиными с Ним. Богу угодно чтобы мы сострадали миру вместе с Ним, чтобы потом (за страдания в борьбе с грехом) Он мог дать нам награду в вечном Его Царстве.
К примеру, кто-то кого-то сильно обидел. Отец сына например. Бил, едва не с пелёнок, унижал и прочие творил над своим сыном (или пасынком) жестокости, а потом вообще бросил семью и ушел к другой женщине, например, и всё такое прочее нехорошее. Вполне ясно, что простить такого отца будет по настоящему трудно… и это надо понимать правильно. В таком случае — почти всё совершенство христианской жизни для обиженного отцом сына заключается в том чтобы он, придя в возраст смог таки искренне как-то простить своего отца. Если простит (то что кажется простить невозможно) — тогда он не только себя избавит от осуждения за многие грехи, но многим из своего рода простивший облегчит загробную участь.
Бог — каждого — ведёт СВОИМ индивидуальным путём.
С той души что попроще, требуется избавиться от всего того что она понимает как грех и с чем она видит что должна бороться в себе. То есть — тому кого жестоко обидели — надо найти в себе силы простить. Тот кто подсел на алкоголь или блуд, пусть просит у Бога силу жить спокойнее. Да…, победить грех в себе нелегко, потому что к обиде (к блуду или к зависимости от алкоголя) может быть мистически привязана сила грехов своего рода. От этого вывести из себя всю эту силу греха — бывает иногда крайне и крайне непросто…, но христианин должен уметь побеждать свои пороки благодатью Христа, он должен научиться прощать и любить — должен научиться без рассуждения молиться, в идеале, за всех. За весь мир без исключения. Не вымаливать надо людей, что не святому человеку непосильно будет и духовно опасно, потому что это от гордости такие молитвы могут быть, но со смирением просить должен всякий за каждого с кем пересекается: «Господи. Прости его. Господи. Помоги всем», всемерно остерегаясь личного Суда над кем-либо, сколь бы справедливым свой личный суд над кем-либо не казался бы.
Бог с каждого спрашивает по его силам и по его устроению, и с каждого Бог спрашивает лишь то что он мог бы сделать, но сам не захотел напрягаться.
С души более высокоорганизованной Бог спросит значительно строже. Все ведь хорошо знают что обещано было каждым из них Богу в обряде крещения:
«Отрицаюсь сатаны и от всех дел его. Сочетаюсь Христу, верую Ему как Царю и Богу».
И потом спросит Бог с того, кому это было по силам… «Всё ли ты узнал о сатане при жизни своей чтобы отречься от всех дел его? Что ты делал в жизни своей для Иисуса Христа, как для Царя и для Бога?» и вот тут, наступает ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ большая сложность… потому что знания о сатане и о том как он действует (и может действовать) в тебе лично, об этом в книжках не прочтёшь, но нужен личный ежедневный, постоянный над самим собой труд, чтобы научиться видеть в себе действия дьявола и уметь отстраняться от всего того что злой дух вселяет в каждого человека.
А это уже, немалое трудное искусство, тем более что мы живём в мире, где большинство людей сатане почти никакого такого особого сопротивления внутри себя не оказывают, но противятся злу лишь тогда, когда это связано с грехами грубыми и за которые может быть ответ перед законом и перед людьми.
Что нужно знать о своей связи с миром?
Нужно знать что зло которое мы в себя принимаем или то зло которое мы из себя не изжили — оно умножает общее зло в мире духовном и в мире земном, и ухудшает участь тех родных за которых мы ОБЯЗАНЫ молиться, но вот КОНКРЕТНО в фантазиях своих представлять себе, как наше зло делает кому-либо хуже, или же как добро наше делает мир лучше (наподобие гордых глупых медитаций или колдовства и оккультизма) это делать нельзя. Любая подобная детализация внутри себя разовьёт религиозную фантазию в человеке и этим уведёт душу от истины (и от Бога) в страну сатанинской гордыни в которой запутаться легко, а вот очистить свою душу от фантазий о духовном — по настоящему нелегко для каждого человека, тем более что многие даже и не знают истинных границ своей религиозной фантазии, потому что не обучены хранить свой ум правильно, хранить не собой, не своими силами ума, но (по возможности непрестанным болезненным о себе) покаянием, молитвой и благодатью Бога.
Поэтому надо быть проще.
Греха любого надо сторониться, но чтобы греха сторониться — надо знать что такое грех, а грех тема архисложная и она очень трудная для КАЖДОГО человека, потому что тот грех что наиболее наветует любую душу — он тщательно скрыт внутри каждого из людей и необходим большой, ежедневный, долговременный, пожизненный кровавый труд над самим собой чтобы этот грех увидеть внутри себя (не своим умом, но со смирением ПРИЗВАННОЙ благодатью Бога) и победить его.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

34гл++

ГЛАВА 19 в формате PDF скачать и читать

ГЛАВА 19 FB2

ГЛАВА 20 PDF

ГЛАВА 20 FB2

Написать письмо или оказать помощь автору