11 глава Обольщения на молитве (о природе духовной прелести)

34гл+

11 глава
Обольщения на молитве
(о природе духовной прелести)

Видеть свои грехи в их множестве и во всей их гнусности действительно есть дар Божий
Св. праведный Иоанн Кронштадтский
В новоначалии своём я ожидал от себя скорого духовного роста, предполагал что наступят обильные (как у святых) благие изменения вскорости (с помощью Бога естественно), ожидал внутреннего очищения молитвой и, казалось, видел — как с каждым днём я становлюсь всё начитаннее и всё более и более духовно опытнее. Спустя четверть века молитв — отношение к себе изменилось кардинально.
Душа уже поняла свою неизменность (постоянство) нахождения во грехе и НЕИЗБЕЖНОСТЬ пребывания в плену у жёсткого НЕПРЕРЫВНОГО (пока жив) духовного обольщения. Душа поняла НАКОНЕЦ-то, что грех начинается тогда — когда я НАРУШАЮ мир своей души словом или же мыслями — НЕВАЖНО даже какими…
Что же произошло?
Может я стал больше грешить?
Может я менее стал в себе носить страха Божия и желания спастись нежели в начале своего покаянного пути?
Нет. Думаю что ничего не изменилось во мне особо-то. Слава Богу, ревность новоначального и до сего дня не оставила меня. Как и в начале пути — молитве и покаянию хочется отдать: каждую минуту, каждый день, каждый час. Но вот только зрение своего греха (общего всем людям) углубилось во мне многократно, стало постоянным. Внутренние духовные безвидные слёзы, глубоко скрытый от мира плач духа — стал моим НЕИЗМЕННЫМ спутником, неразлучным итогом всего что я делаю.
Вот к чему приходит душа спустя годы молитв…. она приходит к тому что не видит и даже не способна в себе увидеть: ни одного мгновения своей жизни не в обольщении, не в духовной прелести, не в служении греху.
Думать, что обольщение это лишь некое видение или же свет (благоухание) свыше что может предстать тебе на молитве и ты не должен будешь принимать его, это значит не знать о обольщении почти совсем ничего.
В истинном же своём понимании духовное молитвенное обольщение объемлет весь мир, каждого человека в отдельности, объемлет весь его состав, каждую молитву, каждое чувство — в том числе и самое искреннее покаяние человека. ВЕСЬ мир — находится внутри жёсткого обольщения о себе и не находиться в обольщении (именно всё в КАЖДОМ человеке) никак не может.
В этом большая практическая польза для себя и опытность души —
видеть в жёстком непрестанном молитвенном обольщении — надо не других, не мир (хотя и мир тоже болен не менее чем я), но только к себе самому надо привязывать эти мысли и только лишь о себе самом помнить и хранить эту мысль.
«Я погибаю», «Я в обольщении», «Я в нечувствии», «Я плохо знаю себя», «От меня скрыты грехи мои», «Почему я не плачу о грехах своих как должно? Да потому что не удостоился ещё видеть себя таким как я есть»
и тому подобное…
Почему это так?
Почему(?) лишь тот кто проводит достаточно времени в покаянной молитве начинает ощутимо, почти осязаемо видеть в себе и чувствовать своё окаменение к Богу, свою недостаточность в покаянии и прочие недоделки в себе — как песок морской. И так видеть себя (во всём недостаточным и худым) это — не актерское рисование перед самим собой и не желание показать себя перед другими неким таким особенно покаянным, но это должно быть НЕПРЕСТАННОЕ, ежедневно привычное состояние души.
Почему, тот кто с покаянием не знаком так долго, воспринимает себя гораздо оптимистичнее чем тот кто к глубокому (почти непрестанному) покаянию в себе сроднился как к своему земному дыханию? Сроднился так, что без него не может ни подумать, ни сделать никогда и ничего…
Почему(?) чем глубже покаяние, тем все более и более основательнее видит себя утопающей во грехе (и в бесконечных грехах, греховности) душа.
Почему болезнь о своём падении и о падении всех людей, с годами молитв всё глубже и глубже захватывает все помыслы и чувства души, захватывает до молчания в рассудке?
Я не знаю ответа на эти вопросы.
Покаяние — это Дар Божий. Дар ЕДИНСТВЕННЫЙ приносящей душе моей успокоение, всё прочее (не покаяние) куда как менее и менее становится важным для меня.
Почему так происходит я не знаю, но лишь только в покаянии душа моя обретает покой, ТОЛЬКО во всё более и более глубоком покаянии и только в нём и в вере во Христа, и ни в чём ином более не находит душа моя УСТОЙЧИВОГО покоя. Удивительно, но даже вера во Христа может погубить душу, если из души (как это обычно бывает принятым у сектантов) будет ИЗЪЯТО непрестанное сокрушение духа своего и (по возможности непрестанное) болезнование \именно\ о ВСЁМ в себе.
Ниже, я хотел бы поговорить о том как можно развить в себе непридуманное, не в фантазии своей, истинное зрение греха своего. Почему зрение греха своего должно быть непрерывным и почему, именно, зрение греха своего и всеовсемпокаяние стоит (должно стоять) во главе угла духовной жизни разумного (Богом видящего себя) человека. Как можно развить в себе покаяние и коротко о том что ослабляет и совсем уничтожает в душе желание и способность каяться непрестанно.
Не нужно думать, что углубившись в описание способов непрестанного покаяния я отклоняюсь от заглавия в теме «Обольщения на молитве (о природе духовной прелести)» нет, это не уклонение от темы, но лишь особое указание на то, что обольщение в самом себе и природу духовной прелести можно как-то ослабить в себе — действием ТОЛЬКО-ЛИШЬ (по возможности) непрестанного покаяния.
В аскетике непрестанное благодатное покаяние именуется Адамов плач. Адамов плач доступен не только монахам живущим уединённо, но он доступен и мирянину, но разумное удаление от любых пустых развлечений — должно быть соблюдено строго обязательно. Если же душа не будет удаляться (ради покаянной по возможности непрестанной) молитвы от развлекательного кино, пустой болтовни с ближними и от прочего подобного, рассеивающего ум по вселенной и по любым чужим проблемам кроме плача о грехах своих, то Адамов плач и издали не покажется душе.

18гл2

Адамов плач или благодатное покаяние, как непрестанный спутник всего что ни делает (и всегда о чём бы ни думал человек) зарождается в душе как таинство и оно является достаточно редко встречающимся таинством, которое мало помалу, не сразу и не вдруг, создаёт и хранит в человеке благодать Божия. Как это замечено у святых: «Плач — сугуб. Делает и хранит».
Так уж устроен человек, в его душе может создаваться не только обольщение молитвы, обольщение «живого» общения «с Богом», но также может создаваться и обольщение «покаяния» и «Адамова плача» в том числе тоже.
То есть, у людей ищущих живую духовность, это иногда встречается… Настоящих благодатных переживаний в душе пока ещё нет, потому что душа не может быть сразу готова к ним (а быстро ничто ценное в душе и не рождается, но лишь спустя годы и даже десятилетия упорного труда над собой) и тогда, за неимением истинно духовных переживаний, в фантазии своей, человек может начать придумывать себе некие пародии, на все те благодатные переживания, о которых немало пишут святые отцы в своих книгах. И тогда для тех, кто поспешно входит в «духовную» жизнь наступает печальное время…, время тонких (или грубых) подмен внутри себя.
Подмены эти — характерны тем что душа не успокаивается в Боге, не становится всё менее и менее внешне активной, не склоняется к тому чтобы более и более скрываться от других людей, но возникает желание проповедовать о том что им видится ценным в их «духовной» жизни и потом… почти непременно такую, возомнившую много о себе душу могут начать, с более жёсткой силой чем прежде угнетать грубые страсти, такие как: гневливость, блуд, пьянство и подобные им.
Можно конечно многое написать о том как рождается духовная прелесть в человеке, но мне видится здесь более приемлемым иной путь рассмотрения проблемы о молитвенной прелести.
Я просто коротко опишу тот путь по которому в человеке может зародиться истинное благодатное покаяние, Адамов плач. И если уж кому откроет Бог путь истинного плача о себе самом (не о других, а о себе самом во первых) то тогда, тот кто поймёт путь правильного самовоззрения (или непрестанного всеовсемпокаяния о себе) тому уже не нужно будет знать тонкости того как сатана пробирается в души людей. А пробираться в чувства и мысли людей сатана может столь разнообразно, что всех его методов, как дьявол может проявлять своё пагубное влияние в человеке, никто наверное никогда и не сможет описать полностью, ну просто потому что сатана, как ангел (пусть и падший, но всё таки ангел) часто действует на ум и чувства человека не только в виде осознаваемой человеком мысли, но и на более скрытых уровнях — статично или через подсознание, а также и через ложную интуицию.
Но тот кто сможет найти путь всеовсемпокаяния о себе о котором я подробнее озвучу чуть ниже, тому будет значительно проще (не вдаваясь в особые тонкости и сложности, просто по интуиции и по простейшему самовосприятию) — выйти из той или же иной степени молитвенного обольщения, если конечно, Бог откроет ему пользу этого простейшего пути — (всеовсемпокаяния о себе самом без рассуждения).
Как это происходит?
Как душа может научиться (правильному самоззрению или же) ВСЕОВСЕМПОКАЯНИЮ о себе?

ВСЕОВСЕМПОКАЯНИЕ О СЕБЕ КАК ЕДИНСТВЕННОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ОРУЖИЕ ПРОТИВ МОЛИТВЕННОГО ОБОЛЬЩЕНИЯ
Путь духовного развития, это понимает всякий кто всерьёз выходит на него, не будет иметь совершенно никакой реальной цены — если на этом пути не произойдёт реальной встречи со святыми и с Богом, и если не будет реального переживания живого общения с Небожителями.
Вера — неподкреплённая абсолютно явной для души и тела силой Свыше — ТАКАЯ «вера», вера никудышная, вера неинтересная, вера нестойкая… Это подобно тому как если бы кто ходил на работу, но реальной зарплаты он там бы не получал, но ему бы из года в год говорили: «потом получишь всё…, после того как умрёшь… 😦 »
Нет. Евангелие не обещает живое общение со Христом лишь по смерти, но наоборот, обещается (Мф 16,28): «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем»
Как бы-то ни было, но поиск живого общения с Богом чем-то похож на напряжённую охоту за ценной и редкой добычей.
Душа должна почуять след Бога, взять его, не потерять его и — в итоге стать обладателем Того за Кем она \так упорно\ как бы «охотится» то есть, желает обрести Бога.

Теперь рассмотрим упрощённо как(?) именно находит свою добычу, к примеру, волк или же лиса или собака (неважно).
Ищущий чует вначале может быть не очень ясно воспринимаемый его обонянием след. Запоминает запах и начинает преследование. Со временем, запах преследуемого начинает естественно усиливаться, если всё идёт успешно. Потом ещё и ещё сильнее и наконец настаёт вожделенный момент встречи с тем кого ищет (условный) охотник и вот… обладание добычей… Сытое брюхо, прилив сил и временное успокоение, пока не настанет новый период голода (в данном случае духовного).
Зададимся вопросом.
Много ли знает преследующий о своей жертве зверь? Что-то знает, но далеко не всё. То есть, для успеха охоты — не нужно полное знание того что из себя представляет добыча, но достаточно лишь ориентироваться на запах следа и всё…
Вот в духовной жизни, всё, во многом напоминает этот процесс. Процесс охоты.
Так, находят Бога многие некнижные молитвенники и также был обучен (своим духовником) искать живой встречи с Богом и я.
Нужно почувствовать внутри себя те состояния души которые усиливают внутри тебя «Запах» Бога. То есть… прочел правило с таким-то оттенком настроения внутри себя и вдруг… покой Божий в тебе усилился. Усилился устойчивый мир внутри; вдруг душа «задышала» чем-то успокаивающим и умиротворяющим внутри себя. Это знак что ты «догоняешь» «приблизился» немного к Тому кого преследуешь, встречи с Кем — ищешь. Значит — надо повторять то что усилило «Запах» Бога. Обычно особо усиливает «Запах» Бога, Крещение, Исповедь, Венчание, Причастие. В новую фазу отношений с Богом вводит рукоположение. Усиливается сокрушение духа. Усиливается болезнь о самом себе. Усиливается (особо) неосуждение ближних. Усиливается искренняя молитва о всех и всё подобное этому.
И вот тут, когда душа уже войдёт во вкус «преследования» Бога, она может в определённый момент своего внутреннего (неизменно покаянного) развития отчётливо поймать себя на мысли, что как только душа начинает каяться, ИМЕННО, ВО ВСЁМ в себе самой и каяться БЕЗ рассуждения (и без гордого самокопания в себе самом) как «Запах» Бога начинает (и это происходит всегда!!!) В РАЗЫ УСИЛИВАТЬСЯ…
И вот тут, ПУСТЬ отключается разум. Он должен \на определённом этапе\ ОБЯЗАТЕЛЬНО отключиться, он должен как бы умолкнуть сам в себе и перестать задавать душе глупые вопросы, типа: «Почему это я должен каяться во всём? Я что дурак? Разве я Фреди Крюгер какой-то?» (или, к примеру, такая бесовская бесстыдная провокация… «Может мне и в том ещё надо покаяться что я православным стал?)» и т.п., неразумные искушения.
Нет конечно же… каяться в том что человек стал православным нет нужды, но вот если человек не будет каяться в том что он — (как православный) живёт не по православному (и что православия-то он может даже не знать и т. п.,) то в таком случае он по настоящему православным так НИКОГДА и не сможет стать!!! Недостатки в себе не может и никогда не сможет увидеть тот, у кого «православие» только лишь на языке. И будет ли с такого «православного», ну хоть какой-то(?) толк в духовной жизни, я не взялся бы рассуждать. Скорее всего, православный не умеющий каяться в том что он православие знает плохо — (моё мнение) НЕПРЕМЕННО впадёт в обязательное духовное обольщение и обличением ему будет… частое, а то и ежедневное полное отсутствие Живого блаженного обладания Богом.
То есть… совсем не обязательно читать о молитве и о православии объёмные сложные богословские труды — особенно, если автор наш современник не прославленный церковью в лике святых…, но надо найти «Запах» Бога той практикой молитвы, которая окажется душе посильной (у каждого это своя индивидуальная практика), а потом ЛИШЬ усилить этот «Запах» \это веяние Духа Божия внутри себя\ и удержать это Чувство обладания Покоем Бога в себе.
И вот тут, как и в реальной охоте… у каждого СВОЙ след, у каждого СВОЁ «преследование» Бога, у каждого СВОИ пути приближения к Желанной Добыче.
Кому-то это молитва и посещение храма. Кому-то благотворительность. Кому-то простить того кого (когда иногда кажется что) и простить-то вряд ли возможно… и т.п. Для многих это обязательное терпение всему тому что Бог посылает им в семье или на производстве. Терпение болезней. И при всём вышесказанном, одним из этапов приближения к Богу, один из способов Живого обладания Им, самый важный способ это… (УДЕРЖАТЬ Бога при себе, внутри своих чувств) — ПОКАЯНИЕМ О ВСЁМ В СЕБЕ, ВСЕГДА И БЕЗ РАССУЖДЕНИЯ — ПРОСТО НЕПРЕСТАННО (БОЛЕЗНЕННО) КАЯТЬСЯ О СЕБЕ И ВСЁ…
И потом может наступить неясная ясность в душе.
Душа поймёт НАКОНЕЦ что она не может, да и не способна вместить в себя НИЧЕГО из невместимого Божия… Душа поймёт, наконец, что НИЧЕГО до конца ясного в этом мире не существует, и что никто не сможет во время земной своей жизни до конца понять почему это именно так, а не иначе. Вот почему(?), чем БОЛЕЕ вкладывает душа внутрь себя болезней о себе самом и когда она сокрушается В ЛЮБОЙ из своих молитв (пусть даже это и славословие Богу) то всё тем более и более, всё тем сильнее и СИЛЬНЕЕ она чувствует близость Бога, Его «Запах» Его Силу, Его Милость, Его Благодать, Его Покой и Его (сокровенную от большинства людей) Жизнь. И потом (если душа только сумеет ПРИВЫКНУТЬ в навыке
ВСЕГДАОВСЁМКАЯТЬСЯВСЕБЕ) то для души может наступить блаженнейшее время устойчиво МНОГОЛЕТНЕЙ Жизни в благодати. Страсти утихнут и остаётся лишь болезнь о себе и Жизнь в Боге — ПРЯМО увязанные между собой, именно, так… Если есть болезнь о всём в себе (без рассуждения — просто болезнь о всём в себе и всё) — то есть и Жизнь в Боге. А если будет благодать Его, то тогда и ОБЯЗАТЕЛЬНО будет (что предельно важно ВСЕГДА Живой) ответ на все и на любые твои молитвы к Богу и к святым.
То есть духовный мир впустит тебя к себе…
Моё мнение — Господь, впускает в мир святых духов только ТОЛЬКО лишь плачущих о всём в себе. Впускает Господь, отнюдь, не тех кто начитан и грамотен (пусть даже и богословски), но лишь тех \кто хоть и бывает начитан\, но от своей начитанности отказался в пользу сокрушения духа своего непрестанного и в пользу (по возможности непрерывного) покаяния о всём в себе.
Можно сравнить с тем что если бы кто изучал машины и знал бы о них многое, но не ездил бы на них, с тем кто о машине почти ничего не знает, но садится за руль и едет куда необходимо.
Вот что такое всеовсемпокаяние о себе самом.
Душе не обязательно знать почему(?) ИМЕННО это чувство внутри него так особо приближает его душу к Богу и так особо дарит душе независимость от внушений дьявола и от страстей, но душа может этим \сокрушением духа о всём в себе\ эффективно и непрестанно пользоваться.
Одно только сложно… человек ведущий расслабленную жизнь, связанную со многими развлечениями ума — не может в себе непрестанно удержать мысль о сокрушении о всём в себе. Это трудно, а для многих — даже и непосильно, особенно на первых этапах покаянного пути, но — дорогу осиливает лишь идущий.
Мне же лично, особо повезло что я не искал путь всеовсемпокаяния о себе, мне его просто показали и я пошёл по нему.
Да. Всегда и непрестанно каяться о всём в себе — трудно. Это достаточно нетрудно непродолжительное время, ну, к примеру, каяться — день, другой…, но вот каяться годами — (искренне и болезненно каяться пожизненно о всём в себе) и стараться (по силам, чтобы не надорвать себя духовно) в себе это всеовсемпокаяние содержать, вот эту мысль искреннюю: «я хуже всех» — стараться отречься от суда над всеми, стараться пожизненно осуждать не других, но лишь лишь себя самого, это — как распять свой ум, это — как уничтожить весь свой прежний рациональный менталитет в пользу заповеди Бога о нищете духовной и о покаянии; вот это сделать с собой…, уничтожить свой дух всеовсемпокаянием о себе — ЭТО РЕАЛЬНО ТРУДНО.
Думаю, более распространяться о том как именно можно ослабить в себе самом действие духовного обольщения нет необходимости.
Тот кто ищет Бога, ищет Живой встречи с Ним, поймёт пользу простоты в поисках своего Создателя и найдёт тот Путь к Богу, который я считаю единственно верным в борьбе со свои личным духовным обольщением… — путь (по возможности) НЕПРЕСТАННОГО покаяния о всём в себе.
И если только душа найдёт этот путь, путь смирения своей души, тогда, она может (пари наличии благоволения от Бога) обрести внутри себя живую способность слышать ответы на все и на любые свои молитвы к Святым, и к Богу. Душа будет слышать (вернее чувствовать внутри себя) ЯСНЫЕ ответы, не в виде видений, на которые так часто обманываются многие обольстившееся в себе, но в виде безвидной (без слов) уверенности, что ты услышан и что ты принят Богом. Эта уверенность будет отзываться внутри души Покоем и Силой Бога которые могут стать, с годами, (в навыке) знакомыми.

Стоит помнить, что нечувствие в себе явной Силы Бога — это тоже большое обольщение…, очень большое обольщение о котором и святые пишут страшные слова для многих: «Тот кто не увидел \в себе\ Христа здесь, тот и там (по смерти) Его не увидит».
Сравни: «Кто не увидел Христа здесь, в этой жизни, тот не увидит Его и там», — говорил
прп. Варсонофий Оптинский.
Что(?) ослабляет и совсем уничтожает в душе желание и способность каяться непрестанно.
Ослабляет (способность к непрестанному покаянию): теплохладность к Богу, развлечения для ума, фильмы, неполезное чрезмерное общение с горыми людьми забывающими о Боге. Особо ослабляет покаяние и даже делает его невозможным возношение над другими, тем более осуждение других и желание быть главным в чём-либо. Особо жёстко ослабляет желание каяться о всём в себе — самосмышление. Ослабляет (желание каяться) — гордое толкование Божиих истин. Не только ослабляет, но жёстко убивает покаяние о всём в себе, да и вообще благоговение к Богу уничтожает и истощает… исследование сложных богословских вопросов, а также особо — споры о Боге и о Путях Его.
Многих, в наше время, жёстко \духовно\ убивает (для того чтобы они смогли УВИДЕТЬ греховность свою): «борьба» с антихристом, борьба с «экуменизмом» внутри церкви…, «обличение» мира и особенно ужасные последствия в душах оставляет «обличение» священноначалия РПЦ во всех его грехах или «грехах» 😦 И ведь говоришь иногда людям… «Ну если ты видишь что что-то идёт не так как тебе это видится правильным — усиль свои молитвы о священстве и о всех тех людях кого ты осуждаешь… Сотвори Любовь…» так нет… желание молиться о осуждаемых не высказывается, но вспоминается Николай угодник ударивший Ария по щеке… Грустно…, когда душа даже и издали не обонявшая благодать Божию \подобную как у Николая чудотворца\ начинает мнить себя поборником Истины — от которой она едва ли не бесконечно далека духом своим
😦

К ОГЛАВЛЕНИЮ

5ом8+

ГЛАВА 11 в формате PDF скачать и читать

ГЛАВА 11 FB2

Написать письмо или оказать помощь автору