14 Ложь скрывшаяся в личной добродетели (очень важная статья для каждого спасающегося)

34гл+

14 глава
Ложь скрывшаяся в личной добродетели
(очень важная статья для каждого спасающегося)

Святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы — в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть — признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос»
«Когда при действии Божественной благодати откроется подвижнику множество согрешений его: тогда невозможно, чтоб он не пришел в крайнее недоумение, не погрузился в глубокую печаль»
Вдумаемся в эти две цитаты святителя Игнатия… вдумаемся не для того чтобы осуждать других, вдумаемся для того чтобы поискать в себе самом возможность увидеть себя яснее.
КАК УВИДЕТЬ ДЕЙСТВИЕ ЛЖИ В СЕБЕ?
Надо \в большом долготерпении\ призвать в себя Духа Божия и дождаться когда не сам ты, не ум твой, не чувства твои, а уже, именно, Сам Господь \мало помалу, с годами молитв\ откроет тебе всебедственное положение твоё — общее ВСЕМ живущим на земле людям.
Логикой и самоанализом — действие вселенского греха в себе не увидит никто.

Без долговременного внутреннего, а лучше внешнего уединения увидеть полноту греховности своей невозможно.
Если кто увидит полноту греха живущего в себе (это очень стойкое и сильное впечатление), это неизбежно просто, он не справится с самим собой, но погрузится в столь полную печаль о своём собственном \открывшимся ему Богом\ состоянии, что посторонние зрители тут (кто бы они ни были) будут совершенно неуместны. Печаль ляжет и на лицо, и на положение тела, и на каждую мысль рождающуюся в это время в душе. Сила скорби при этом будет неотступной. Душа онемеет от ВСЕХ почти своих личных мыслей — и это СОВЕРШЕННО неизбежно. Скорбь о своей личной испорченности, а лучше сказать порче (о общем всему человечеству грехе), будет столь сильна что разум умолкнет, словесность станет как несуществующая, природа вещей и природа личного мышления примет иные формы и останется ТОЛЬКО лишь боль в сердце и искренняя просьба о Милости Господней, просьба — как из истинного вечного ада. Долговременную боль о своём личном падении, даже делать попытки обольщаться не стоит, утолить, при жизни в теле невозможно ничем и никем. Эта боль живёт в каждом человеке, тайно томит она всех, но лишь духовно опытная, сроднившаяся со свои внутренним духовным плачем, душа — знает как правильно жить ей с этим бесценным Даром Бога, с Даром зрения полноты греха своего.
Правильному духовному плачу необходимо учиться и НИКТО не может научить этому плачу другого человека пока сам опытом не войдёт в него, пока не научится дышать бесконечной и непрестанной печалью о самом себе омывая этой печалью в себе — всё и всегда, оплакивая в себе непрестанно: — КАЖДУЮ свою мысль, — КАЖДУЮ свою молитву к Богу, — КАЖДОЕ своё чувство: к ближним, к живым и усопшим, к Богу, к Святым. Тот кем владеет плач Духа — делается неспособен видеть никакое благо в себе самом и ни при каких условиях. Даже, если бы он воскресил мёртвого.
Нескоро и не сразу приходит в правильное самовоззрение душа… А правильное самовоззрение это искренне осознавать себя не только много худшим дьявола и всего ада вместе взятого, но и неисправимым во грехе; неисправимым — ни на йоту, неисправимым НИКОГДА, неисправимым НИ В ЧЁМ. И само покаяние своё \тот кто видит себя Духом Святым\ видит исполненным тайного коварства по отношению к самому себе. Как хорошо пишет святитель Игнатий, один из немногих духовных писателей близких нам по времени, кем владел Дар Духовного Плача:
«И самый плач наш, самые слезы наши {неисцелимо} повреждены падением».
Лишь тот кто дошёл своими молитвами до истинного зрения греха своего понимает ЯСНЕЕ-ЯСНОГО что он не может быть правильным ни в чём, и что он не может быть лучше никого, но истинно он хуже всех, хуже всего мира.
И это зрение того что он неисправим и того что не кто-то иной, но именно он сам — бесконечно падший, не может быть плодом личного воображения или же следствием психического расстройства — это всего лишь лишь следствие того что душе раскрыл полноту её греховности Дух Божий. Без долговременной особой подготовки к зрению греха своего — подобное зрение, вряд ли кто смог бы перенести без повреждения душевного.
К чему стремились Величайшие из отцов православия?
Что ставили они всегда во главу угла после несомненной веры в Спасителя Иисуса?
Тот кто коротко знаком с аскетикой православия знает это очень хорошо… отцы стремились к НЕПРЕСТАННОМУ зрению греха своего. Дар непрестанных духовных слез считался не только одним из высших даров Святого Духа, но и основанием даров других.

«Плач сугуб — делает и хранит», «Где нет плача о себе — там ничего нет», «Мысли что ты можешь угодить Богу — бойся более нежели огня геенского», «Слёзы плод» и иные, подобные МНОГИЕ-МНОГИЕ высказывания, были рождены отцами по Действию Святого Духа.
По себе это хорошо знаю — если из души уходит искренняя печаль о грехах своих, то, вслед за печалью о грехах своих НЕИЗБЕЖНО ПРОСТО — из души уходит не просто печаль… из души уходит всё истинно ценное. Из души уходит Жизнь души, гораздо более ценная чем сама душа, из души уходит Дух Бога, уходит Милость Иисуса Христа, уходит Истина, уходит возможность видеть себя и всё вокруг себя более менее правильно. Вот к чему приводит утрата зрения греха своего — к полной духовной смерти в себе!!!

14гл1.png

ПОЧЕМУ ЖЕ истинное ЗРЕНИЕ ГРЕХА СВОЕГО ТАК РЕДКО ВСТРЕЧАЕТСЯ В НАШЕ ВРЕМЯ В СРЕДЕ ВЕРУЮЩИХ? Как именно ложь прячется в наших добродетелях?
Причин того что истинное зрение греха своего крайне редко встречается в среде современных нам верующих немало. Это: и привычка к рассеянной жизни, и устойчивый навык во всем опираться не на Дух Бога, но на своё личное разумение, и отсутствие культуры приобретения истинного плача о себе самом, и отсутствие наставников (достигших меры непрестанного плача о себе), и образование светское, в котором нет места Богу и нет ни слова о предельной полноте зависимости от Бога, и привитый комплекс ценностей и «знаний», в которых опорой является — да что угодно, но только не Бог Вседержитель, и то что мир, окружающий нас никогда не спросит у тебя: «Как ты каешься? Как готовишься к Суду Божию?», но мир (с маниакальным упорством) отвлекает и будет пожизненно отвлекать от покаяния, и бесчисленная суета, и бесконечные разговоры о чём угодно, да только не о молитве и не о покаянии… Мир скорее будет гнать и теснить каждого кто ищет истинного зрения греха своего, чем примет или хотя бы отчасти поймёт ищущего покаяния — хоть когда, да-нибудь… Во все времена, не только в наши дни, но и от древности — ищущие Духовный Плач замыкались, закрывались и удалялись от всех… потому что общая всему человеческому роду ужасная гордыня духа, она как из сосуда в сосуд переливается в человека практически при ЛЮБОМ, даже и при кратковременном пересечении кающегося — с этим миром.
Это очень хорошо осознаёшь когда находишься в полном уединении хотя бы с два-три месяца. А потом как только встретишься с кем-либо на улице и поговоришь хотя бы недолго и всё… и молитва уже не та…, и потребность в пище телесной возрастает в разы и покой души — по любому будет нарушен и иногда весьма сильно.
Всё вышеперечисленное имеет место как препятствия возникновению истинного зрения греха своего, но я хотел бы здесь немного подробнее поговорить о иных (менее известных) препятствиях к духовному плачу о себе самом.

1-ое малоизвестное препятствие:
НЕВЕРБАЛЬНОСТЬ Духовного Плача (Духовный Плач невозможно уложить в рамки человеческой логики)

Человеческому уму свойственно многое подвергать анализу и обработке так называемой (естественно вербальной) логикой. А логика, при более внимательном рассмотрении, вязнет и убивает сама себя в реальной действительности буквально с первых шагов и притом в самом простейшем.
Взять, к примеру, любое из вербальных утверждений где употребляется слово «я». Я — молюсь, я — иду, я — думаю, я — каюсь (раскаялся), я грешу (согрешил), и т.п. Примеров можно привести до бесконечности, и любое из этих утверждений будет по большей части ложным просто по тому что вербальное — это почти всегда (по умолчанию) ложь. Ложь… потому что в сознании умалчивается Главный Виновник бытия всего — (непрестанно Действующий в каждом живом существе) Вседержитель Господь. Вместо «я молюсь», «я иду» (и прочее) надо было бы всегда говорить нечто подобное тому что:
«я молюсь ТОЛЬКО ЛИШЬ потому что Бог даёт мне (СЕЙЧАС) силы обратиться к Нему» «я согрешил только лишь потому что Бог позволил мне это, хоть Он и не Виновник никакого зла» и т.д. Тот кто верит что без Бога ничего не случается, что вне Его Воли ни одна мысль не движется и прочее, — тот побоится внутри себя сказать слова «я молюсь», побоится — потому что эти слова — ВСЕГДА будут ложью и только ложью и более ничего. А ведь эти слова: «я молюсь», «молюся убо Тебе», «прошу Тебя» и многое подобное сему встречаются как в богослужебной практике так и в молитвословах. И как тут быть? Переписывать молитвословы? Объявить ложью (в том числе и часть текстов Божественной литургии?)
Любой нормальный человек понимает что это делать нельзя. Пусть всё остаётся на своих местах как есть, но для человека желающего разумнее подходить ко всему что он читает и выражает, стоило бы задуматься о том чтобы научиться внутри себя пользоваться иным языком… языком Духа, языком Ангелов — который не так-то уж и труден, но нужен навык к нему и только.
Думаю, любой стремящийся внутри себя к трезвому (более полному мышлению) читатель с лёгкостью это поймёт… что для того чтобы полнее и яснее воспринимать и обдумывать всё происходящее внутри себя и вне себя вербальную логику надо (по умолчанию просто) оставить навсегда в покое и поискать в себе иные резервы; невербальные резервы мышления Духом Бога — просто потому что без Духа Божия — всякое иное мышление будет не только ущербным и лживым, но со временем и (тоже по умолчанию) ВСЯКОЕ мышление не Движимое Духом Бога — станет (становится по умолчанию) Богоборческим — что случается сплошь и рядом, практически со всеми живущими на этой земле (я не исключение).
Нужно обучить свою душу внимательнее прислушиваться ко всему тому что делает внутри неё Бог, Дух Бога и тогда можно увидеть как покаяние, боль о своих согрешениях — как только всё это оформляется в слова — становится, почти по умолчанию — ложным и гордым… Так что теперь? И на исповедь не ходить? Там ведь словами исповедуются… 🙂
Нет. На исповедь ходить надо и чем чаще — тем оно и лучше, да только вот каясь в своих грехах не стоит обольщаться… словесное покаяние необходимо и без него нельзя, но по любому… словесная шелуха так и останется шелухой, если душа не очистится на невербальном уровне, без применения какой-либо вообще логики внутри себя — просто каясь и всё… Каясь БЕЗ РАССУЖДЕНИЯ И НЕПРЕРЫВНО (именно, во всём в себе).
Как действует истинный Духовный Плач в душе человека…?
О…, да Он Действует в чувствах и мыслях человека ПРЕДЕЛЬНО просто. Душа будет получать всегда И НЕИЗМЕННО свидетельство в том что (достойно и истинно) каяться она не может и не сможет никогда, но при этом Дух Божий будет НЕПРЕСТАННО омывать внутри души КАЖДОЕ её слово, КАЖДОЕ чувство, КАЖДУЮ мысль, КАЖДОЕ озарение и прочее. Омывать Бог будет ВСЁ в человеке — без объяснений словами земли (к которым мы так гнусно привыкли и за которые так жалко цепляются большинство людей — ну просто по «детской» привычке и по неумению иначе думать, в иных категориях мышления — без слов).
Об этом должен обучить себя помнить каждый кто ищет неложное покаяние о себе самом.
Покаяние правильное внутри человека (да и вообще всё правильное) может Делать внутри человека (тем более НЕПРЕРЫВНОЕ покаяние!) ТОЛЬКО Сам Дух Бога. Дух необъяснимый логикой человека и нелюбящий пользоваться обычной нам, словесной шелухой. Дух же Бога — надо привлечь внутрь себя и, именно, для этого существует богослужебная практика. Исповедь, молитвы и особо Причастие Тела и Крови Иисуса Христа — без которых — истинное покаяние и истинный Плач Духа — не будет доступен никому.
И не надо приводить в пример Марию Египетскую — достигшую высот духовности в пустыне без Таинств православной церкви. Логика такая ненадежная и слабая вещь — что она не сможет даже объяснить ПРОСТЕЙШУЮ разницу между Таинством церковным и Таинством личного покаяния… Логика, в определённой мере нужна и оправдана, но в духовной жизни, тот кто не обучит свою душу оперировать не логикой, но языком тех духов что ежедневно касаются души каждого человека — тот так и останется недоучкой в духовной жизни, даже в том случае если он с отличием закончит духовную Академию 😦
Думаю, тот кто не боится труда над собой, с лёгкостью поймёт… как, именно, за каждым нашим словом может укрываться МНОГО внутреннего несовершенства и лжи… (лжи скрывающейся во ВСЕХ наших добродетелях в КАЖДОЙ из них) и это (увы!) НЕИЗБЕЖНО.

2-ое малоизвестное препятствие:
НЕОБХОДИМО ПОСТОЯНСТВО молитвенного устремления

Действие Духа Божия внутри души человека — Оно как зрение для слепого. Пока призывает душа внутрь себя Бога, она ещё имеет надежду внутри себя \хоть что-то\ да познавать более менее правильно. Но как только (хоть на малость некую) расслабится душа, как только душа хоть на миг отвлечётся мыслями и чувствами своими от Виновника Всего, так сразу же душа такая легкомысленная и легковесная — делается неспособной правильно воспринимать всё то что внутри неё и всё то что вне её. А отвлекаемся душой \и всей крепостью своей\ мы от Бога, в повседневности своей — более чем часто.
В этом беда… Тот кто не приучил себя к постоянству стояния перед своим Создателем — духовно слепнуть (и духовно обольщаться о себе самом и тем более о ближних) может на все 100% — по тыщу раз на дню…, да сплошь и рядом. И как же бывает невыносимо почти трудно человеку признать себя глупым — едва ли не во всём… как же бывает трудно НЕПРЕСТАННО исповедовать человеку свою ПОЛНУЮ немощь перед Богом — тоже едва ли не во всём… Трудно истинно каяться человеку — просто потому что нет у него навыка к непрестанному покаянию внутри себя без рассуждения и не знает человек на внутреннем опыте сколь прекрасный и обширный мир глубоких и сильных переживаний будет ждать каждого кто не ленив в покаянии перед своим Создателем и помнит о нищете своего духа — день и ночь!

3-е малоизвестное препятствие:
истинный Духовный Плач о всём в себе — приходит далеко и далеко НЕ СРАЗУ, но вначале приходит мнение Плача… или обольщение ложным (гордым) покаянием, или ложным «Плачем»

Если бы истинный (непрестанный) Духовный Плач (который и есть высшее блаженство для всякой души христианской) приобретался бы легко, то все христиане жили в этом непрестанном Плаче и были бы блаженны. Но Плач (как и любая правильная молитва) Он Живой и Живо реагирует на малейшее наше нерадение или же уклонение в недолжное.
Тенью мысли осудит кого душа…, тенью мысли подумает что она чего-то там особое уже поняла и что-то особое для себя достигла…, лишь тенью души человек опустится в самодовольство и всё…. уйдёт Покаяние, уйдёт Непрестанный Плач и не вернёшь Его потом уже совсем ничем, пока Он Сам не пожелает вернуться к душе. А вернется Он — только лишь после того как довольно раскается душа в своих бесчисленных неправдах.
Обычно же, это было со многими и со мной в том числе тоже, дьявол, — осознавая что Бог может дать душе истинное покаяние Его Силой, начинает внушать душе покаяние гордое и поддельное. Как правило в сознании кающегося неумело и не по Действию Духа Божия, возникают гордые красочные видения. Душа может видеть как она мерзкая перед Богом. Может даже как бы чувствовать зловоние своё, видеть внутри себя некие образы сильного особого (отличающегося от других) покаяния…, но всё это будет никак не от Бога, но от дьявола.
Покаяние от Бога — во первых непрерывно…, оно НИКОГДА не прекращается и не ослабляет своего Действия пока дышит человек земным воздухом. Во вторых — покаяние от Бога никогда не бывает с видениями… покаяние убивает (как я уже озвучивал выше) не только любые образы и видения в человеке, но и саму его словесность даже, потому что любая наша словесность — ПО УМОЛЧАНИЮ ложь и гордыня есть и это чувствуют почти все, но просто боятся это в себе признать искренне. В третьих, человек охваченный Действием Духа Божия — настолько упрощается сам в себе, что НЕВОЗМОЖНО ему будет почувствовать себя владеющим каким-либо особым и тем более редким и сильным видом покаяния, но тот кто Божий — тот будет чувствовать себя тем кто он и есть, то есть — полностью ничем…, ничтожеством, меньшим в силе своей, чем тень от пыли. В четвёртых — это необходимо помнить и помнить — ВСЁ выдающееся внутри себя, всё отличающее душу особо от других — ВСЁ это не более чем самообольщение и только. Дух Божий прост и действует внутри души человека всегда одинаково…, то есть: без видений, без особенностей, без слов, без образов. И если образы покаяния какие-то предлагаются душе, то прилагается к душе при этом и свидетельство НЕДОСТАТОЧНОСТИ любого человеческого покаяния также.
Одним словом — правильно познать и понять что такое истинный Духовный Плач — иначе чем на личной практике переживания Бытия Бога внутри себя — никак невозможно…, но только с Богом, к Богу и Богом — Его Силой.

14гл2.png

Как именно ложь прячется в наших добродетелях?
Мы можем это хотеть, можем не хотеть признавать, но наша жизнь и жизнь любого человека — это непрерывное движение к Суду Божиему. Суд же Божий — это наиболее важная часть нашей жизни. Большая ложь себе пренебрегать Судом Бога, не тем «Судом» «Бога» которые всегда лживо будет рисовать каждому его личное воображение, но тем Судом, на котором уже и сейчас должно быть сосредоточено (хоть это внутренне и нелегко очень) каждое наше переживание, каждая наша мысль. В идеале, ничего не должно быть в нас такого, что отвлекало бы душу от этой цели…, от подготовки к Суду и к Приговору. Как ты проживаешь свою жизнь? Почему ты принимаешь вот такие и вот такие мысли? Почему относишься к тому и этому, вот так и вот так?
Одним словом тот кто сам не интересуется тем что его ждёт на Суде, не интересуется об этом у Бога молитвой и посильным исправлением своей жизни по Евангелию, тот кто НЕ РАСКРЫЛ душу свою (покаянными молитвами) к критическому отношению ко всему тому что он делает, думает, переживает в себе — тот обуян большой ложью. Той самой ложью которую многие подсознательно чувствуют в себе (а кто-то вообще не чувствует), которая томит людей своей неопределённостью, как некое тягостное предчувствие наказания за бездарно прожитую жизнь, но вот избавиться от этой лжи, очиститься от её влияния Духом Бога — задача не из лёгких, а для тех кто привык самостоятельно оценивать сам в себе всё что он делает помышляет и переживает — таким, совсем никак невозможно будет вырваться из цепких фантазий (из цепей лжи) о своём будущем и о всём что они видят в себе.
Слаб человеческий ум познать тот объём ежедневной лжи и самообольщения что проявляет себя в душе каждого человека не только ежедневно, но и ежеминутно. Именно от этой лжи
ежедневно просил Бога Иоанн Златоустый избавить себя: «4-ый час. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. 6-ой час. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение. 18-ый час. Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление. 19-ый час. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих»
Спокойствие и беззаботность к неизбежному Строгому Суду которого не минует никто — это и есть статичная ложь, которая весьма жёстко охватывает ВЕСЬ мир и каждого почти человека в отдельности. Реально же разбудить свою душу к НЕПРЕСТАННОМУ покаянию, не только за себя, но и за тех кто дорог твоей душе — это труд и труд…, труд большой, нелегкий, нескоро свершаемый кем-либо. Можно провести более десятка лет в (почти непрестанных) молитвах, но если самосмышление не побеждено внутри себя, если о смирении душа сама себе составляет мнение, но не от Бога получает Силу к правильному (всегда и неизменно покаянному) рассуждению, то и подобный долговременный подвиг молитвы может не очистить душу, не сделать её духовно нищей по заповеди Христа, но наоборот… может наслоить на неё ужасную гордость духовную, пренебрежение и возношение над теми кто не молится, осуждение ближних и иные искажения внутри себя.
Путей у лжи ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ много и детально описать механику самообольщения (и обольщения сатаной) нераскрытой молитвами души, мне думается, не сможет никто.
Почти каждому из нас хочется быть более менее хорошим перед людьми и перед Богом. И это хорошо что есть такое желание, но опасность самосмышления, опасность оценки самого себя своим умом (не Умом Бога, не испытанием Его Духа) — мало кто оценивает по полному её «достоинству». А эта опасность очень и очень велика. Даже более того — пока человек сам оценивает свои (и чужие) действия и поступки — он не сможет избавиться от лжи в себе. Не сможет никогда.
Чтобы увидеть себя не своим умом, а Умом Бога и чтобы перестать верить тем бесчисленным фантазиям (и лжи о себе самом и о мире) что обильно живут в КАЖДОМ неразбуженном правильной молитвой человеке — необходимо смирить свой ум, как бы умертвить в себе самого себя, для того чтобы искренне признать себя неспособным правильно оценивать ПОЧТИ всё с чем приходится ежедневно пересекаться. Вполне смирить свой ум очень трудно без духовного опытного руководителя, потому что привычку опираться умом на себя самого \в себе\ изжить всякому человеку бывает крайне-крайне нелегко. Это сравнимо с внутренним самоуничтожением. Без этого внутреннего самоуничтожение себя молитвой — никто не может реально приблизиться к Богу и почувствовать в себе Его Жизнь вполне. Избавиться же от внутреннего самообольщения перед Судом Бога и от тонкой (и грубой) внутренней лжи, которая есть совершенно в каждом человеке (и во мне тоже) на практике это очень и очень немалый, очень медленный, долговременный молитвенный труд.

КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ ДУХОВНОЙ ЛЖИ В СЕБЕ?
Статичная ложь — ни на чём не основанная «уверенность» в чем-либо, без совета с Богом и не спрашивая Его — ни о чём. Подобная ложная «уверенность» не объясняет себя совсем никак. Она просто есть и всё.
Привитая безбожным «образованием» и мнениями мира ложь, в которой нет совсем никакого места Богу и нет места исповеданию своей личной полной (всегдашней) немощи. Эта ложь бесчисленна и тем она опаснее, что скрыта в преобладающем большинстве прикладных (и неприкладных) наук.
Фантазийная ложь — та ложь которую многие придумывают сами себе, на основе своих самоличных мечтаний о том что такое хорошо и что такое плохо… (как у Маяковского)
Интуитивная ложь — ложь образованная ошибочной «интуицией». Этот вид лжи встречается в виртуальном общении практически повсеместно 😦
Ложь «надежда» — ложь образованная от желания выдать внутри себя за истину то что хочется человеку, но не то что реально есть или будет.
Ложь образованная из фантазий о прочтённом и переосмысленном из Святого Писания. Этот вид лжи почти совсем никак не лечится во многих. Потому что если человек думает (если он жёстко уверен) что он верит в Святые Истины, то он — будет стоять \на смерть\ за своё личное обольщение, не видя что он неверно (искажённо) понял духовное, и что не в нужном месте расставил он акценты внутри себя.
Ложь рождённая от услышанных фрагментарных мнений. Услышит кто-либо фрагмент о духовном особо понравившийся ему и вкладывает в себя такой фрагмент как якобы истину. Например некто из современных нам мыслителей выразил ложный фрагмент, что истинно духовное это только от Бога может исходить, потому что истинно Дух — только Бог, и потому духовным можно называть только лишь то что Божие. Ну, а куда же деть злых духов? Или ложная духовность и злые духи вдруг перестали существовать? Да сколько угодно ложной духовности в нашем мире и её большинство. Да. Истинно духовное только от Бога может исходить, но кто может отменить термины: «ложная духовность», «духовная ложь», «духовное обольщение»? Никто не может, но фрагментарная ложь весьма прилипчива к сознанию людей и обличить её бывает иногда сложно.
Ложь — вера в лучшее, ложь уверенность — это вера в то что когда-либо человек сможет сам, без Личного Действия внутри него Духа Бога стать разумным и благим. Вера в идеальное существование на земле, вера в возможность создания идеальных законов и в возможность создания идеального общества. (Этот вид лжи водит за нос едва ли не всё человечество уже тысячелетиями…) На погоню за этой сатанинской ложью потрачены невероятное количество исследований и мировых философий, но ВСЯКАЯ самостоятельная философия без Личного Участия Бога в сознании человека обречена на НЕИЗБЕЖНУЮ неудачу.

14гл4.png

КАК ОБРЕСТИ ДУХОВНЫЙ ПЛАЧ В МИРУ?
Духовный Плач или правильное самовоззрение не может возникнуть в человеке живущем рассеянно к Богу, он не может возникнуть и в том кто осуждает и возносится хоть над одним из смертных, подобных себе.
В наше время, найти душу всерьёз ищущую непрестанное покаяние — даже не знаю, возможно ли такое? Добродетель эта считается более монашеская, чем для мирян и учил меня искать Духовный Плач — тоже монах (отшельник) не в священном сане.
Я хорошо понимаю что научиться Духовному Плачу трудно без духовника находящегося всегда поблизости и мой краткий раздел о Духовном Плаче никак не заменит человека достигшего в непрестанном покаянии значительной силы и стабильности, но я лишь кратко коснусь того что, как мне известно, может помочь обрести эту добродетель у Бога тому кто (может быть) пожелает сделать некоторые усилия в этом направлении.
Первое, что нужно сделать — это решиться жить так чтобы выжать из себя максимальный результат в покаянии. Ограничить развлечения до предельно жёсткого минимума, ограничить пустое общение со всеми. Домашние, дети, и самое необходимое — это не в счёт, но и здесь нужна разумная ограничительная мера. Необходимо заставить себя даже через силу думать (по возможности) почти непрестанно: о Боге, о Его Величии, о своей немощи, о Заповедях Евангелия, о нищете духовной, о том что блаженны плачущие \о грехах своих\, и всегда ПОМНИТЬ о своей личной неспособности видеть себя самого правильно и уж тем более других. Гордость ума жуткая штука, она постоянно мимикрирует внутри души всякого человека и убить в себе эту мимикрию — очень и очень трудно… 😦
Это удивительно, но как только кто из ищущих духовную жизнь скажет сам себе: «Я нашёл (наконец-то) правильное покаяние» (молитву, смирение или иную какую добродетель в себе или же путь к ней) — так это
«Я нашёл» по умолчанию, автоматически и НЕИЗБЕЖНО просто… — отсекает человека от помогающей ему благодати Божией и вслед за этим обольщением, что человек нашёл что-то такое этакое особое ценное в своей духовной жизни — непременно потом начнутся жёстко смиряющие душу обстоятельства и даже возможны грубые падения, ЯСНО показывающие душе, что она так и не уяснила ГЛАВНЫЙ для себя урок, — что она ПОЛНОЕ ничто и никто есть в духовном и звать её никак.
Не нужно опускать рук после того как начинаются смиряющие падения и жёсткие обстоятельства показывающие душе её убожество и бессилие даже в простых вопросах. Надо верить что Бог всегда и для всех делает всё правильно, не прекращать свои молитвы, но продолжать идти избранным путём не взирая на немощи и на те грехи что совершаются по немощи.
Молитвы (по возможности непрерывно). Исповеди (желательно никак не менее одного-двух раз в неделю). Причастие Тела и Крови Иисуса Христа (желательно никак не реже раза в неделю и уж) никак не реже двух раз в месяц независимо пост или нет. Но эта сторона вопроса всегда согласуется с духовником, если он есть. Можно причащаться в разных храмах, то в одном, то в другом — если священник (иногда это бывает) не склонен приобщать еженедельно прихожан. И так необходимо стучаться в двери Милосердия Божия до тех пор, пока душа ОПЫТНЫМ путём (без личного опыта тут просто никак) не научится наконец-таки трудному искусству распознавать внутри себя всё то что удаляет от неё Покой и Милость Бога, уже более менее ясно чувствуемую душой, а что нет.
И не нужно фантазировать себе что Духовный Плач это непременно нарочито угрюмый вид всегда и насупленное молчание при любых обстоятельствах жизни 🙂 нет, это совсем не так. Духовный Плач скорее расположит душу к умеренным не злым шуткам и простоте, чем к нарочито насупленному виду, когда за версту видать… постится душа…
Нет, Духовный Плач сам не позволит душе выказывать свой образ мышления. Он упрощает душу и делает её скрытной в том чем она на самом деле живёт, даже от тех кто всегда рядом, от своих домашних можно без особого труда (и это очень необходимо) вполне укрывать своё непрестанное покаяние.
Заставлять своих семейных искать Духовный Плач и непрестанное покаяние — это безумие. Молитва, покаяние и прочее — не должно быть следствием насилия над супругом, супругой или же детьми. Всё это добровольный подвиг и человек должен сам чувствовать потребность в духовной жизни. Если же, по каким-то причинам такой потребности в человеке нет, значит надо с разумом оставлять такую душу в покое. Можно за неё молиться, можно что-то посильное для души от кого-то требовать; например, исполнение ежедневного правила от детей, но чтобы насильно вести по пути подвижничества… это делать никак нельзя. А Духовный Плач — это, именно, подвижничество и без жёсткого (более внутреннего, чем внешнего) самоограничения, непрестанное покаянное расположение души не даётся и не дастся никому.
В этом особенность Духовного Плача — малейшее расслабление, малейшее отступление от того что посильно душе (каждый человек имеет разные духовные силы) и покаяние уходит. Незаметно вкрадывается в душу забвение о Боге, пустомыслие и прочая лабуда которая несерьёзна на первый взгляд (мечтательность и развлечения, отвлечения от молитвы), но молитву и Плач (это, по видимому несерьёзное…) — убьёт — на корню просто.
Быстрее всего и надежнее всего убивает в человеке правильную молитву и тем более покаянный плач — пусть даже и малейший намёк на довольство самим собой. Только появится плотская радость: «вот это я хорошо сегодня сделал», чуть ослабится личное УСИЛИЕ к непрестанному сокрушению своего духа и всё… это уже ПОЛНЫЙ капец правильной духовной жизни, Господь уйдёт и вернуть Его Милость будет, после довольства собой — пусть даже и лёгкого (малозаметного для себя) — весьма сложно.
Не ревностный в духовной жизни, не максималист — пусть даже и не мечтает что он может достичь правильного покаяния. Правильное покаяние, истинное самовоззрение или (это всё одно и тоже) Духовный Плач, совершаемый в душе человека не его уже собственными силами и чувствами, но Духом Бога — к тем кто не стремится делать ВСЁ возможное для него ради заповедей Иисуса Христа не приходит и не придёт никогда.
Да. Пусть ты живёшь в миру, у тебя дети и семейные, бытовые заботы. Неси их терпеливо как Крест посланный Богом и делай всё что можешь для своего покаяния и тогда, без всяких сомнений, ты получишь благодать не только равную как у отшельников, но можно получить и большую благодать чем у отшельника, потому что Бог смотрит не на меру подвига, но на то сколько человек сделал из того что он мог сделать, из того что было человеку по силам.
Мирянин (если он не отшельник) сделает меньше чем отшельник. Меньше помолится, потому что время надо и внимание уделить, и детям, и супруге (супругу), но если он делает в остальное время всё на что способен для своего покаяния и молитвы — он может получить Духовный плач.
В уединении — там всё иначе чем в семье. Там, если ты всерьёз разбудишь и настроишь сатану против себя своими частыми молитвами — там душа по любому сама просто заплачет от того что лукавый устроит внутри души… Уединение, это очень жёсткий подвиг, невероятно сложный и крайне трудный — гораздо более тяжёлый чем тот подвиг что возможен в миру и о подвиге уединения здесь говорить я не буду. Лишь коротко отмечу — по опыту это знаю хорошо — многие кто бросал жену и детей ради подвига уединения (все кого я знал близко) завершили свои усилия полным бесплодием и даже были случаи сумасшествия. Без опытного духовника — идти в уединение… это безумие. Частое причастие и исповедь — это хоть и не полная гарантия что придёт душа в правильное самовоззрение, но уже есть надежда.

Семейный же, тот кто ищет (по возможности непрерывного) покаяния — пусть трудится из года в год в своих молитвах, пусть не ждёт от себя быстрого результата, но если он почувствует сладость Духовной Жизни в Боге, то Бог поможет ему одолеть всё и пусть не сразу, но Духовный Плач и искреннее самоуничижение придёт в его душу, а вслед за Духовным Плачем и самоуничижением в душу придёт и примирение со всеми своими ближними, со всеми обстоятельствами своей жизни, и тогда никто уже не будет душе мешать каяться и молиться: ни быт, ни дети, ни супружеские отношения. 🙂

К ОГЛАВЛЕНИЮ

1пов7ч3

ГЛАВА 14 в формате PDF скачать и читать

ГЛАВА 14 FB2

Написать письмо или оказать помощь автору