6 глава Что такое правильная молитва 1 часть

31гл3

6 глава
Что такое правильная молитва

О правильной молитве сложно писать по многим причинам. Во первых, о молитве написано святыми подвижниками и аскетами уже столь много всякого и всего, что, (казалось бы) прибавить к этому уже нечего, чтобы при этом не согрешить. Во вторых, понятие «правильная молитва» не является стабильным да и являться стабильным это понятие не может никогда и ни для кого. Хотя бы потому что кому-то — правильно будет хотя бы не опускать утренние и вечерние молитвы и этого — уже достаточно ему бывает, плюс короткие молитвы в течении дня и особые молитвы по жизненной текущей необходимости. Для другого же эта мера будет уже весьма и весьма неправильной, потому что он душой уже вырос для значительно большего. Для кого-то — вхождение в сердце, чтобы молиться там и оттуда — это будет преждевременно, крайне опасно и весьма неправильно, потому что он ещё не устоялся в заповедях Христа и может, даже и не знает их вообще, ну а для кого-то — ещё более неправильным будет покидать раскрытое им прежними усилиями сердце, так как он потерпит немалый ущерб если станет молиться уже не из сердца — но по другому. Ну и так далее. Для каждого человека есть своя правильная молитва и в идеале — душой каждого православного должен кто-то руководить. Желательно чтобы это был священник опытный в молитве. Я не думаю что можно прийти в такую меру когда ты никого уже не должен будешь слушать и ни с кем не надо будет тебе советоваться. Совет и послушание обязательно нужны. Ведь там где нет совета и нет исповедания помыслов души, но при этом есть большие меры в молитве — это всегда очень и очень опасно. Нахожусь в послушании у своего духовного отца и я, и слава Богу что его требования ко мне твёрдо выверены Евангелием исповедуюсь я никак не реже двух раз в неделю и расслабляться он мне не позволяет… слава Богу. Не позволяет он мне и мнить о себе более того чем я стою на самом деле.
Когда же человек молится один и ни с кем не советуется — то он легко впадает в неправильный подвиг. (О неправильной молитве я буду пространно говорить в главе седьмой)
В третьих — слово о правильной молитве должно быть обязательно выстрадано долговременным личным опытом. Повторение того что написано святыми о молитве, при всей положительной стороне этого вопроса — имеет один веский недостаток. Дело ведь не в том что святые писали о молитве неправильно. Дело в том что человеку свойственно клиповое раздельное мышление при чтении святых отцов и это клиповое мышление, как показывает неумолимая практика, большинство из тех кто читает книги по аскетизму — заводит без руководителя в немалые обольщения о том что такое молитва вообще, ну и так далее — всё грустное, что приходилось видеть не один раз.
Неправильный молитвенный подвиг лишает душу простоты, лишает любви к Богу и особенно любви к тем людям которые молиться не умеют или не обучены ей…, но об этом позже.
Почему я взялся за эту тему?
Почему планирую несколько тысяч слов посвятить только лишь одному определению правильной молитвы?
Только не бросайте в меня тапками плиз… думаю написать об этом много только лишь потому что реальный неуспех в молитве — в наше время это как раз таки печальная норма в среде верующих и это не может меня не огорчать и не тревожить.
Взять к примеру, меня.
Я начал учиться молитве более частой чем это обычно требуется на приходах в миру у монаха достигшего в молитве очень-очень больших успехов. Он нёс свой молитвенный подвиг в уединении. Я тоже около трёх лет жил один и вот он-то и научил, вернее отучил меня от клипового мышления, отучил понимать и цитировать святых отцов гордо и неправильно, и я сейчас до слёз благодарен ему за эту предельно жёсткую его школу.
Он руководил мной менее года, но его слова и его опыт изменили всю мою жизнь, изменили всю мою молитвенную практику. Все мои прежние представления о молитве если уж и не ушли в небытиё, но КАРДИНАЛЬНО переменились (а я ведь читал святых отцов много и часто, многое знал наизусть, был до встречи с отцом Александром \имя изменено\ монастырским библиотекарем).
Нет, он не учил меня тому чтобы не слушать святых отцов, но учил меня чтобы я не делал ошибочные поспешные выводы читая святых отцов, те самые поспешные выводы, которые, как я это увидел уже позже — совершал не только я один, но их совершают многое количество людей, возможно большинство или даже вообще — почти все.
Вот что рождает несколько тысяч слов о правильной молитве… эти тысячи слов рождает неправильное понимание человеком самой сути молитвы, рождает отсутствие знаний о том как молитва и главное КЕМ(?) она только и может развиваться в правильном направлении. Ведь молитва в человеке, если она правильная — возможно только ЛИЧНЫМ Действием Бога Святого Духа внутри мыслей и чувств в человеке и иного, самостоятельного пути совершенствования в молитве нет ни для кого из людей, а людям, из-за клипового раздельного мышления весьма свойственно искать правильную молитву самому, свойственно оценивать правильность своей молитвы — опять же самому, а этого делать КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя…
Мне самому, эти тысячи слов о молитве, давно уже не нужны, потому что моя молитва настолько проста и трудна что она (в навыке) не требует никаких логических подпорок в моём уме, но требует ежедневного покаянного простейшего напряжения. Прийти же к этой простоте мне было очень и очень нелегко и без \блаженной памяти\ моих духовников, я бы никогда не додумался даже искать истину там где я её, вернее Она меня грешного сейчас находит 🙂
Я часто озвучиваю эту мысль в своих произведениях, но здесь хотел бы повториться ещё раз. Я не претендую на истину, не претендую на то что я знаю о молитве больше чем другие и тем более больше чем святые. Нет. Это не так и Бог видит моё сердце.
Я лишь хочу рассказать, тем кому это покажется интересным о своих личных ошибках, о своих заблуждениях и о том как много я перестрадал чтобы понять в каком только направлении и можно искать у Бога, вымаливать, правильную молитву. О своих неосторожностях, о своих личных обольщениях, о своей духовной лени и прочее вот о чём я хочу здесь сейчас рассказать, о всём том ошибочном, что во мне было выявлено моими духовниками. Всего их было два, оба почили уже и сейчас я в послушании у третьего. Так что… эти тысячи слов о правильной молитве — рождены моими личными ошибками. И я буду благодарен Богу, если хоть одна душа (посещаемость моего сайта невысокая весьма) вдруг воскликнет внутри себя…:
«о Господи…, так ведь ошибки Сергея, это и мои ошибки тоже. Не пора ли мне, пока не поздно ещё, поменять моё личное отношение к молитве, отношение к Богу и отношение к себе?»
Вот в чём суть моего многословия.
Дать другим возможность, тем кто пожелает меня услышать, не свалиться в те самые злые ямы в которые, иногда, даже и на на десятки лет — ввергался не один раз я сам.
Стоит отметить, что меня муштровали строгие наставники и сейчас, тот кому я стремлюсь быть послушным никак не позволяет мне опускаться в духовную лень, в спячку, в самовосхваление и самоуспокоение. Поэтому, не все меры что я опишу ниже могут подойти всем. Ведь многие на производстве работают, многие вынуждены \вопреки своим желаниям\ проводить немало времени в суете и в многолюдстве — чего у меня давно уже нет. Искушения многолюдством и суетой мне уже забылись, потому что я много лет болею и кроме храма, и изредка в магазин более никуда не хожу; но тот кто ищет для себя пользу, пусть даже он и в суете принужден жить, тот сможет найти полезное для себя здесь, потому что ведь и я когда-то жил в суете подолгу и многое помню о ней. А если кто-то никакой пользы для себя в описанном мной не найдёт, так что же?
Пусть читает уже точно святых авторов о молитве: Иоанна Кронштадского, например, или Феофана Затворника где он пишет для мирян. Другие замечательные авторы ещё есть.
Святых авторов много и я всех их по своему люблю. Естественно, ценю их литературные работы заведомо выше своих… только вот… недостатков у меня в молитве было МНОГО МНОГО больше чем у святых — от этого, будет чему поучиться на страницах этой моей темы и на описаниях моих личных ошибок, именно, как раз таким же бедолагам и неудачникам в молитве, каков и я бываю до сего дня.
Итак — с Богом, молитвами Богородицы — в путь!
Может, для кого-то мои многословные рассуждения о молитве могут показаться излишними и скучными, потому что он «за святую простоту».
Что же, я искренне рад что такие люди есть. Рад что они разобрались в молитве скорее и успешнее чем это получилось у меня. Чужой молитвенный успех — он ведь может только порадовать меня и более ничего. Помоги Бог всем. Пусть же тот кто более опытен в молитве чем я, помолится о мне, пусть искренне сотворит Любовь Божию и пусть приобретает себе полезное у других авторов, менее грешных и менее заблуждающихся в духовном чем я.

1-ая сложность описания правильной молитвы
Вот, к примеру, пришёл я к монаху, учившему меня молитве в начале 90-ых и заикнулся о первостепенной важности внимания на молитве о которой пишет Иоанн Лествичник, святитель Игнатий (Брянчанинов) и другие святые отцы, а он мне.. ну как снег на голову… «Внимание на молитве сгубило и сгубит ещё многих. На молитве достаточно двух качеств. Покаяния и усталости — и если этого нет, то ничего нет»
Естественно, я тогда (по неофитской упёртости своей) стал горячо доказывать своё. Стал цитировать святых, Святое Писание о непрестанной молитве, о Боге что-то там говорил и прочее, но меня поставила на место его простота.
Он мне предельно простыми словами пояснил что: «БЕЗ внимания и без памяти о Боге невозможно покаяние. Если есть одно лишь покаяние, то по умолчанию, будет и внимание и память о Любви Божией, ну а непрестанность молитв, она невозможна ни для кого в идеале, но к ней надо стремиться до усталости на молитве. Усталость же, хотя и должна быть обязательным условием на молитве, она не должна быть чрезмерной, чтобы в погоне за непрестанностью не надломить свою душу молитвой, после чего и молитву многие бросают, потому что берут на себя непосильный груз. А так… если придёт к тебе молитвенная усталость, дай себе ослабу немного. Наберётся душа сил, отболит душа, опять надо нагружать себя молитвенными усилиями чтобы было регулярное РАЗВИТИЕ, но не надлом и не духовная лень.
Взвесив все его слова я понял таки потом насколько он прав тогда оказался…. Действительно, для правильной молитвы достаточно всего лишь этих двух качеств: Покаяния и усталости… (исповедь грехов своих и регулярное Причастие Тела и Крови Иисуса Христа, это подразумевается по умолчанию) и если эти два качества будут, то будет и успех в молитве, а если не будет хотя бы одного из этих двух качеств — успеха не жди. Никакие внимания и прочие иные премудрости в молитве, хоть они и описаны святыми — не помогут уже никому, но будет — или надлом и оставление молитвы в последствии надолго — или же, что хуже, душа духовно уснёт, и навсегда оставит в небрежении заботу о духовном росте. Именно, этот монах дал мне тогда это нижележащее определение правильной молитвы. То самое определение которое я нигде дословно не встречал у святых, но считаю это определение верным.
Правильная молитва должна приближать к Богу и у каждого своя правильная молитва. Эту молитву только САМ человек может внутри себя найти. Только САМ, с помощью духовного отца, и никто кроме него самого найти правильную свою нелёгкую молитву ни для кого не сможет. Ну…, а легкая молитва, лёгкое правило, оно — никому не приносит почти никакой пользы. Только и всего-то… 😦
Вот в чем первая сложность описания правильной молитвы. Мы читаем святых отцов. Стараемся им следовать, но так как нет рядом опытного человека — начинаем надламывать свою душу там, где можно увидеть ИНОЙ подход. Тоже полезный для себя, но выраженный немного иначе чем это дословно выражено у некоторых из святых.
Дальше же, когда мне легковесно показалось что я понял о молитве у моего наставника монаха едва ли не всё вообще, он вдруг развернул моё сознание в таком неожиданном и удивительном направлении для меня что я потом уже совсем никогда более не дерзал умничать при нём о духовных вещах…

2-ая сложность описания правильной молитвы (раскрытие правильной молитвы Святыми Ангелами внутри нас, как это должно и может происходить)
Человеку, относительно недавно пришедшему к вере и ознакомившемуся с литературой о молитве и о путях духовного развития (обычно) бывает свойственно подходить ко всему узнанному им о православной вере теми же самыми способами какими он познавал мир (и всё с чем ему приходится встречаться внутри себя) в прежние годы. Самооценка, личный опыт, самоконтроль, внимание к себе, логика, сопоставление фактов, логические умозаключения и подобное прочее.
По-видимому, и святые говорят о необходимости тщательного наблюдения за собой и нет запрета на то чтобы быть внимательным в духовной жизни. Да, прямого запрета на это нет, но вот что приходится замечать… Приходится видеть что чем более бывает богословски или же научно образован человек, тем сложнее ему бывает выпутаться из того что святые отцы именуют «плотское мудрование».
Просто вдуматься в факт и понаблюдать за собой, внимательно всмотреться в себя что, именно и как, происходит в себе. Сделать усилие не с целью прийти к окончательным выводам о себе или же о чем-либо, но сделать попытку понять бессилие своего ума перед многим, а даже и почти перед всем.
Вот, не знаю уже у кого другого как, может другие люди устроены иначе, но я заметил что душа при каждом поклоне Богу, а поклонов приходится делать множество ежедневно… НИКОГДА не чувствует внутри себя одинаковые чувства перед Богом, но всегда есть различие.
То больше холодности, то есть неверие, то иные чувства преобладают, то появляется то чего вчера не было и даже то…., на что уже и во сне не надеялся даже.
И это один поклон. Вернее каждый поклон Богу — таинство для человека… а почему таинство? Да потому что Бог не открывает нам Своего отношения к нашим поклонам, к нашим молитвам, к нашей самооценке и прочее.
А почему не открывает?
Многим не открывает Бог Своего отношения ко всему что мы делаем, ну просто потому что человек сам не спрашивает Бога ни о чём, но разум его, вполне себе привычно, в рабочем \так сказать\ порядке, даёт оценку качеству своих молитв и качеству всего того с чем ему приходится сталкиваться…, и вот тут Бог — обязательно будет молчать… Он не будет вмешиваться в мысли человека до тех пор пока душа не признает личное бессилие.
А почему Бог будет молчать?
Да потому что тот кто дерзает оценивать всё внутри себя и вне себя сам, он сам себе «Бог» он уже съел «плод познания добра и зла» и не ведает, бедный, того что он съел этот плод преждевременно и что плодом ПРАВИЛЬНОГО познания добра и зла внутри человека может быть ТОЛЬКО Сам Господь Бог. Только Он и никто более другой.
Вот это вот ужасно в духовном смысле.
Человек пришедший в православие ежедневно читает слова молитвы Святому Духу «Приди и вселися в ны и очисти ны от всякие скверны и спаси души наша» но о реальном вселении Бога внутрь себя он не думает и даже не знает как это должно происходить и каковы признаки того что Бог уже в тебе, а ты в Нём.
Проповедуется и тут и там, что думать что Бог внутри тебя, что ты стал Богоносным — это духовно опасно и что это приводит к большому обольщению, что человек должен быть смиренным и (что уж совсем странно… нормально как раз то… 😦 если он пребывает во грехах…). И получается, для многих уже ставший обыденным, разрыв в мозгу у молящихся православных.
Вера и ежедневно читаемые им молитвы призывают его к тому чтобы Бог жил внутри его души, а его личные убеждения, внутренний опыт и греховность повседневно убеждают человека в том что тирания греха в нём… столь сильна, что он даже и не мечтает о том дне когда Бог реально войдёт в него. То есть, к Богоносности нас всех призывает Бог ПОТОМУ ЧТО ТОЛЬКО Богоносность — это ведь и есть ЕДИНСТВЕННЫЙ способ очистить свою душу от греха, а значит и спастись, но… мы почему-то именно Богоносность встретить внутри себя или в другом ком, не представляем возможным по причине её крайней \во все времена\ редкости в среде верующих православных. Но только и слышишь тут и там… «молиться без мешающих помыслов не могу. Страсти мной владеют и прочее», и более всего печально наблюдать тех, кто не имея Богоносности в реальной жизни, начинают выдумывать себе благодать и «Пасхальную» или «праздничную» «духовную» «радость» там где её нет и в помине.
И вот эта вот двоякая гордыня, это вот двоякое обольщение собой, двоякая лукавая ложь о себе: «я не могу и недостоин стать святым» или же «я уже свят» оно владеет большинством верующих… владеет по простой как мычание причине — по привычке мыслить САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Да, конечно же, многие читали о добродетели безусловно послушания духовному отцу или же (тем более в монастыре если кто) и тут могут делаться душой попытки подобного послушания, но… послушание духоносному наставнику и послушание административное внутри того или же иногго монастыря или прихода — это СОВСЕМ разные виды послушания и как тут не крути…, а покуда душа не научится сама слышать и узнавать внутри себя самой действия Бога и действия Святых Ангелов Господних — реального духовного успеха не будет ни у кого… Ни у мирянина, ни у тех кто в сане, ни у монаха.
Ну никуда нам без личного Действия внутри нас Духа Божия и никто не сможет изменить эти правила.
Или Бог в нас всё и мы духовно процветаем…
Или мы сами внутри себя со своей убитой грехами душой, со своими личными духовными обольщениями…, и что уж совсем грустно, если мы, не имея внутри себя Действий Духа Божия, начинаем придумывать в самом себе \чисто по сектантски\, что Дух Божий внутри нас и всё духовное, якобы, уже есть.
Ну хорошо… если внутри тебя Господь, то каковы признаки Его присутствия внутри тебя? И если Господь внутри тебя, то почему ты несчастен? Почему страсти владеют твоим телом и мыслями?
А причина духовного неуспеха в основном та, что мы, привычно берёмся сами оценивать своё (или, что хуже, чужое) внутреннее состояние, сами ищем выходы из трудностей, а если молим о нашем вразумлении Бога, то Богу (это знают, наверное, все) свойственно молчать не только годами, но даже и десятилетиями.
То есть, выражаясь точнее, Бог не молчит, Он говорит нам ежедневно многое, но мы думаем что Он молчит, потому что хотим слышать Его исходя из предпосылок своего личного разумения и чувств, но именно так услышать Бога, как нам подчас представляется возможным; типа сейчас попрут к нам потоками знамения и Небесные голоса — невозможно.
Яснее понимать Бога можно только лишь Его же Силою, Его же внушениями, тогда и только тогда когда Бог внутри нас Сам станет показывать нам то к чему мы прежде были слепы и немощны понимать.
А как(?) Бог нам покажет что-то новое, когда у нас своих старых, принесённых из прежнего нашего опыта, понятий о добре и зле — более чем предостаточно. Как(?) Бог нам покажет что-то новое, если наш ум уже заполнен до предела почти: «правдами» о Боге, о Евангелии, о православии и иное прочее, но это всё наши личные догадки и предположения о духовном и тут я хочу особо акцентировать то важное… что не сразу мне смог втолковать мой учитель монах Александр, необходимо убить свой ум молитвой. Необходимо прийти в нищету духа, необходимо перестать наполнять свой ум многомыслием о духовном, необходимо упроститься до младенчества… вот что нужно сделать чтобы перестать «глушить» внушения от Бога, своим же собственным ежедневным высокоумем обо всех и обо вся… и о себе самом в первую очередь.
То есть, человек может мнить о себе сколь угодно много. Он может иметь четыре высших образования. Он может даже с отличием закончить духовную Академию, но выбора нет ни у кого…
Или смерть его ума (нищета духа) и здравствуй Бог внутри него.
Или он будет продолжать самостоятельно рассуждать о Боге и о прочем, но Бог внутрь такого человека уже не войдёт… Бог будет ждать вне и ждать Он будет (и ждёт Бог всегда одного… Иисус Христос будет ждать всепокаяния, обо всём в себе непрестанного (болезненного весьма и весьма)) покаяния о котором подробнее я буду говорить еще ни один раз, для чего оно, каковы признаки истинного покаяния и почему без непрестанного болезненного о ВСЁМ в себе самом покаяния невозможен духовный рост ни у кого.
На данном же этапе раскрытия темы о трудности понимания что такое истинная правильная молитва я хочу поговорить о том как может душа научиться отличать внутри себя истинные свидетельства Бога от разнообразного (бесчисленного внутри каждого из нас) самообольщения?

6гл1.png

САМООБОЛЬЩЕНИЕ и Действия Бога внутри души — КАК их отличить друг от друга?
О своём личном самообольщении я мог бы написать огромную книгу.
Вся моя жизнь, это непрерывная цепь самообольщения. Как звенья одной цепи, все мои мысли, все мои чувства, в том числе и к Богу, и даже само моё ежедневное \и самое что ни на есть искреннее моё покаяние в грехах и в греховности моей\ — всё это покрыто густым плотным мрачным туманом моего самообольщения. Но вижу это я не сам. Мне показывает это Дух Бога. Да, православная догматика, как это доказалось потом на практике — истина и она не обольщение и обольщением быть не может, потому что от Бога, но обольщение внутри меня умеет мастерски и нерасторжимо приспосабливаться и к догматам православной церкви, точно так же как «умеют» приспосабливаться к коже бездомной дворняги её бесчисленные лишаи и язвы… 😦
Язвы нанесённые мне духом самообольщения непрестанны. Нет во мне ни единого чувства или мысли (и не будет покуда я жив) — которое не были бы зависимы от моего личного самообольщения, от гордости моей… моей… потому что эта гордость — она живёт не в ком-то другом, не вне меня, но во мне. Живёт даже в слезах моего покаяния. Живёт нерасторжимо и ежедневно. Она живёт во мне и сейчас когда набираю эти строки. Живёт и ранит болезненно моё сердце. Но ранит не потому что я хороший и весь такой сверхправильный и суперправославный, едва ли уже не святой, но лишь потому что Бог Сам даёт мне чувствовать во мне язву живущего во мне непрестанного греха. Эта боль о моих грехах, непрестанная боль о них — это и есть путь моего помилования Богом, путь к Нему и другого нет и никогда не будет не только для меня, но и вообще ни для кого.

«В мире скорбны будете…»
Если кто-то попытается доказать мне что в чём-то, но самообольщения нет во мне или в ком-нибудь другом, я ничего не отвечу такому человеку.
Не всем дано видеть в себе самом грех, во всей его полноте, во всей его всеобъёмности. Удручающее это зрелище. Удручающее своим неумолимым постоянством и своим (неумолимым же) изменением во мне, своей изощрённой иезуитской приспособляемостью ко мне и во мне на каждый час моей жизни….
На каждый час, самообольщение во мне меняет свою форму.
И лишь только Плач Духа о душе моей, непрерывный этот Плач — делает душу мою радостной и покойной, потому что Бог любит меня — падшего во всём, оплакивает меня и за стремление к непрестанному покаянию к которому приучал меня мой духовник монах, дарует мне Господь пить от Царствия будущего блаженства, от Царствия Христова, уже и сегодня — так, что я в исступлении говорю себе сам: «Господи!!! Счастливее меня нет на земле этой человека. Нет и не может быть, по крайней мере я не встречал таких людей в жизни земной, потому что дарован мне дар питаться благодатью покаяния совершаемой не мною, но Самим Богом».
Я не знаю как я пришёл в эту меру. В меру покаяния не своего, но как зритель, со стороны я вижу как Дух Божий Оплакивает бесконечно падшую мою, слепую и глухую природу души. Вижу как наполняет душу и тело моё Господь блаженством вышеестественным и столь устойчивым и сильным, что едва-едва я не теряю дар мышления чтобы выразить это… Выразить, как спасает меня Спаситель мой Господь Иисус Христос. Спасает не потом, но уже сегодня, уже сейчас, делая душу мою годами… самой счастливой на этой земле. Счастливой не по какой-то иной причине, но потому что духовник мой, показал мне ЕДИНСТВЕННУЮ узкую тропинку к счастью моему, через единственные тесные врата которые «немногие находят» (МФ 7.14) … НИЩЕТУ духовную + непрестанное покаяние. Покаяние совершаемое не мной, но Богом внутри меня. Не в том «кается» Бог что Он что-то не так сделал (или сделает во мне), но Бог, Дух Его Святой — показывает мне мою немощь, мою непрестанную личную полную немощь в покаянии, Сам Оплакивая меня непрестанно, Оплакивая во мне всё моё, Оплакивая меня всегда (пока я в теле), Оплакивая — с неизменным свидетельством что душа моя никогда сама по себе, без Его благодати не будет способна ни к какому покаянию, но даёт душе благодать каяться — только лишь Сам Господь мой Иисус Христос, делая мою душу способной (как бы) со стороны зрительницей моих грехов без числа и без конца. Грехов которые ясно видит Бог, но не видят другие люди и я сам, но вижу лишь когда Бог открывает мне мой слепой и немощный разум.
В такие дни, месяцы и даже годы проведённый мной в Духе Покаяния и Великого Покоя во всех мыслях и чувствах моих, я раз за разом повторяю сам себе: «Господи!!! Ты еси Господь сил. Господь Ангелов и Архангелов. Если бы не Простота Твоя — не потерпел бы я принять от Тебя то что Ты Сам даёшь мне. Даёшь мне пить Тебя, даёшь мне дышать Тобой, даёшь мне думать Твоими Мыслями живущими во мне без слов и без звуков, но в Силе, в Твоей, Господи Силе, потому что я ничто. Полное ничто не способное видеть правильно ни себя, ни тем более ближних своих…, и я уже не скажу себе, что я способен видеть Бога.
Нет. Нет. И ещё раз нет.
Не способен я ни видеть греха своего, ни дышать и ни жить Богом, Духом Его — тем более годами устойчиво, но Сам Бог, единственно, по Милости Своей нашел возможным сделать тело и душу мои долговременно блаженными в Себе».
Истинно. Истинно свидетельствует мне Господь. Вне Бога никто из людей не может видеть в себе падения своего и никто не может сказать — «грешен я Господи перед Тобой» и никто не может отличить в себе самом (без Личного Действия Духа Бога внутри него) ложь от Правды.
А Правда — Она одна и Она — это и есть Сам Господь, Его Действия в Его творениях и покуда Дух Божий в человеке Действует, то тогда и только тогда — кается человек. Видит грехи свои нескончаемыми. Не рассуждает о грехах своих тогда человек, но кается. Кается не сам, но Силой живущего Живого Бога обретает в себе способность видеть то что от большинства людей скрыто. Скрыто… потому что большинству людей никак не свойственно искать в духовной жизни (чему был я обучен) покаяния, покаяния и ещё раз только покаяния. Покаяния не своего, не самовыдуманного, не измышленного моей фантазией, но покаяния которое Делает внутри души Сам Господь, Делает Легко, Непринуждённо, без экзальтации, непрестанно.
Покаяние дарованное и Действуемое в человеке Богом — это как постоянный ветер Дующий лишь в одном направлении, в направлении к Богу.
Всё что нужно человеку в этой жизни, всё что нужно моей душе и телу — так это только вот это вот Покаяние. Покаяние не моё. Покаяние — как Дар Божественный и Блаженнейший — без которого никакое истинное блаженство для меня не было бы никогда возможным.
И думаю в такие дни и в такие годы (не моего покаяния, но совершаемого внутри меня Духом Бога) что нет счастливее меня никого в этом мире и не хотел бы я поменяться местами ни с кем из живущих людей на этой земле. Ни с кем.
Истинно — счастье — это когда душе ничего уже не нужно кроме того что есть у неё. И вот, доколе есть у меня зрение греха моего бесконечного, доколе способен я (не собой, естественно, но Духом Бога) видеть и живо чувствовать, быть тайнозрителем греха и грехов живущих во мне непрестанно, доколе я этим грехом не успокаиваюсь, но Оплакивает во мне их все Господь, я могу быть блажен.
В безумии скажу это сейчас.
Ничего не знаю лучше, чище и насладительнее чем Слёзы Иисуса Христа о моём бесконечном падении. Слезы — возвращающие меня к возможности Дышать, Думать и Чувствовать не своими чувствами и мыслями, но Силой, Чувствами и Мыслями Бога. Не то чтобы я становился Богом — подальше бы мне от таких кощунственных диких мыслей, но Бог во мне НЕПРЕСТАННО Оплакивает грехи мои, а я лишь пользуюсь тем что не моё по сути, но моё во мне, потому что я чувствую это не моё — в себе и чувствую свою ПОЛНЕЙШУЮ неспособность даже и к простейшему примитивному покаянию.
Бог во мне и я в Нём.
Для КАЖДОГО верующего вот это вот устойчивое состояние Жизни в себе и жизни в Боге — должно быть НОРМОЙ. Даже и удивительного в этом не должно быть ничего ни для кого из верующих Иисусу Христу, но я по опыту знаю это хорошо.
Большинству людей моё неложное и предельно простое честное утверждение что отличить в себе действия САМООБОЛЬЩЕНИЯ от Действий Духа Бога можно ТОЛЬКО лишь Самим Духом Бога может показаться экзальтированной выдумкой, неведомо чего хотящего ума.
А я ничего ни от кого не хочу.

Дух Дышит где хочет.
Сегодня я каюсь Его Действием.
Завтра я могу остыть в покаянии,
хотя и не хотелось бы терять мне в себе тот Покой и то Блаженство в Боге, к которому уже привык. Привык, годами дышать в себе Блаженством покаяния, покаяния и только покаяния.
Да. С точки зрения большинства людей, я, скорее всего могу выглядеть как безумец, но лучше я буду в безумии своём, не дерзая никого судить сам в себе, сторониться от всех, сторониться от разговоров, в том числе и о благодатном покаянии, ради самого покаяния, ради молитвы, ради молитвы за себя и за других, за всех кто мне близок и дорог, (а таких людей очень много) за всех тех кого так хочется видеть не только здесь, но и там… на Небе, с Богом, в Царстве Вечного блаженства, Которое может раскрыться в человеке во всей Своей Силе ещё задолго до его кончины.

И вот в чём парадокс.
Пока видит человек своё самообольщение, пока он болезнует о своих и о чужих грехах — то только лишь тогда и может он видеть незримо (вне образов) Невидимого Христа, дышать и думать Им, Его Силой и Чувствами,
но как только прекращается в душе (из-за суеты, например) зрение греха своего и обязательная болезнь о грехе своём личном — так сразу же прекращается блаженство жизни души и тела человека в Боге.

14гл1

У кого-то может возникнуть недоумение. Если человек сам не может каяться, то значит и делать тогда для личного покаяния ничего не надо что ли?
Вовсе нет.
Господь говорил:
«Покайтесь» значит мы обязаны искать покаяния, искать покаяния — более иного прочего всего и если душа станет искать Бога и чаще призывать Его, если она будет научена каяться непрестанно и без рассуждения, как и меня учили этому, то тогда только она придёт в меру покаяния благодатного, того покаяния что делает уже вполне в душе человека не он сам, но Сам Дух Бога.
Если же сам человек не будет призывать Бога внутрь себя, не будет посильно искать заповедей исполнение и молитву, то покаяния вообще потом может никакого уже не прийти к нему… ни простейшего, ни, тем более благодатного, но обычно из-за теплохладности в вере душа приходит в такое унылое состояние когда начинает человек винить в своей холодности и лености к Богу, не себя самого, но обстоятельства и даже — Самого Бога…

3-яя сложность описания правильной молитвы (ложные озарения «о Боге» бываемые от бесов. Черная стража и правильная борьба с ней)
Одна из наиболее основных и частых ошибок многих современных нам верующих заключается в том что они не научены тому насколько тотально зависит их разум от внушений демонов. От этой демонской порчи которая есть в каждом человеке (в том числе и во мне) Непостижимую Личность и Истину Иисуса Христа, многие люди с маниакальным упорством пытаются едва ли не пожизненно подменять внутри себя своими, якобы правильными представлениями о Боге… и происходит обольщение замечаемое немногими. Людям начинает казаться что путь к Богу может находиться внутри их личных правильных понятий о Боге.
Между тем как правильные понятия о Боге могут раскрыться только Самим Богом в человеке и нет иного пути ни для кого.
Нужно долговременное покаяние ума, многие личные молитвы и обязательное стремление к нищете духа. Именно стремление к нищете духа и личные молитвы могут открыть человеку всю глубину его личного бесконечного падения и искажений внутри себя, ну а потом они же (нищета духа и покаяние) могут исцелить человека от прежде скрытой от него греховности, но это происходит не быстро.

Наше время — это время печальных широко распространённых духовных подмен когда \в том числе и в среде православных\ Бога пытаются понять и даже найти там где Его нет. Пытаются его найти в своём уме и в рассуждениях о Боге и прочее, но Бог не находится в рассуждениях. По Бесконечности Своей Бог не вмещается в ум человека, но Он вмещается и живёт в молчаливом сердце человека разбуженном долговременным покаянием и молитвой. Когда же душа найдёт Бога в своем сердце — ей непременно захочется удаляться от разговоров о Боге, которые, у многих, по большей части — пусты, никчемушны и не приводят ни к чему доброму, но лишь всё глубже и глубже укрывают от человека его личное безумие. Поиски Бога в своём уме, для многих это лишь разминка для их интеллекта, своеобразная игра с самим собой, некий способ избежать внутренней тоски, способ развлечься и развеяться чтением духовной литературы или же размышлениями о ней. С точки же зрения опытного аскетизма, поиски Бога в уме своём — это преступное (тайное от себя) желание утолить свой внутренний тонкий духовный блуд, но Бога невозможно найти в уме. Его можно найти только лишь в сердце. Искать Бога надо не разговорами о Боге с теми кто не нашёл его, но молитвой личной своей, молитвой покаянной. Если не будет душой потрачено достаточное время на личную покаянную молитву, то никакое духовное чтение не приблизит никакую душу к Богу ни на один шаг, но наоборот, душа переполненная мнимыми истинами о «Боге» и начитанная святыми отцами, впадёт в ещё большую чем прежде зависимость от дьявола, умеющего много и пространно рассуждать «о Боге» внутри человека — причем дьявол старается это делать бесконечно и настолько догматически выверено — что увидеть в себе эту печальную подмену, что это уже не ты, но сам сатана внутри тебя (догматически вроде бы выверено) искажает ВСЕ твои личные понятия о Боге — бывает крайне трудно, а по большей части, особенно для тех кто находился достаточное время в сектах, увидеть в себе самом тонкие подмены от дьявола — бывает, даже и невозможно. В помощь же, для того как как можно отчасти определить внутри себя ложное «Богословие» от дьявола, могу дать такой совет. Как только начинаешь видеть что в мыслях твоих идут потоком по-видимому правильные чистые сильные в чувстве мысли и озарения о Боге, НАЧНИ молиться и сразу будет ясно…, если мысли о Боге будут стараться (назойливо) заглушить слова молитвы, то с душой «Богословствует» сатана…, а если назойливости нет и молитве нет ущерба от мыслей о Боге и о Его Путях, то радуйся душа, но помни, если нет в тебе во время мыслей о Боге памяти о немощах твоих и нет болезненного сокрушения духа в тебе, именно, о ВСЁМ в себе, недалёк ты от падения своего и от сильных потрясений душе, а то и телу!
Самое трудное для любого почти человека это сказать не другим кому-либо, но ТОЛЬКО лишь самому себе
«я ошибался во многом и почти всегда», «мне, именно мне, надо измениться сегодня и сейчас». Не других менять, не себя в будущем, но только лишь себя самого и именно сейчас.
Насколько же правильно поступали святые которые устранялись от споров о Боге и искали Бога в уединении, в удалении от всех. Даже от единоверцев они удалялись ради долговременной покаянной молитвы к своему Создателю.
Менять себя очень трудно, а других, моё мнение, так и вообще невозможно никого изменить к лучшему до тех пор пока человек сам не пожелает искать Бога, пока человек сам не поставит Волю Бога и личное молитвенное время на первое место, а всё остальное на места значительно ниже покаянной долговременной личной молитвы.
Душу каждого человека охраняют непрестанно находящиеся рядом сего душой и проявляющие себя внутри души каждого человека падшие ангелы. Чёрная стража — не дремлющая ни на одно мгновение ни в одном человеке пока он в теле.
В этом вся суть своего спасения — не отрицать в себе самом НЕПРЕРЫВНОЕ реальное присутствие дьявола, но помнить о НЕПРЕСТАННОМ умении бороться с проявлениями дьявола внутри себя до последнего своего вздоха.
По личному своему опыту говорю. Я почти непрерывно вижу как душу мою окутывает сила дьявола РАЗНООБРАЗНО старающаяся отвлекать ум и главное сердце от искреннего покаяния, почти непрестанно вижу как дьявол старается (незаметно для меня) погружать душу мою: то в духовный сон, то в деятельность мне несвойственную или же непосильную для меня, и во многое ещё прочее, что не исчислить и не описать никакими словами. То непрерывно почти старается не позволять мне сатана молиться Богу так как должно, то наводит внутри меня мириады нескончаемых мыслей, не имеющих к моему личному покаянию и к Богу вообще никакого отношения, то провоцирует на ГОРДУЮ молитву и на гордые чувства к Богу…, действует с разных сторон и часто не повторяется, но искусно прячет свою мрачность, стараясь НЕЗАМЕТНО усыплять мою душу к Богу и НЕРЕДКО он, поганый, успевает вселять в меня духовный сон и расслабленность — НЕЗАМЕТНО для моего разума.

В самом печальном положении находится та душа которая не видит своей личной НЕПРЕСТАННОЙ зависимости от дьявола. Такая беспечная и легкомысленная душа уже не борется с сатаной, но принадлежит сатане — по умолчанию.
Для меня всегда будет ярким примером Арсений Великий, образованнейший человек своего времени, бывший воспитатель детей императора Феодосия, удалившийся от всех Боговидец непрестанно плакавший о грехах своих. Плакавший, потому что видел как сатана пытается ежеминутно сгубить его безсмертную душу.
Мы же, не живем в пустыне и не молимся почти непрестанно так как молился Арсений Великий, не постимся беспримерно как он и… почему-то не видим своей личной зависимости от той чёрной стражи которая охраняет и пестует, именно, наш ум, именно, нас самих, меня лично.

Возникает у меня часто этот вопрос.
Почему Величайшие из святых православия едва ли не непрерывно плакали о себе самих, а я… почему не плачу о себе самом я?
Почему не ищу непрестанное покаяние?
Что мешает?

Причин мешающих правильному покаянию очень и очень много как внутри, так и вне любого человека, но о причинах неудовлетворительного покаяния я буду пространнее писать не здесь, но в главе 32 этой книги см. http://www.edinstva.ru/?p=26864
4-ая сложность описания правильной молитвы (отсутствие благодатного опыта молитвы)
Невозможно переоценить духовный вред любому человеку если у него не было живого общения с истинно благодатными людьми. Вред этот выражается в том что современное нам общество верующих, так как оно (обычно) не имеет перед своими глазами живого примера истинной христианской жизни, начинает обольщаться в себе, что истинная христианская жизнь в наше время или совсем невозможна, или же она должна быть такая, какая им представляется правильной, то есть — поддельное — выставляется за образец.
Широко распространившуюся ложную духовность не могут замечать все те кто сам ведёт поддельную «христианскую» жизнь… это всё от того что навык к ежедневному самооправданию и буднично-привычный навык понижать для себя планку Божиих Заповедей (а то и вовсе не знать о заповедях Бога почти ничего) — делает своё мрачное дело.
Будить свою совесть, утрачивать личное, пусть и мнимое душевное самоуспокоение — желающих во все времена было немного… В общем-то, это нормально и вызывать удивления не должно. Во все времена истинно благодатных людей найти было сложно.
Но как тогда найти узкий путь к прекрасному миру в Боге?
Человек не испытавший действие благодатной молитвы внутри себя, может даже и не догадываться всю свою жизнь о том что настоящая истинная молитва она… СОВСЕМ другая, СОВСЕМ не такая как можно было бы её себе представить. Не знает и того, тот кто не встречался с благодатным наставником молитвы, что нет ничего интереснее и радостнее — собственно непрестанного покаяния которое только лишь оно одно и способно наполнить всякую душу истинными Энергиями Бога, наполнить до краёв и даже через край… Наполнить не разово, не в будущем, не гипотетически, но ежедневно наполнять душу, устойчиво, годами и даже всю жизнь человека чудом Живого Богообщения.
Как выражается это Живое Богообщение внутри чувств?

Выражается Живое Богообщение прежде всего в покаянном упрощении ума в человеке, а потом уже и в Силе Действующего Бога внутри человека.
Потому что там где нет Силы Бога — там обязательно попытается втиснуться всеми «правдами» и неправдами — дьявол всемерно (всемирно) распространивший своё влияние на современный нам мир. И не надо думать что сети дьявола в себе самом увидеть так уж и легко… Очень грустно бывает видеть когда какая-либо душа, сама по уши погрязшая в сетях сатаны, начинает «видеть» грехи мира и начинает громогласно трубить об этом в сети, что бывает нередко в наше время. В этом парадокс… тот кто видит себя погибающим, о грехах мира говорить не очень-то и станет. Тем более не станет он активно призывать к исправлению своих ближних, не станет заманивать их в православие, по своему личному опыту зная, как нескоро и трудно меняется к лучшему он сам.

СЛЕДУЮЩАЯ ЧАСТЬ 6-ой ГЛАВЫ

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Написать письмо или оказать помощь автору