8 глава Как найти правильную молитву

8гл1.png

8 глава
Как найти правильную молитву

У (условно) правильной молитвы есть два парадокса.
Первый парадокс — к правильной молитве человек может стремиться, но описать правильную молитву не сможет никто. Это от того что молитва непрестанно развивается меняя свою форму и это нормально. То что вчера было правильным — завтра может стать шагом назад; то что для души (условно) правильно сегодня, завтра может утратить актуальность и перемениться. Иногда Господь просто отнимает благодать молитвы вообще любой — для смирения и так далее. Меняет молитва свою форму и своё выражение — очень и очень сильно. Так сильно, что на высших степенях молитвы исчезает и само слово…
«пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13. 8-10)
Не нужно думать что языки умолкнут только лишь в будущем веке. В будущем веке языки \по Воле Бога\ умолкнут — неизбежно, но и здесь, при серьёзных степенях приближения к Богу, общение с Богом и с Ангелами Его и со Святыми становится возможным ТОЛЬКО лишь на совершенном языке Духа, в котором слов нет совсем почти никаких. Такая вот особенность замеченная не мной, но многими подвижниками веры и это описывается в святоотеческих книгах.
Второй парадокс — как только кто подумает что он понял что такое идеальная правильная молитва и что он знает о молитве больше других, а также и то что он открыл то что недооценили другие, так сразу же отступает от такой души Дух Бога и приступают к душе демоны высокоумия и скоро губят такие возносящиеся над другими души.
Так что… путь к правильной молитве идёт только одной тропой… ТОЛЬКО тропой непрестанного раскрытия в себе самом своей падшей природы, в борьбе со своим личным падением и в непрестанной болезни о тех грехах, что слой за слоем будет открывать душе \Милующая грешника\ благодать Божия.
Чистая душа, просветлённая душа, безгрешная душа с чистыми намерениями — это всё… в буддизме или в оккультизме можно встретить, но у православных есть лишь непрестанно кающаяся душа… которую непрестанно очищает Господь. Тот же, кто греха своего не видит, тому нет смысла обращаться к Иисусу Христу в молитвах своих, потому что Иисус Христос — есть Бог кающихся, пришедший спасти не праведников, но грешников призвать на покаяние.
Ниже, я пространно и много буду говорить о том какими только путями и можно искать правильную молитву (то есть о всеовсемпокаянии, для чего(?) оно, почему именно, только оно(?) и прочее) и опять же, предупреждаю здесь особо.
У меня есть благословения писать о духовном, но никто не давал мне благословение объявлять себя истиной в первой инстанции и говорить от лица всего православия.
Нет. Я лишь выражаю личную точку зрения на то как я сам понимаю механизм молитвы, не претендуя на истину. И каждый может сам решать для себя, стоит(?) ему вдумываться в то что я озвучу ниже и верить тому чему я был обучен людьми духовно более опытными чем я сам, или же доверять мне всё же не стоит?
По необходимости — глава эта будет объёмной и непростой.

ШИРОКОРАСПРОСТАНЁННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ТЕХ КТО ИЩЕТ ПРАВИЛЬНУЮ МОЛИТВУ
1 Падшая природа человека и демоны
2 Незнание того где нужно искать истинную молитву
ПАДШАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА:
Падшая природа человека настолько обширна и настолько сильно и глубоко укоренена внутри каждого из людей, что тот кто видит весь объём падения внутри себя самого, поневоле вынужден молчать перед большинством о том что ему открывается.
В обычном состоянии, каждый человек хотя и находится в бесконечном почти падении, но он не видит глубину падения своего. В какой-то степени подобная слепота оправдана. Потому что если особым образом неподготовленной душе открыть всю глубину её поражённости грехом, то не знаю, выдержал ли бы кто это зрение греха своего или же нет?
И перед каждым человеком оставлен выбор.
Или, ему продолжать жить в падении, или же — начать бороться со своим падением ежедневно, ежегодно, пожизненно — до самого последнего своего земного вздоха.
Уже не помню у кого из преподобных Оптинских старцев читал такую мысль.
Отца спросили:
— Как спастись?
Он ответил:
— Сатана будет непрерывно вбрасывать в твою душу разную нечистоту, а ты непрерывно выбрасывай. Так и спасёшься.
Очень точное определение.
Для многих, не знакомых с практикой православной аскетики изнутри, такая мысль обязательно покажется странной. Ведь, не наоборот ли должно быть?
Если человек молится, кается, любит богослужения — то не должен ли он (очищаемый Богом) становиться всё чище и чище, всё святее и святее?
И на деле, всё выходит как раз наоборот… Чем ближе приступает к Богу молящаяся душа, тем всё более и более начинает она видеть в себе той нечистоты — которая ВСЕГДА была в душе, но человек не понимал что это нечисто перед Богом. Не понимал, потому что не получал свидетельства от Ангела своего и от Духа Божия что есть внутри него грех, а что нет.
В этом особенность правильного духовного развития.
Часть грехов описана в Святом Писании, но гораздо большая часть греховности человека (таких как гордое богословие, гордая молитва, гордое покаяние, гордое предстояние перед Богом и прочее) может начать открываться и ясно чувствоваться внутри души совсем не от того что прочитана книга о духовной прелести, а ИМЕННО от того что Ангел Божий засвидетельствует душе её грех на тот или же иной момент.
То есть. Молится душа, делает поклоны Богу (в храме или неважно где) и вдруг улавливает в себе мысль, что поклоны он ложит неправильные, что не хватает ему \в его поклонах\ болезненности о себе самом и нет сокрушения духа, но поклоны его — мерзость перед Богом и надо искать покаяния более глубокого нежели прежде.
Поверьте, можно почти наизусть знать немало книг описывающих духовные обольщения и при этом самому утопать в духовном обольщении — что называется — с головой «по уши» и выше того…
Книги нужны, но доколе не приступит к чьей-либо душе Ангел Господень и не откроет человеку его грехи — душа не сможет эти грехи в себе ни признать, ни увидеть и не будет даже и лёгкого подозрения на грех — там где он есть — и где он И ПРЕЖДЕ был ВСЕГДА, но просто, он не осознавался ранее как грех (как греховность).
Да, конечно, падшая природа человека, методы борьбы с ней указаны Иисусом Христом в Евангелии, но умеем ли мы принимать Евангелие в целом? Не урезаем ли Евангелие под «свой размер»? Понимаем ли что Евангельская правда — это не правда буквы и слова, но правда Личностная. То есть… Господь должен войти внутрь души человека, должен показать душе все её (истинно бесчисленные) язвы и тогда, увидев себя не своим падшим разумом, но Глазами Бога — не сможет душа не заплакать о себе и причем заплакать — истинно бесконечно… и это не пафос мой, не желание показаться оригинальным и особо смиренным в глазах других людей, но это ежедневная моя личная внутренняя практика. Я ничего и никогда внутри себя не вижу не поражённым грехом. И это не моё личное мнение — так мне показывает моё состояние Господь .
Вот это одна из наиболее трудных задач для души… отвергнуть все свои собственные личные расчеты о себе и взгляды (мнения) о себе самом, суметь разумно отвергнуть самосмышление и самооценку себя, но ВЕРОЙ принять от Бога тот — НЕПРЕМЕННО бесконечный напиток покаяния, что Божия Рука поднесёт каждому кто приближается к Нему.
Да, да, да — только так и никак и никогда иначе.
Чем ближе приближается душа к Богу, чем большую получает душа благодать от Него — тем всё более и более глубоко, болезненнее и чаще душа начинает каяться в грехах своих, каяться БЕЗ РАССУЖДЕНИЯ, без излишнего (всегда гордого) самокопания в себе и без дурацкого вопроса к Богу, почему именно я такой самый грешный, хотя и молиться стараюсь каждый день и даже ночами…?
И вот что парадоксально… (а истинная духовная жизнь православного вся состоит целиком почти из непрестанных парадоксов) доколе душа плавает в гордыне своей, как в бескрайнем болоте с нечистотами, то будет «видеть» она всё «духовное» «более менее ясно» и всё «будет» стараться делать (не удивляйтесь) «по святым отцам…» то есть номинально в почти полном согласии с тем чему учат святые и Писание….
Но когда душа смирится в себе и чувствами человека станет руководить Бог — душа уже совсем почти не будет цитировать внутри себя святых отцов и даже Писанием станет пользоваться относительно редко, но будет поступать почти совсем без рассуждения в себе, но — тайно движимая Силой Бога КРАЙНЕ не любящим многословия перед Ним и сложных объяснений, в том числе и из Писания…. потому что:
«закон ничего не довел до совершенства» (Евр. 7. 19) «прáведнику закóнъ не лежит» (1Тим. 1.9) «На (верующих же и имеющим любовь) нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями… живут Духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5. 23-25)
Бог ПРЕДЕЛЬНО прост и непрост одновременно…

Вот что необходимо понять всякой душе ищущую правильную молитву перед Богом.
Правильная молитва перед Богом — без покаяния о всём в себе — совершенно никак невозможна…
Я в мастерскую духа захожу,
И двери закрывая за собою,
Я ничего в себе не нахожу,
Что предложить, Господь мой, пред Тобою.
.
Любое благо, Господи — есть Ты!
Во мне нет благ, но есть Твоя любовь.
Но Алтаре моем лежат цветы,
Уходят страсти, остывает кровь.
.
Не кровь и плоть, Господь, Тебе нужна!
А дух мой весь очищенный, Тобою.
Сгорает дух, и тело — на Огне,
Я добрых дел не знаю за собою…
.
В молчанье Бог…, а в гордости — слова!
В словах есть ложь, лишь в скорби её нет.
Молчи моя, усталая душа,
В себе увидев Чистый Божий Свет.

Может возникнуть вопрос. Как(?) тогда жить — если в душе всё нечисто и чистым быть пред Богом не будет в человеке ничто и никогда?
А вот так вот и жить… жить непрерывным покаянием и в терпении нести всё болезненное что приходит к душе; никого стараясь при этом не судить строго кроме себя самого.
ДЕЙСТВИЯ ДЕМОНОВ В ЧЕЛОВЕКЕ:
Знают демоны, хорошо на опыте изучили — что вызывает отступление благодати Божией от человека и о том только и стараются день и ночь чтобы принимал человек то что неполезно его душе.
Неполезна душе человека рассеянная жизнь, жизнь без молитвы к Богу, самонадеянность, самовлюблённость, нежелание признавать свои ошибки, нежелание опираться во всём на Бога — и всё это внушают они душе.
Внушают мнимую пользу и мнимую радость развлечённой жизни. Внушают невозможность жизни христианской.
Но более всего вызывает отступление благодати Божией тогда когда человек: возомнит о себе более чем он есть, забудет что он ничто, припишет себе какие добрые чувства или мысли, или особую мудрость и тогда — такая душа — обязательно станет игрушкой в руках демонов. И внушают демоны душе, льстят… льстят что думать хорошо о себе — в этом, мол, ничего опасного нет.
Душа же, прошедшая сквозь огонь молитвенных долговременных испытаний которые бывают каждому кто с особой силой ищет встретить в себе Бога, более огня геенского боится даже и тенью мысли помыслить о себе хорошо, помыслить о себе ХОТЬ ЧТО-ЛИБО без всегда болезненного о всём в себе покаяния.
Душа опытная в молитве непрерывно болезненно о себе кается, кается всегда как только вспомнит о Боге и увидит как далека она от Него. Плачет душа, плачем Адамовым — неведомым миру, странным миру, непонятным миру, потому что мир во зле лежит, не в том только зле что много обид и обмана между людьми, а в том зле — что не боятся люди забывать о Боге и от этой безбоязненности забвения о Творце — их дни проведённые без молитвы, остаются безумно нераскаянными.
И вот тут, ничего уже не сделаешь…
Тем кто избрал путь не покаяния, но путь нераскаянности — ничего доказать или показать полезного невозможно… потому что они как видящие цветные сны — непрестанно смотрят на те картинки что рисуют в их сознании демоны. Они верят этим цветистым картинкам, искажённо видят путь спасения, борются с другими людьми (сами не знают для чего) и нет в их душах ни мира, ни устойчивой молитвы.
Бесам же страшен тот кто часто молится и молится с большим болезнованием о себе самом. Другие — не страшны, потому что они — их послушники.
Меняют бесы картинки мнимого благополучия в умах людей и так управляют каждым человеком в отдельности и целыми народами.
Хорошо сказал старец Духом Святым:
— Если бы сатана покаялся, то во всём мире, одновременно прекратился бы всякий грех.
Удивился сказанному ученик старца и спросил:
— Ведь сатана во внутренности земли заключён. Как может он один управлять всеми? Ведь людей так много.
Вывел ученика старец из кельи и показал на деревья.
— Видишь сколько листьев на них? А ветер один, но он движет все листья в том направлении куда сам хочет. Так и сатана. Хоть не может выйти из преисподней, но через послушных ему демонов внушает каждому человеку разное зло. Какое кто примет в себя.
Для того кто ищет правильную молитву необходимо помнить что демоны более всего не любят когда человек молится. А вот когда человек много говорит о Боге и спорит о Боге с другими, когда кто много думает о Боге, это бесам не так страшно, потому что в словах и мыслях наших ВСЕГДА много гордыни. Мало кто это опытом постиг, что правильные истинные знания о Боге, они не в словах более заключены, но в той таинственной силе Духа Божиего, которая раскрывается ТОЛЬКО ЛИШЬ в любящей молиться душе. Не слова, но только лишь Сила Бога может дать новую силу (древним как мир) догматам Бога. И тот кто вкушает силу этих догматов раскрытых Богом — тот НЕПРЕМЕННО будет самый счастливый человек на земле, потому что он научился уже не болтать о Боге там и сям, но научился: реально дышать Богом, ежедневно жить Им, Питаться Им, пить и есть Его органами души своей — в Силе Его Духа. Подробнее об этом я буду раскрывать тему здесь  http://www.edinstva.ru/?p=26807
Вот в чем смысл существования человека и вот кого всерьёз боятся демоны. Они боятся того для кого Бог — всё.
Всякий, кто ищет правильную молитву должен быть разумным фанатиком Бога.
Некоторые утверждают что разумного фанатизма нет, что есть только фанатизм неразумный.
Ну так пусть утверждает каждый то что сам хочет, но если Бог не всё для души — правильную молитву такая душа найти вряд ли сумеет, но демоны обхитрят её — поставив Бога для человека не на первое место.

КАК НАЙТИ ИСТИННУЮ ПРАВИЛЬНУЮ МОЛИТВУ:
Не должно удивляться тому что скажу сейчас.
Правильную молитву человек не может найти, но молитва сама находит того кто ищет её — находит всегда неожиданно. Нередко посреди рассеяния и часто, именно, тогда, когда человек уже и не надеется обрести истинную молитву в себе.
Чем характерна правильная молитва?
Первые её три обязательные признака:
Сила, Покой и Устойчивость.

Правильная молитва, как только она найдёт человека, то сразу же очаровывает его своим Могуществом, своей безтрудностью — потому что правильная молитва совершается в человеке не силами души человека, но Духом Бога для Которого нет ничего трудного и правильная молитва меняет в человеке совершенно всё. Меняется отношение к жизни, к себе, к ближним, к Богу, к природе и ко всему что окружает человека у него рождается иное (как правило, ранее недоступное) отношение.
Человека словно враз меняют всего. Он становится спокойным, уравновешенным, неспешащим делать выводы ни о ком и ни о чём, терпеливым в скорби. Самое же поразительное — для человека который нашёл (вернее, которого нашла правильная молитва) для него начинает по иному течь земное время . Часы и дни могут стать как вечность, а годы как мгновения. Великое, особо радостное для каждой кающейся души — переживание. Переживание того как Вечность входит в его повседневность и начинает давать всему своё направление, своё место и свою — (отличную от других) иную значимость.
Душа находящаяся во власти правильной молитвы — делается как дитя. О многом не рассуждает и может радоваться с особой силой просто глядя на растущие деревья или полёт птиц. Особо радостно видеть душе обретшей правильную молитву лица своих единоверцев. Людей умеющих молиться, любящих молитву и Бога.
Найти правильную молитву можно только лишь практикой молитвы. Не рассуждениями о молитве, не массой прочитанных о молитве книг, но самой практикой молитвы.
Если перед душой есть выбор — читать о молитве час-другой или это же время посвятить самой молитве, то лучше молиться чем читать. Чаще молиться. Чаще каяться. Чаще причащаться святых Христовых Тайн. Одним словом чаще что-то реально делать для приближения к Богу.
А многочтение о молитве и о духовном — многие души губит и многих ещё погубит. Потому что под мнимо благим предлогом научиться правильной молитве — оставляется само время молитвы… развивается ум. А вот как раз ум-то Богу наш и не нужен, но нужны усилия и время посвящённое прошениям к Нему, прошениям о спасении себя и о тех кто нам дорог, живые и усопшие. Нужно понять ценность простого правила. Молитва может очистить и разумно упростить ум (наделив его нищетой духа от Бога), а вот ум человека — молитву очистить и сделать лучше не может.
Это только вдуматься сколь многим нужны наши молитвы… И дело ведь не в том что без наших молитв Бог не пошлёт, якобы, Милость Свою всем кому хочет Сам. Нет, Бог и без наших молитв может помиловать многих, но нам даётся возможность соработничества Богу. А в многочтении — какое соработничество? Многочтение делает сердце высокомерным и болтливым внутри себя, и самой молитвы — может лишить надолго. От этого, всякий кто ищет молитву — чтению о молитве должен посвящать значительно менее времени — чем самой практике молитвы.

Время, время, время… вот что движет молитву к правильности. Время проведённое в молитве. Растёт же правильная молитва в человеке очень и очень медленно, и обычно это происходит скачкообразно. Раз… и находит в себе душа такие виды молитвы — о которых она прежде и мечтать не смела и не надеялась даже что такое возможно в ком-либо в наше время, и вдруг находит это великое в себе, но не надмевается и не обольщается о себе — потому что позади десятилетия неудач в молитве — без которых никто не может обойтись, но подробнее об этом в иной главе.

8гл2.png

НЕ ЗАБЫВАЙ О ДВЕРИ ОТКРЫВАЮЩЕЙ РАЗУМ
Есть один непреложный закон в духовной жизни. Человек может сколько угодно долго не признавать этот закон и желать обойти его, но обойти его невозможно.
Я называю его «закон закрытых дверей».
В чём он заключается?
Он заключается в том что думать о себе что нечто ценное в духовной жизни можно правильно понять одними лишь правильными усилиями разума — это ВЕЛИЧАЙШЕЕ из заблуждений, которому, особенно в наше образованное время, поддаются многие и многие люди. Сплошь и рядом в сети и в реале многие, с маниакальным упорством, наступают на одни и те же грабли пытаясь умом понять правильно… то что умом правильно постигаться не может. Не может, потому что у всего истинно ценного и духовного по иному раскрывается сила смысла. Сила смысла в духовном раскрывается не усилиями ума, но Силой Бога, действием Ангела-Хранителя открывающего человеку что-либо и вот тут ЕСТЬ то самое важное, КОТОРОЕ надо бы помнить каждому кто ищет правильную молитву и помнить…
Доколе человек не проведёт в молитве определённое количество лет, правильно понять многое (и даже почти совсем ничего) он не сможет.
Нужны годы проведённые в терпеливой молитве и только лишь ПОСЛЕ этого, душе может быть открыто (не человеком и не книгой и даже не молитвами чьими-либо, но) Самим Богом правильно то, что надо понимать правильно. Многое, если почти не всё — правильно не поймёшь до тех пор пока не потрудишься в молитве определённое количество лет. И эти годы, кому сколько надо молиться чтобы правильно раскрылось таки наконец его рассуждение, каждому Бог определяет Сам. Как показывает опыт, эти сроки не могут маленькими. Минимальный срок известный мне, для того чтобы двери разумения о духовном раскрылись — 13-14 лет молитв под руководством опытного духовника, потом сроки побольше: 20, 25, 40 лет молитв и иногда указывается более продолжительное время. Каждому свой срок.
Сейчас же, в наше время, бывает такое, что человек и десяти лет в молитвах не проведёт, а уже учит, говорит и пишет о молитве — повторяя во многом святых отцов, но при этом разум его так и остаётся — не раскрытым для правильного понимания тех цитат что он использует. И получается печальная картина… если не раскрыт разум для правильного понимания ни у того кто пишет (говорит) о духовном, и ни у того кто слушает и читает его, то и выходит — полный отстой… в истории едва ли не повсеместного отстоя….
Слова говорятся, книги пишутся, но душу-то не обманешь… Духовными подделками никто не сможет насытить свою душу и сделать её умиротворённой в Боге. Вся эта печалька от того только и происходит что многим хочется многое правильно понять о духовном — без реального многолетнего терпения в молитве. И приходится видеть как «выгорают» духовно (из-за желания преждевременно найти правильную молитву) не только миряне, но также и монахи, и даже священство. А священству — так и вовсе труднее многих найти в себе правильную молитву…, потому как им не только о молитве надо заботиться, но множество забот по храму плюс требы и иное многое, что реально не даёт им личного времени, собственно, на молитву, но многое и многое от молитвы их вынужденно отвлекает.
Говорю это не для того чтобы унизить священство, но для того чтобы мы больше молились о своём священстве и не были к священникам чрезмерно требовательными духовно.
Нужно учиться избегать желания объяснять кому-либо что-либо о духовном в те годы в которые он пока ещё не дорос до возможности правильного понимания чего-либо.
Нужно учиться ждать, пока человек сам потрудится в молитве определённое количество лет назначенное каждому индивидуально Богом и лишь только после этого (ПОСЛЕ того как душа вызреет для нужного вопроса) говорить человеку то, что он будет способен услышать. Преждевременный же разговор о усиленном покаянии или о более глубоких степенях молитвы к которым душа до времени не готова — человеку ТОЛЬКО лишь навредит, образовав в нём ложные понятия, потому что к правильным понятиям человек сам себя не подготовил предварительным долговременным трудом в молитве.
И никто не раскроет разум человеку и никогда, но только он сам, и ТОЛЬКО годами проведёнными в терпеливой молитве и покаянии.
Кто-то может задаться вопросом.
Почему же тогда я пишу о высоких степенях покаяния и молитвы людям которые заведомо не будут готовы многое понять правильно, ну \элементарно\ просто потому что не многим дано пройти более чем двадцатилетний опыт молитв?
Так вот я и указываю здесь.
Не спеши с выводами… не думай что твои слова о молитве (или мои слова о молитве) кто-то сможет правильно понять до тех пор пока он сам, самостоятельно не потрудится в молитвах довольное время…
То есть, я напоминаю и говорю о долготерпении в молитвах и о неторопливости в выводах обо всём и в ответ нередко слышу в сети отзывы что я «чрезмерно пугаю людей трудностями о духовном».
Пусть пугается кто чего хочет и когда хочет, — пусть пугается того чего сам хочет пугаться, но меня воспитывали так. Когда я хотел достичь духовного скоро, меня обязательно остепеняли (мои ныне уже покойные) духовники и как-то так вот сразу, не считаясь с моими желаниями и самолюбием говорили мне, тоном не располагающим к прекословию… «подожди лет двадцать и лишь потом делай выводы» и я подождал.
И не жалею сейчас об этом.
Так как же найти правильную молитву?
Подвёдём краткий
итог этой главы.
Во первых — понять должно что скорый духовный рост и скорое открытие в себе духовного разума — это иллюзия о которую сломали себе душу многие и сломают ещё сотни и даже тысячи людей. Не стоит наступать на эти болезненные грабли самому ещё и ещё раз, но надо дать время вызреть своей душе, и других так же не стоит торопить в духовном. Пользы, если сам на себя человек не оденет ярмо многолетней молитвы не будет ведь НИКОМУ… и по другому (без долговременного упорного, труда над собой, на гранях личного терпения) правильно разум не раскроется НИ У КОГО. Только через ежедневный труд, через десятилетия молитв — если душа не иссякнет в терпении, она может реально раскрыть в себе силу тех древних догматов о которых я буду говорить ниже. Но никак не раньше и никак не умом, но в сердце и в силе. Это во первых.
Во вторых, правильная молитва — это в полном смысле Дар Бога, представить себе который невозможно никому до того времени, пока человек опытно не получит этот Дар. А когда получит — сразу же он это поймёт яснее-ясного — что не будет уже на этой земле человека счастливее его, потому что правильное всеовсемпокаяние принесёт ему ту радость Живого общения с Богом, которая в Простоте и Силе приходит, а не в искусстве многословия. Слова же наши, по большей части это просто пустота и бессилие… НЕДОВЕДОМАЯ большинству гордость рождённая от неведения своих немощей. Вот что такое наши слова. Они могут быть правильными, они могут быть «всё как святые пишут», но если за этими словами нет реального долговременного опыта, то такие слова о духовном будут смотреться как царская шуба на холопе… наивно, глупо, смешно и грустно…
В третьих, молитва требует не рассуждения о ней, но реально много времени ей необходимо посвящать чтобы раскрылось хоть что-то ценное в сердце и душе человека.
В четвёртых, хотя Бог и прост, но и Он же — весьма и весьма непрост одновременно. Поэтому любые попытки быстрого духовного роста и надежды на скорый духовный рост надо похоронить в себе изначально… разумно настроив себя на пожизненное несовершенство и на (именно) пожизненное покаяние о всём в себе.
В пятых, и это-то и является самым трудным, надо перестать доверять себе… надо отставить в сторону свои фантазии о духовном. Надо обучиться «убивать» свой ПАДШИЙ ГОРДЫЙ ПОСПЕШНЫЙ ум терпеливой молитвой. «Убивать» ежедневно и методично, «убивать» не ради оригинальничания, но по заповеди Иисуса Христа «блаженны нищие духом». А нищий духом — он не рассуждает много о том что происходит вокруг него, во многое не вникает и не вмешивается, но смотрит на Бога всегда в терпении… что-то(?) подскажет ему Бог и если Бог молчит, то молчит и он. Молиться же о согрешающих, не воспитывая и не направляя никого ни к чему особо — это всегда бывает обычно продуктивнее и лучше, чем сказать и быть не услышанным, или же быть услышанным неправильно.
И тут часто интуиция может безошибочно и вовремя подсказать: «молчи и молись… хорошего от твоих слов не будет ничего».
И это ещё вопрос что хуже… сказать о истинном преждевременно или же не говорить о истинном вообще ничего.

К ОГЛАВЛЕНИЮ

ГЛАВА 8 в формате PDF скачать и читать

ГЛАВА 8 FB2

Написать письмо или оказать помощь автору