За границами слов

Spirit Island on Maligne Lake, Jasper National Park/Spirit Island sur le lac Maligne, parc national Jasper, Alberta

Реальность первая
«Поймав мышкой» логотип OpenOffice раскрываю текстовый редактор. Привычно долго вглядываюсь в услужливую программу.
Не припомню теперь уже случая чтобы я сразу же начинал набор задуманного.
Кто бы только знал, сколь же это блаженнейшее состояние перед творчеством… не создавать ничего, но лишь вслушиваться в безмолвие белого полотна монитора, не думая ни о чём.
Лучше чем лучше мне открыто Духом Бога что ничто человеческое во мне… неспособно быть без греха.
Давно уже жду того времени когда смогу сутками, а лучше вообще всегда, оставлять внутри себя нетронутыми: слова…, мысли…, озарения…, всё это оставить бы мне неподвижным, забыть бы в себе почти всё, научившись насыщать душу одной лишь благодатью покаянной молитвы.
Не пустые ли все слова мои и все мысли мои, пусть даже и о Боге? Не убегаю ли я, от единого на потребу, от сокрушения духа, доводящим меня до болезненного молчания рассудком? Не гордыня ли моя стремится проявить себя во мне — то и дело накладывая на серые листы моего сознания: краски, буквы, слова, движения, ноты, мысли, вкусы, взгляды, чувства? По большей части… не придуманы ли эти состояния мной? Как любой творческий человек не пропитан ли я тайным высокоумием и актёрством? А душа моя (вот только моя ли она(?))… как же давно она жаждет чистоты полного безмолвия, жаждет необъяснимо сильно. Жаждет…, сама не знает почему, утонуть в том что невыразимо чувствами; жаждет навеки утонуть в Совершенном Безмолвии Бога.
Нарушая Безмолвие Бога душа моя всегда и неизменно теряет то к чему она предназначена от создания мира…, она теряет способность впитывать в себя Чистоту Лика Божия, взирая на Который (необольстившийся собой) человек не будет видеть в себе самом ничего кроме, собственно, Чистоты: Незримой, Неизобразимой, Простой, Вечной, Вышеестественной, Всеблаженной, Всеблагой к тому кто в навыке обучен долговременно дышать Богом.
Безмолвие Бога и Блаженство Творца неописуемо. Это блаженство всегда и неизбежно ослабляется, и даже совсем почти умирает, как только кто возьмётся описывать его. И чем точнее кто возьмётся описывать или изображать Блаженство Божие или в Боге: в красках, в словах или в звуках, тот (по умолчанию просто) лишь всё далее и далее будет удаляться от Возлюбленной Богом Простоты и Чистоты Его Зримо Незримого Образа.
Но не нарушив девственное безмолвие своего ума как можно создать что-либо стоящее? Как проникнуть в чистоту тех произведений искусства на которых \отчасти\ почивает благословение Неизобразимого Бога? Широко распространено обольщение что лишь накладывая на нечто изначально чистое нечто своё: из букв, звуков, красок, чувств или иного, только лишь и возможно создать что-либо стоящее, но кто бы знал, насколько же это — не так…
Кто бы знал насколько искажается и даже почти полностью теряется перед нами Красота Лика Божия… когда мы, в безумии гордыни своей начинаем дробить Его своими падшими красками и чувствами… Бог же.., Господь мой! КАК же много Он любит: ум безмолвный, сердце чистое, разум не говорливый, душу УЕДИНЁННУЮ, душу не считающую себя способной… на какое бы-то ни было благо!
Смотрю на белый монитор. Вслушиваюсь в искусство дышать безмолвием пространства. Особенно сильно безмолвие касается души моей когда я нахожусь один в храме. Это Живое сильное безмолвие православного храма и есть наиболее высшее наслаждение для моей души и для тела. Тело наше, подчас, много-много разумнее души, если только оно благословлено Ангелами Бога. Телу так блаженно находится в храме и если внимательнее вслушаться в ощущение тела, то нетрудно заметить НАСКОЛЬКО оно молчаливо и насколько оно не способно мысленно пустословить и вообще гордиться перед своим Создателем, но оно способно искренне без слов славить Бога. Надо уметь и любить прислушиваться к мудрости тела на молитве. Как оно успокаивается в покаянии, как оно живёт и дышит Богом, и насколько же(!) естественнее нашему телу, нежели беспокойному уму, — дышать благодатью Молчащего Бога.
Безмолвием я могу наслаждаться сутками. Лишь от безмолвия не устаёт душа моя, лишь в безмолвии душа моя приобретает в силу жить тем от чего большинство людей подсознательно стараются уклоняться. Лишь в полном внутреннем безмолвии моих мыслей душа моя приобретает Живую способность и силу смиряться с Покоем, и с Безмолвием Бога, в которых — всё.
С самого раннего детства, полюбила и сроднилась с безмолвием душа моя, сроднилась с удивительным Творчеством Безмолвия Бога; когда на чистом листе моего сознания что-то недоведомое мне происходило, но детское сознание моё, напряжённо вслушиваясь в тайну окружающего меня бытия оставалось изначально чистым соприкасаясь с Руками Бога внутри меня (я рос в горном малонаселённом селе, в лесу на пасеке у отца). Сознание моё изменялось Молчанием, но оно \до времени\ не утрачивало изначальную чистоту, умея в раннем детстве впитывать в себя Живое Дыхание Бога, которым я не мог насытиться, которое не приедалось, которым наслаждаясь, я никогда не уставал от наслаждения.

Реальность вторая
Что ждёт человека не умеющего в навыке покаянно и болезненно вслушиваться в каждую свою мысль? Что ждёт человека видящего (или даже хоть тенью мысли предполагающего) хоть какие да-нибудь блага в себе самом, но не в Боге Едином?
Ничего хорошего в духовной жизни таких людей не ждёт и ждать не будет. Говорю это не только от личного опыта, но и от опыта других подвижников веры.
Где те которые учат нас ежедневно болезненно (и главное покаянно) вглядываться в ту, трудно постижимую таинственную, единственно истинную реальность о себе самом — которая начинается ТОЛЬКО лишь за фасадом всех наших мыслей и слов? Кто понимает что горький неизбежный самообман и последующие неумолимые блуждания во тьме своего духа — это всего лишь следствие того что мысли наши не были заблаговременно омыты благодатью всё проникающего покаяния?
Гордость человека: неумолимая, безмерная, безразмерная, НЕВЕРОЯТНО изменчивая. Мастерски подражая и смешиваясь внутри нас с благодатью Божией, она (гордость) невидимо и непостижимо проявляет себя ВО ВСЁМ внутри нас.
Гордость приписывает человеку способность к благу: которой в нём нет, которой в природе человека никогда не было и никогда не будет, а если будет, то ТОЛЬКО по тайному (или же (уж лучше бы) по явному) сопричастию к благодати Святого Духа.
Укрывает гордость от человека ВАЖНЕЙШУЮ ВСЕГО мысль, мысль что: любое истинное благо — ТОЛЬКО лишь Бог может подать в сердце человека и по большей части эти блага подаются, ИМЕННО, без слов.
….

Мысль что благ — лишь ТОЛЬКО один Господь Бог — ПРЕСТУПНО забыта и упорно пренебрегаема преобладающим большинством окружающих нас людей, в том числе, пренебрегают эту важнейшую ВСЕГО мысль (о ничтожестве своём) и многие из тех кто считают себя верующими, и знающими Закон Божий.
С маниакальным упорством гордость духа вновь и вновь, из десятилетие в десятилетие и из века в век, внушает людям лживое убеждение в том что слова их… это якобы нечто важное; что слова…, могут порождать нечто надёжное и благое. А потом, спустя отмеренное Божиим долготерпением время, выясняется на неумолимом опыте, что надежда на любые слова, как и надежда на себя самого, надежды на какие бы-то ни было благие убеждения, по большей части, всё это… было не более чем пустые иллюзии. Даже те кто думают что они надеются на Бога, не падают ли и они также?
Падают, и падают большинство, падают неизбежно…, падают потому что думают (вернее изначально обольщаются) что они могут быть надёжными и благими перед Богом…, и как же нелегко выбраться человеку из океана своей гордыни!!!

….
Грех глубоко проник не только в мысли человека, но глубже глубокого проник он и во все наши чувства, в том числе и к Богу. Хотим мы того или же не хотим, но самым честным и искренним чувствам своим к Богу, в падшем нашем состоянии — очень и очень опасно доверять.
Многие, доверившись тому (и искренне веруя в то) что они приближаются к Богу, попали на приём — вместо Бога, к обольщающему их гордыню — дьяволу.
Наверное, все знают сколь ненадёжными могут оказаться любые из наших слов и чувств, хоть к людям, хоть к Богу. А молитвы наши… надёжны ли и они?
Многие на опыте знают сколь бесполезно убеждать себя в пользе чего-либо с помощью слов и с помощью каких бы-то ни было правильных мыслей (из Евангелия и из святых отцов в том числе) в то время когда грех жёстко насилует душу. Ни слова, ни мысли, ни искренние молитвы, порой, не помогают избавиться душе от злой власти грехов. (А чем, собственно, мысли отличаются от слов? Ничем не отличаются… Мысли \если мы уже приняли их\ это не только слова, но даже уже и даже дела, хотя большинство не высказывают свои мысли вслух).
Многие знают на личном опыте сколь часто совершенно бесполезно душа может икать выход \из бесчисленных своих тупиков\ какими бы-то ни было словами, правильными чувствами и мыслями…, а ведь выход прост и непрост одновременно…, и он в ином…

Выход — в реальности за границами слов.
Выход в умении привлечь в себя Несловесную(!) Силу Иисуса Христа. Привлечь не как сектант: легкомысленно, легковесно, бодро, с пластмассовой улыбочкой, по скорому, сиюминутно, походя, мимоходом и между делом, обратившись «к Богу», но ежедневно многолетними усилиями стараться жить по трудным евангельским законам. По законам {настолько трудным} что без НЕИЗБЕЖНОЙ гибели души для плотского гордого {своего} мудрования — Евангельские истины не исполнит никто.
Даже издали правильно невозможно понять ни один из Евангельских законов — до тех самых пор пока душа МАКСИМАЛЬНО ПОЛНО не погубит сама себя — ради имени Иисуса Христа.
Духовный же мир настолько отличен от земных наших представлений, что он почти никогда не пользовался \до сего дня не пользуется и в будущем пользоваться не станет\ привычными нам земными: языковыми, знаковыми, объёмными формами, о чем {яснее ясного} излагает Иоанн Дамаскин в точном изложении православной веры:
«Ангелы – вторые светы, умные, заимствующие свой свет от первого и безначального Света, не имеющие нужды в языке и в слухе, но без произносимого слова сообщающие друг другу свои мысли и решения. Являясь по воле Божией достойным людям, они являются не такими, каковы сами по себе, но преобразуются сообразно тому, как смотрящие могут видеть их. {Ангелы} находятся в местах, постигаемых только умом, не телесным образом будучи описуемы, – ибо по природе они не принимают вида, как тела, и {не имеют} троякого измерения» См. подробнее по ссылке: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damask … j-very/2_3
Мы можем сколько угодно не хотеть этого, но весомый молитвенный результат недостижим без: болезненного долговременного (поначалу нелёгкого) ЕЖЕДНЕВНОГО насилия над самим собой, чтобы (не без труда), но все таки НАЧИСТО избавить душу свою от {ставшей привычной всему миру} гордой обманчивой шелухи земных слов и мыслей.
После смерти же тела жить в мире без слов и без форм ведь, поневоле же(!!), придётся всем без любого исключения.
Так не стоит ли глубже задуматься об этом и приготовиться к отсутствию форм, и мыслей — заблаговременно?
Не нужно думать что этот мой правдивый рассказ, это некий личный забобон или моя личная особая высоко-интеллектуально-духовная прихоть… Нет, это не так. Жить в Духе Бога НЕ ИМЕЮЩИМ Вида и Формы — ведь ОТ НАЧАЛА же были призваны все верующие, а не одни только отшельники пустынники монахи! Всякий кто читал Евангелие знает, мы должны жить в Боге, а Бог в нас. Для того ТОЛЬКО и Страдал Господь — чтобы Соединить нас с Отцом не имеющим Вида и Формы. Но вот ГОТОВИМ ли мы свою душу и тело к этому ВАЖНОМУ \важнейшему всего земного прочего\ Единению?
Почти любые слова, для всякого любящего безмолвие и настоящую молитву, это — до безумия… невыразимая серость, блёклость, убогость, а, подчас, и явная ложь!
Самые правильные (пусть даже с точки зрения православия догматически верные) слова могут быть в осуждение говорящему или думающему о них, если душа болтливая — не увидит в себе самой личных БЕСЧИСЛЕННЫХ немощей…
Слепота души, сладковато приторное сатанинское надмение собой и отсутствие внутри говорящего Истинной Силы слов — вот какова неизбежная расплата перед Духом Бога за забвение о гордости, которая есть во всех, за забвение о ЛИЧНОЙ внутренней всепроникающей лжи внутри себя! Душа же мудрая ЛЮБИТ молчать о Боге и старается не говорить о Боге при реальных встречах с людьми ничего и никогда за исключением тех редких случаев когда Бог Сам подвигает верующего к словам о Нём.
Присмотритесь к духовным людям.
Вникните в жития наиболее Великих святых.
Сколь многие из них не что-то иное, но более всего иного, именно, безмолвие ставили выше — прочих христианских добродетелей.
Почему они так поступали? Почему вместо проповеди о Христе (заповеданной в Евангелии) избирали молчание?
В чём причина?
Причина в том что ничто истинно ценное не раскрывается вне терпеливого долговременного безмолвия Божиего Духа!
Тот кто желает быть в духовном мире реальной силой должен УЧИТЬСЯ искусству жёстко ненавидеть себя самого — и это СОВЕРШЕННО неизбежно.
Без этого \предельно жёсткого\ повседневного (в навыке) поначалу довольно болезненного смирения своего духа невозможно обучить свою душу умению говорить на языке Ангелов, на том языке без слов которым пользуется весь благой (и не благой) духовный мир и входа в который не минует никто из ныне живущих!
Думаю, всякий разумный верующий должен понимать важность и нужность умения (неизбежно и НЕУМОЛИМО), раз за разом, отучать свою душу мыслить внутри себя земными словами и образными представлениями, то есть, по плотскому.
Блажен, кто осознал в себе самом КРАЙНЕ ВАЖНУЮ необходимость {из года в год, из десятилетие в десятилетие}  болезненно будить и будить в себе самом реальную молитвенную несловесную (неизменно, покаянную) силу (святых) слов.
Ищущий сильную молитву должен знать что без навыка внимательно вслушиваться в реальность без слов НЕВОЗМОЖНО наполнить невыразимо могущественной силой слова привычных повседневных своих молитв:
«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», «Слава и ныне», «Символ веры», «Отче наш», да и вообще всё читаемое на богослужениях, и дома в православии.
Каждое читаемое не умом, но в {трудолюбии молитвы} РАЗБУЖЕННЫМ сердцем {вернее бы сказать Духом} слово, только лишь на первый взгляд не сложных по смыслу молитв, может наполниться Живой Силой Свыше и вот только лишь тогда {что происходит не сразу и не вдруг} изменится всё.
Слова молитв оживут как (несловесная) Сила и Огонь внутри чувств!
Чувства наполнятся Такой Могущественной Силой Бога что весьма и весьма удивится тогда душа, сколь же неправильно {и сколь преступно сухо 😦 } ранее читала она прежние молитвы свои…
Весьма и весьма удивится сердце тому сколь могут стать Блаженными живыми и сильными привычные обыденные молитвы…, сколь способно КАЖДОЕ слово молитвы источать из себя: Особую, Радостную, Покойную, Надёжную, Живую Силу Света Божия.
Необученным же вникать в реальность без слов, обычно, слова молитв видятся: бесцветными, сухими не оживляющими их душу и потому… для них молитвы почти бесполезны.

Стоит ли верующему преступно и легкомысленно забывать что (не спросив никого ни о чём) от начала мира, именно, безмолвие — Бог поставил во главу Вечного будущего бытия:
«Пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1-ое Кор. Гл. 13 ст. 8-12)
Реальность третья
«Уединение изощряет чувства, изощряет мысль. Круг действия их — расширяется»
святитель Игнатий (Брянчанинов)
НЕСЛОВЕСНЫЕ ТАЙНЫ ДУХОВНОГО МИРА
КАК ПРАВИЛЬНО РАСКРЫТЬ ИХ?

Тайны иного мира, во все времена, привлекали внимание многих и во все времена они открывались не большинству, но лишь особо терпеливым в покаянной молитве подвижникам веры.
Духовно же легкомысленные люди, сколь много бы их ни было, могут делать сколь угодно много попыток заглянуть внутрь тайн Божиих, но Бог не откроет им ничего.
«Вбейте» в поисковик на ютубе: «о Боге», «о посмертном опыте», «о Страшном Суде», «об Ангелах», «о демонах», «о мистике» и многое подобное прочее, и каждый может воочию лицезреть во всём «великолепии» тысячи фильмов… смотреть которые неполезно никому.
Фильмы эти создаются людьми настолько уж далёкими от базовых знаний реального проникновения в мир иной, что диву даёшься; ну, насколько же легковесным надо быть тому, кого можно сравнить с тем кто попытался бы прочесть повесть не зная при этом: ни букв, ни даже элементарных основ построения незнакомого ему языка.
Славики, Чапманы, психически больные женщины, лжеучёные, оккультно-магические личности в нездоровых каналах \подобных РЕНтв\… усыпляют сознание зрителей: густой россыпью псевдонаучными терминами, озвучивают бесчисленный видеоряд НЕПРЕСТАННЫХ безумий о Боге и о загробном мире (плюс инопланетные страшилки) и вся эта жуткая АХИНЕЯ — лишь с одной только целью делается, чтобы разбудить и потрясти воображение ошарашенных слушателей.
Глупые, глупые, глупые… \воображению, а точнее сказать\ образному мышлению человека невозможно войти в мир Живых тайн Бога.
Проникновение в мир Бога происходит не воображением, но СОВСЕМ иным способом о котором скажу несколькими абзацами ниже.

Пространственно временное воображение неспособно правильно понять мир Божий просто потому что в духовном мире нет ни {привычного нам} пространства, ни {привычного нам} времени, да и словами там от начала мира никто никогда не пользовался и не пользуется до сего дня.
Кто-то может возразить.
Ведь яснее-ясного написаны же
(в Евангелии от Луки глава первая стих 28) слова Ангела: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» и далее по тексту. Также и в других местах Писания Бог, и уж тем более воплотившийся Бог Иисус Христос, обращается в Писании: как к человеку так и к Ангелам посредством, привычных нам, слов.
Как же тогда я здесь смею, вопреки очевидному, утверждать что мир Божий не пользуется словами?
Ну, во первых, истину что в духовном мире не пользуются словами утверждаю не я, а преподобный Иоанн Дамаскин.
См по ссылке: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damask … j-very/2_3
Во вторых, от опыта это говорю, понять эту мысль несложно, суть обращения к Богу и к Святым, и суть Языка Божия не в словах заключается, но Силе чувств которым слова не нужны.
Интуитивно догадываюсь, что если бы неочищенная благодатью душа могла бы услышать Ангельское:
«радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» и далее, то даже не знаю, а смог(?) ли бы кто остаться живым после услышанной сердцем Божией СИЛЫ этого Архангельского приветствия?
Писание {изначально в целом} пользуется земным языком, этого никто отрицать не станет, но пока не обучится душа слышать в Писании Язык Духа она не сможет правильно понять Писание и будет глухим человек к Писанию до тех пор, пока (долговременным смирением духа) он не приготовит в себе самом место способное вместить Силу и Дух «Слов» Бога.
Лишь приспосабливаясь к немощи ума человеческого, Писание (неизбежно ослабляясь при этом в Силе действия своего) приписывает Богу и Ангелам
слова, которые: ни Богу, ни Ангелам, ни человеку — при прямом обмене переживаниями не были нужны раньше и не будут нужны НИКОГДА.
Не всё так просто в Евангелии как это может видеться поверхностному воображению.
Я уже писал в пространной главе о крайнем вреде воображения человека для его духовной жизни http://www.edinstva.ru/?p=26874 и подробно повторяться об этом в этой теме не вижу особого смысла.
Теперь же, как я и обещал это чуть выше, озвучу нечто о том как правильнее раскрываются тайны духовного мира. Что помогает понять их. При каких ТОЛЬКО условиях это может происходить.

«Люди бывают непомерно требовательными — Бог, никогда»
святитель Игнатий (Брянчанинов)
КАК И ЧЕМ ПРАВИЛЬНО РАСКРЫВАЮТСЯ ТАЙНЫ Бога?
Если бы тайны духовного мира раскрывались легко и просто, тогда об этом не было бы смысла мне писать что-либо здесь. Эти тайны \и без моей писанины здесь\ раскрывались бы каждому желающему без проблем, но на деле — с таким явлением встречаться не приходится; тайны иного мира легко не раскрываются ни для кого; скорее наоборот, тайны загробного (иного) мира скрыты от большинства людей, скрыты Самим Богом. Лишь единицы из десятков тысяч верующих получают близкий доступ к ним.
Почему это так?
Почему тайны Бога столь трудно доступны для понимания большинства людей?
Для знающих дело ответ предельно прост. Люди не в силах будут понести Действие этих тайн на себя.
По печальному личному опыту я познал это. Как-то, лет, наверное, пятнадцать подряд (не зная того о чём я прошу) усиленно и настойчиво просил я Бога показать мне селение праведных на Небе и наконец Бог услышал мою молитву.
Опыт того что я увидел весьма и весьма не понравился мне тем что он оказался ошеломляюще трудным.
Мне пришлось пережить клиническую смерть, и лишь только после того как душа покинула моё тело и землю я смог реально побывать там где живут праведные, смог почувствовать то что они испытывают во Владениях Бога…, и ПОСЛЕ этих переживаний, со мной произошла крупнейшая в моей жизни внутренняя катастрофа. В абсолютный ноль во мне оказался убитым всякий социальный интерес. Познание блаженства праведных отняло у меня желание цепляться за жизнь, отняло желание достигать каких-либо земных целей в этой жизни. Хотел бы я это или же нет, но душа моя умерла для мира в тот день и всё что в моей душе теперь осталось, это осталась лишь невыразимая по своей силе боль, что я живу не там, не с ними, не с праведниками.
Живое переживание блаженства праведных так сильно изменило мою душу, что вернувшись на землю, душа моя оказалась в силах лишь ТОЛЬКО исступлённо безумно плакать и сокрушаться о том что я уже не могу видеть то что лишь на краткое время почувствовал и увидел там. Понял я сколь несчастен каждый из людей что живёт здесь. Земля, особой мучительности которой я как-то прежде не чувствовал, стала для меня почти как ад. Даже воздух земной, после того как я побывал в мире праведных, стал чувствоваться моей душой как труднопереносимое дикое зловоние. Он словно наполнился окаменением зла и стал угнетать меня так, как не угнетал никогда прежде. После того как я увидел, вымоленные мной Небесные Обители я даже не только говорить ничего потом не мог в течении около четырех месяцев, я даже думать ни о чём не мог кроме как о покаянной молитве перед Иисусом Христом.
Кого заинтересует подробнее мой загробный опыт, это можно прочесть здесь http://www.edinstva.ru/?p=16007 или прослушать в озвученном мной аудио здесь https://yadi.sk/d/RwVJ4JMgy6TSg , но скажу сразу, большинство из того что я там узнал я не озвучивал и не озвучу это нигде и никогда, да и не смогу этого сделать. Нерядовой случай клинической смерти моей произошёл не по моей воле неожиданно для меня.
Об этом нужно помнить.
Реальное раскрытие внутри себя самого тайн Бога через клиническую ли смерть или же при правильном покаянном молитвенном подвиге души — неболезненным не может быть ни для кого и всё что душе потом уже останется — это только удалиться от всех как можно дальше и погрузиться в непрестанное покаяние перед Богом. По факту, работать где-либо на производстве, и даже кратковременно находится в гуще людей не думающих и не помнящих о Боге, для меня и до сего дня — это одна из наиболее 😦 мучительных моей душе пыток (это при всём при том что люди окружающие меня совсем не злые)…
По другому это не сможет произойти ни с кем.
Реально вошедший в мир тайн бытия Ангельского мира, отсекается от общепринятого психологического состояния большинства людей, захочет он этого или же нет. Неумолимо и неизбежно попадёт он в сильнейший «водоворот» неземных течений…, в «водоворот» иной жизни: жизни удивительной, жизни неизобразимо прекрасной, жизни… в высшей степени наполненной, сильной и блаженной, но при всём при этом — жизни полной неописуемых духовных опасностей, опасностей возгордиться над другими и потом (если кто будет иметь несчастье довериться вместо реальностей духовного мира безумным фантазиям о них) тот легко может ведь и сойти с ума вплоть до открытого сильного психического расстройства что со многими, в том числе с монахами и священниками, случалось и случится ещё не один раз.
Давайте ещё раз зададим себе, с посильным для себя внутренним усилием, вопрос заданный здесь прежде: «КАК И ЧЕМ ПРАВИЛЬНО РАСКРЫВАЮТСЯ ТАЙНЫ Бога?»
Мы можем этого не желать, но духовное развитие не может правильно образовываться в душе православного до тех пор пока не произойдёт опытного познания личной полной АБСОЛЮТНОЙ зависимости от Бога.
То есть — правильно идущая к Богу душа опытно познаёт сама в себе не некие: великие озарения, голоса, видения и тайны от Бога, но она… из года в год, а у многих и из десятилетия в десятилетие и даже пожизненно, познаёт свою личную (опять же ПОЛНУЮ) немощь буквально во всём, как в мелочах, так и в вещах более важных. И иначе, как через опытное познание того что спасают нас от силы и от власти греха не наши добродетели, и не наши (пусть даже и самые искренние) усилия к ним, но Сам Иисус Христос Бог, Духом Отца; правильное развитие души православного — невозможно.
То есть, на вопрос «как(?) правильно раскрываются в нас тайны Бога» (ответ у меня лично) только один — правильно душа может развиваться, — ТОЛЬКО через познание ПОЛНОЙ личной всегдашней (ежеминутной и даже ежемгновенной) немощи (бесчисленной) своей.
На вопрос «чем(?) правильно раскрываются в нас тайны Бога», если бы я был новоначальным в вере, то немало бы здесь мог процитировать наставлений из святых отцов: о посте, о непрестанной молитве, о смирении и о ином многом прочем, но вдуматься просто…, сколько постящихся? Но все ли они от поста становятся святыми? Разумеется, не все. Сколько молящихся? Но ведь и впавших в сатанинскую прелесть от гордой молитвы — мы видим немало. Сколько пытающихся смириться? Но где гарантия, что граница между смирением и человекоугодием соблюдена верно? Нетрудно увидеть что ЛЮБАЯ из добродетелей может оказаться неспасительной для любого.
Кто-то скажет что царица добродетелей рассуждение…
Что сказать на это?
Рассуждающих о духовной жизни в интернете сейчас пруд пруди. Зайди на любой православный форум, там рассуждений о вере… читать не перечитать, а вникни подробнее в то что там озвучено и потом задашь сам себе этот неумолимый вопрос… А возможна ли вообще святость при условии что почти повсеместно разговоры о вере в наше время ведутся в интеллектуальную ширь души, но не в глубь её? Плюс, почти неизбежная в каждом из нас тайная, а то и явная страстность… Несложно видеть что «рассуждение» это не гарантия спасения… и что безблагодатный интеллект губит — как многих рассуждающих о вере так и многих слушающих их.
Моё же мнение такое. На вопрос: «чем(?) правильно раскрываются в нас тайны Бога» правильный ответ невозможен.
Всё правильное в человеке может совершаться ТОЛЬКО Духом Бога и от этого максимализма никому никуда не деться.
К Духу Бога надо уметь приспосабливаться, надо уметь прислушиваться к Нему, надо уметь УЗНАВАТЬ Божий голос в себе самом и делать всё от себя зависящее, чтобы привлечь внутрь себя Дух Бога. Когда же Он придёт: Любящий Безмолвие более всего иного; надо обучить душу свою безошибочно отличать Его Святые внушения от голоса своего разума и от внушений от сатаны.
Если же Безмолвный Язык Духа Божия окажется душой не усвоен, то реального успеха в духовной жизни, душа точно уже не дождётся при жизни в теле, ну, а после выхода из тела — один только Бог знает что будет ждать душу далее.
Необходимо помнить насколько КРАЙНЕ придирчиво Дух Бога чувствителен к любой из мыслей или чувств принимаемых человеком да и ко всему его поведению в целом.
Малейшая остановка в духовном развитии, малейшее нерадение, лень, или худшее из всех зол — хоть тень хорошего мнения о себе самом, и капец душе… Дух Божий отступит от тебя и былое (более менее верное) правильное отношение к себе, и к миру— может сделаться {незаметно для души} вначале вялым унылым, а потом и совсем как бы несуществующим.
ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО УМЕНИЕ И НАВЫК ПРЕДЕЛЬНО ВНИМАТЕЛЬНО ВСЛУШИВАТЬСЯ В НЕСЛОВЕСНЫЕ Энергии Бога?
Конечно же, при неоспоримой важности навыка НЕПРЕРЫВНО вслушиваться в Действие несловесных Энергий Бога, необходимо помнить, что путь приближения к Богу НИКАК нельзя сводить лишь к одному этому наблюдению; да , к тому же, схематично упрощённому. (К сожалению, даже в монастырях, многим в наше время бывает свойственно стремиться к примитивной упрощённости не для спасения души, но чтобы на уровне подсознания, упрощённостью (своего рода американизированностью православия 😦 ) оправдать личную духовную лень).
Если же душа будет стремится исполнять заповеди Бога, то ей необходимо быть готовой к тому что Бог потребует от души почти непрерывного напряжения ВСЕХ её сил {словесных, умственных и особенно ТЕРПЕНИЕ}.
Потребуется и ежедневное напряжение сил от тела, потому что усиленная молитва не может не наносить скорбь телу и без этого никак (так называемые молитвенные боли).
То есть, не только несловесный состав человека (как увидим ниже — чрезвычайно важный), но от всего человека в целом, Бог необходимо потребует ежедневных, по возможности непрестанных интеллектуальных, умственных душевных и телесных усилий, а не только от той части ума и сердца которые развиваются в несловесной области Духа. Здесь же, не забывая о важности молитвенной словесности и о предельной важности православной догматики, о неоспоримой важности правильного уверенного произношения внутри себя имён Бога и Святых, я намерен углубиться в важность несловесного, просто потому что без непрестанного наблюдения внутри себя за несловесным, как я отметил выше, весомый успех в духовной жизни не будет возможен ни для кого.
Тут есть определённые трудности.
Всем известно что у каждого человека словесность индивидуальна, а в падшем человеке, она ещё и страстно (фантазийно) обусловлена. Именно поэтому ЛЮБОЙ своей (или чужой) (даже самой догматически правильной) словесности — доверяться крайне и крайне опасно. Крайне и крайне опасно чувствовать себя надежным в вере. Чрезвычайно опасно чувствовать себя надёжным в самом себе. Очень и очень опасно чувствовать себя духовно зрячим.
Опасно чувствовать себя благодатнее и разумнее других, и прочее, потому что это не духовные чувства, это — гордость… сумевшая удалить от соборной православной церкви, единой истинной — тысячи душ, в том числе в священном сане 😦
Практика неумолимо показывает что начитанность святыми отцами и знание православной догматики (при всей своей необходимой важности) не даёт полной гарантии правильности движения к Богу, но необходимо ежедневное, тщательное, в навыке, именно, НЕПРЕСТАННОЕ углубление в несловесную область своего духа… и без этого наблюдения над своей несловесностью — обойтись, моё мнение, совсем никак нельзя.
Но мало кто обучен и мало кто желает НЕПРЕРЫВНО углубляться несловесные проявления своей души…, потому что там…, там живёт много неприятного внутри нас, там… (тоже, кстати, несловесно) живо проявляет себя: ад, демоны и тот груз, что каждый из нас несёт от греховности своего рода.
Тут нужно мужество, предельная честность и полное отключение личной фантазии.
Если увидит душа внутри себя: блудные желания, неверие, хулу, окаменение к Богу, равнодушие к Нему, или даже искреннюю обиду на Бога, за Его (как нам может думаться, преступное) бездействие в чём-либо, то всю эту греховность не нужно сбрасывать со счетов, не нужно загонять её внутрь себя и потом подобно страусу \по глупому\ делать вид что ничего такого ужасного внутри нас нет, но необходимо честно признавать наличие в себе всего того зла что видит душа сама в себе при помощи благодати Бога и находить способы работать со своей душой так — пока от греха, живущего в душе, не останется даже тени воспоминаний.
Но у многих нередко бывает так, что за шумом личной \едва ли не непрерывной гордой\ словесности (в том числе и о Боге) внутри ума нашего, у души и времени-то не остаётся увидеть какой ад всякая душа человеческая может носить внутри себя…
Большинство людей так и живут. Они носят внутри себя все грехи мира, но забивают видение греха своего в себе — непрестанными развлечениями для ума, непрестанными отвлечениями своего сознания, прежде всего от несловесной части своей души.
То есть, несловесный состав души, её \общая всем нам\ привязанность к греховности мира остаётся МОЛИТВЕННО нераскрытой и потому неочищенной.
Человек (нераскрывший себя молитвенным подвигом покаяния) живёт в невероятно крепком обольщении…: «не убил, не украл, всем желаю добра», и не видит того что внутри его (как и внутри каждого человека)… весь ад, со всеми его причиндалами, прибамбасами и примочками, но душа не желает смотреть внутрь себя Глазами Бога, сотворившего всякую душу человеческую и ангельскую нерасторжимо связанной со всем видимым и невидимым миром. Хотим мы того или же нет, но (по Воле Бога) мы ответственны ЗА ВСЁ что есть в этом и ином мире. Мы созданы по подобию Бога и потому необходимо объемлем собой (мистически) весь видимый и невидимый мир.
Хотим или же не хотим, но мы созданы такими.
Но кому из нас хочется, подобно древним святым, плакать о греховности ВСЕГО мира?
Никому почти ведь не захочется носить ежедневно \и даже ежемгновенно\ в самом себе этот, значительно болезненный и тяжкий груз греховности всего мира и омывать его по возможности НЕПРЕСТАННЫМ искренним покаянием…, без глупого самоанализа и самооправдания: «я не убийца», «я не вор», «я не желаю никому зла» да нет…, все мы: убийцы, воры, блудники и злодеи, и все мы хуже дьявола, но просто Бог не отпускает большинство нас из Своего Благого Намерения, даруя нам непрерывно и незаслуженно все те блага — которые, по сути и по природе своей, нам не принадлежат и не принадлежат никому из живущих когда-либо людей.
Ведь даже о Своей Человеческой природе Иисус Христос сказал:
«Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, но только один Бог».
Так что же нам думать о себе самих хорошего можно и позволено, если Сам безгрешный Иисус Христос, Человечество Своё не назвал причастной Природе блага, но ВСЮ способность к ЛЮБОМУ благу приписал (как это и было во все времена справедливым) Единому Богу!?
Да, слова важны, но ведь почти всё истинно важное, происходит в душе человека несловесно!
Искреннее покаяние, Покой в Боге, искреннюю Любовь к Богу, как и силу притяжения греха внутри нас, КАКИМИ(?) словами можно это высказать, КАКИМИ(?) словами это можно объяснить, КАКИМИ(?) словами это можно описать? Никакими.
……………………….
В целом же, секрет БЕЗОШИБОЧНОГО следования за Богом заключается в том чтобы уловить внутри себя Безмолвие Его Живого Покоя и впоследствии ЕЖЕДНЕВНО делать внутри себя всё от себя возможное чтобы не терять этот Покой ни по каким причинам.
Покой Бога — это несловесный «Голос Его» — это как Дыхание, Которое описать невозможно и невозможно привыкшей к этому Покою душе жить без Него.
Вначале это Дыхание проявляет Себя тихо, едва-едва приметно в душе и в теле, но потом, если душа окажется предельно тщательной в служении Иисусу Христу, этот Покой Бога, рано же или поздно, с десятилетиями молитв, (всё не так скоро как нам хотелось бы 🙂 ), но Господь усилит Его в душе и теле человека до ПОЛНОГО безмолвия его ума и всех чувств.
Душа станет жить в земном мире как труп среди трупов.
Ни суда над ближними не будет в ней, ни действия страстей, ни желания вмешиваться в жизнь других, за исключением лишь тех случаев когда душа встречается с явным насилием и с грубой несправедливостью над другими.
Потом в душе приживётся смиренная ПОКАЯННАЯ молитва о всех и за вся.
Будет жалко всех и в первую очередь самого себя. Потому что не взирая на устойчивый мир внутри себя и почти полную нечувствительность к отрицательным событиям в мире, душа будет живо чувствовать чужие страдания.
То медленно, с годами, а то вдруг внезапно будет спадать с души гордая греховная завеса её и душа будет (если усилия её к Богу постоянны и более менее правильные) опускаться всё ГЛУБЖЕ и ГЛУБЖЕ, именно, в угасание своей словесности и наконец, в идеале, словесность (за ПОЛНОЙ её ненадобностью) должна АБСОЛЮТНО полностью умереть в человеке, должна сгореть в Огне Прохладной, Блаженнейшей Благодати своего Создателя. После чего словесность души станет восприниматься ей как нечто излишнее, дико неповоротливое и уродливое.
И вот только лишь тогда может начаться для души её новая Жизнь в Боге. Возможная лишь только на несловесном фоне, только на ВПОЛНЕ несловесном основании, на безмолвном Языке Духа.
Это и есть Высшее блаженство для души человека и возврат её, по Воле Иисуса Христа, в то древнее её устроение, когда язык человеческий, ещё не вошёл в ум человека как проклятие ему от Бога и как ежедневное смирение для него.
После того как душа обучится вполне несловесному Языку Духа, у неё, само по себе, без натуги и без малейших усилий над самой собой, начнётся беседа с видимым и невидимым миром одновременно, на Языке Духа. Начнется простая и естественная беседа — непрестанная беседа без единого слова (кроме повторяемых имён Бога) — Беседа Усладительная, беседа сердца с невидимым миром. И тогда познает душа что земная жизнь и земные наши цели, и уж тем более наши обиды и страсти — это только сон…, это всего лишь САМОЕ краткое мгновение перед той жизнью что может раскрыться с Силой внутри души задолго прежде смерти её тела.
ТОЛЬКО ЛИШЬ несловесно душа может войти в Жизнь будущего века с Богом — в молитву без слов, легко и просто, войти в Жизнь Духа…, без экзальтации и даже без особого удивления к сему, ну просто потому что Бог, хотя и многосложен (так что и Ангелы не способны понимать Его вполне), но Он же и чрезвычайно Прост и потому ВСЁ что Он делает внутри человека — делается: органично, без спешки, без надрыва, весьма и весьма просто, так просто — как дышать!

Реальность четвёртая
(заключительная)

КАК ПРАВИЛЬНО ИСКАТЬ ТАЙНЫ Бога?
Послушанием Богу, послушанием Богу и ещё раз, (посильным ежедневным и даже \опять же без надрыва посильным\ ежемгновенным) послушанием Богу.
Да Волю Бога сложно найти в чистом Её виде. В чистом Её виде, Воля Бога это и есть Сам Бог, это и есть Его Действия в человеке или же в Ангеле. По природе своей мы не способны ни к какому благу, даже к самому малому и опыт нам красноречиво, и доходчиво подтверждает нам эту неспособность к благу — едва ли не всю нашу жизнь, но Бог может дать нам возможность Его Силой \не владеть благом по существу, но\ быть послушным Его Внушениям, Дыханию в себе самом.
Другого пути для правильного раскрытия в себе самом Тайн Бога, не исполняя Волю Бога, наиболее точно изложенную в четвероевангелии — я не знаю.
КАК НЕ СПУТАТЬ ТАЙНЫ Бога с обольщениями от САТАНЫ?
Даже и в самом смелом своём сне не нужно мечтать что сам в себе человек может научиться хоть когда-либо отделять внутри себя истинное от ложного.
Нет, нет и ещё раз нет.
Отделяет внутри нас льстивое от истинного человек не сам в себе, не духовной опытностью своей, но только лишь по Личному Действию Духа Бога.
Грех же гордыни, он так глубоко въелся в каждого из нас что всякий разумный непрерывно видит в себе самом этот грех, грех гордости!
Святые утверждают что прежде смерти тела (полностью) — от гордыни своей и от внутренней слепоты духа своего, не может очиститься никто.
Сроки же очищения от гордыни (не полного очищения, но существенного) я слышал такие.
Минимальный срок 13-14 лет покаянных молитв, потом идут 20, 25, 30, 40 и более лет молитв. У каждого это (не полное, но частичное) очищение от духа гордыни, происходит в разные сроки, а у большинства \неполное\ очищение происходит лишь перед смертью или же (самый худший вариант) только после смерти спадает с ума у многих завеса их гордости.
…………

Всякая духовная неудача в человеке — только от того и происходит что человек забывает о личной своей греховности и о немощах своих без числа, забывает о покаянии. Только от этого.
Лишь только по духовной неопытности (как бы не вполне осознанно) человек может позволять думать о себе самом хорошо, но если подобные мысли душа примет в себя саму и усладится мыслями что она хорошая, то потом происходит неумолимое и неизбежное.
На какой бы кто прежде духовной высоте не находился, он непременно свалится в грехи…
КАК ПРАВИЛЬНО ЖИТЬ ВНУТРИ ТАЙН духовного мира?
Духом Бога.
Другой силы для правильного нахождения внутри тайн иного мира я не знаю.

Написать письмо или оказать помощь автору