Безмолвие губит и созидает 2 часть

Размышление пятое
(Правильный вход в безмолвие своей души)

Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается.
Женщина, в ночь, зачав ребёнка, не может на утро родить дитя, но девять месяцев ждёт появления его на свет Божий.
Рождение же правильного безмолвия души своей, безмолвник может ждать девять, а то двадцать (бывает что и более) лет подвига своего.
Всё происходит медленно, много медленнее чем человеку хотелось бы того. Безмолвие души, вначале, подобно малому семени мужа во чреве жены, приходит как мир и даже как отсутствие не только греховных, но и вообще любых помыслов после исповеди например, после службы в храме и тем более после Причастия Святых Тайн Христовых. Приходит этот мир мыслей, но так как душа не силах удержать в себе Небесного Гостя, мир души заглушается суетой и пустыми разговорами с ближними. Так теряется малое семя блаженства, которое, если правильно взращивать в себе самом, станет уже не малым семенем, но Живым Богом, проявляющим Себя в душе и теле человека самым явным образом.
В этом смысл не только безмолвия, но и вообще христианской жизни. Почувствовать в себе самом присутствие Божие, понять это Присутствие и обучиться Жить в Боге и Богом.
Если безмолствующий более или же менее правильно проводит своё безмолвие, то с годами, безмолвие мыслей его становится внутри него всё стабильнее и стабильнее, а потом, Безмолвие Бога, Безмолвие хранимое уже не человеком, но Богом в человеке — становится вначале его второй природой, а потом и первой, главенствующей, начальной, основной. От правильного безмолвия мысли, внутри разумно (а значит непрерывно) кающегося грешника, отталкиваются все его молитвы и на фоне безмолвия (вот что важно!!!) ЛЮБОЙ демонский помысел, сколь бы мелок и малозаметен он бы ни был в своих началах, видится умом правильно безмолствующего точно также ЯСНО — как ясно видится вообще любая мельчайшая деталь под электронным микроскопом и даже лучше того.
Даже не знаю, есть ли способ разглядеть в себе самом гордость мысли своей, покуда душа не овладела внутри себя Даром Божиего Безмолвия, хотя и проявляющего Себя внутри мыслей человека (аннулируя Собой всё пустое и ненужное для спасения души, а также всё хитроумные подделки под духовность), но стоит свято помнить…. правильное безмолвие души человека поддерживается Богом ИЗВНЕ, от человека же зависит не создавать таких условий внутри себя чтобы Бог Молчащий — удалялся от души и от тела.
В этом немалая сложность.
Безмолвник, как, впрочем, и любой христианин живущий в миру, должен свято помнить всё то что Любит Господь Иисус Христос и стараться всеми силами души и сердца своего не делать даже и малости какой — чего Христос не любит. Ведь стоит лишь тенью души вознестись над ближним, осудить кого-либо, пожелать кому-либо зла, посчитать себя самого способным на доброе нечто, впасть в пустомыслие или в гордые рассуждения о Боге, хоть немного расслабиться и развлечься на пустое, или допустить в себя многое из того что увидится неприятным Господу, как Молчание Бога, Живое и Действенное неудержимо удалится из души и из тела христианина, восстанут страсти, уйдёт покой мысли, и вернуть потом Господа обратно в недра души своей — может оказаться не так-то и просто… Так что лучше не рисковать… и если уж душа почувствовала внутри себя Явное присутствие Небесного Гостя, то
вниманием Этого Гостя надо ценить более даже чем жизнью своею… так оно важно.
Войти же в правильное безмолвие души своей можно лишь одним единственным способом… изучать и твёрдо исполнять всё для себя возможное из слов Евангелия и по святым отцам. Для этого есть немало доступных широкому читателю православных книг, но надо опасаться доверяться тем авторам, что не прославлены церковью в лике святых.
Чтобы не дублировать широко известное о молитве, о покаянии, о духовном плаче и о ином, также важном, я не стану здесь рассматривать, именно, эти темы, но подробнее рассмотрю лишь то что у святых отцов или совсем не описано, или описано прикровенно…
Хочу подробнее поговорить о том как…

КАК УМИРАЕТ СЛОВЕСНАЯ ШЕЛУХА МОЛИТВ И РОЖДАЕТСЯ В МЫСЛЕННОМ БЕЗМОЛВИИ ЧЕЛОВЕКА его обновлённое Богом СЕРДЦЕ
К большому моему сожалению, многие подвижники веры начитавшись святоотеческих рекомендаций: о молитве, смирении, послушании, постах и прочем, забывают наиболее важную деталь или вернее сам механизм спасения души человеческой. От этого забвения (а может лучше бы было сказать) и почти полного незнания как меняется (точнее кем ежесекундно изменяется) сердце человеческое — происходит львиная доля неуспеха не только в безмолвии, но и у тех кто вынужден спасать свою душу среди мира.
Не правила и не нечто условно психологически стабильное должно развить в своей душе человеку чтобы ему спастись или же погибнуть для вечности (как указано у святых развить и укрепить благой навык), но в душе и сердце человеческом ежесекундно идёт недопонимаемая большинством людей БОРЬБА за душу человека между Богом, святыми и Ангелами с одной стороны и также ежесекундно противодействует спасению человека внутри его мыслей и чувств дьявол, и падшие ангелы с другой стороны.
Желает того человек или же нет, но он ежесекундно является предметом противодействия между собою двух видов разума, двух видов духовного мира многократно превосходящих человека по интеллекту, по силе, по могуществу
(демоны же {условно} тысячекратно превосходят человека по быстродействию разума и по коварству).
Вот отчего сердце многих современных нам верующих остаётся нераскрытым для тайн духовного мира… люди думают спасаться правилами и знаниями о духовном и это может иметь некую малую пользу для души, но это крайне неверный подход и правильно проводимое уединение под руководством опытного духовника — это выявляет со всей своей очевидностью!
Более правильный подход, это руководствоваться не правилами и книжными знаниями, а попытаться понять что же хочет от тебя лично Господь? Попытаться вселить внутрь своих чувств и сознания не некие безличные (пусть даже и святые) правила и постановления православной церкви, но попытаться вселить в самого себя Царствие Небесное… Царствие Живое, Реальное, непридуманное, которое душа научилась бы понимать… ЯСНО понимать Бога и святых подобно тому как понимаем мы речь (и действия) тех наших ближних с которыми мы живём на земле бок о бок.
Более того, Святые Ангелы и Господь Иисус Христос должны стать для правильно развивающейся в безмолвии души даже гораздо более близкими, более реальными и более понятными чем люди земли. Именно, для этого РЕАЛЬНОГО и действенного ежедневного единения со Святыми, с Матерью Божией и Господом — и необходимы вот те самые (лишь на поверхностный взгляд кажущиеся чрезмерно строгими) условия ПРЕДЕЛЬНОГО отсечения от всего земного. Если этого максимально полного отделения человека от земных контактов не произойдёт, святые и Господь так и не примут душу человека в живое общение к себе и сердце его (не заселенное Небожителями) останется неизменённым и потому НЕИЗБЕЖНО грустным, унылым и бесплодным.
Почему так всё жёстко?
Почему… ИЛИ ИЛИ?!
Да просто потому что Небожители настолько по иному думают и общаются между собой, что человеку в, так сказать, обычном его состоянии психики — НЕВОЗМОЖНО будет органично влиться в сферу интересов Разума КАЧЕСТВЕННО по иному устроенного.
Вот в чём причина.
Мы можем думать что исполнение того или же иного прочитанного в православных (пусть даже и аскетических, пусть даже и для безмолвников написанных) святых книгах может спасти нас, но неумолимая практика показывает обратное…
Прочитанное и даже добросовестно переосмысленное не спасает почти никого. Но (с годами) лишь, пугает всё большей и большей своей сложностью, потом вконец запутывает разум, многое делает неясным и потом следуют неумолимые бесчисленные прочие неудачи, а выход прост… тысячу раз уже говорил об этом ранее на страницах моего сайта…
Истинная духовная борьба внутри сердца человеческого происходит не между правилами и законами, хотя эти законы и нужны, и святы, и реальны, но спастись можно лишь только устремив все силы своего интеллекта и сердечные чувства от себя (от своей погибающей и во всём падшей личности) к личности Высшей себя, к Богу, к Богородице, к святым православия прославленным церковью, к Ангелам, до почти самоуничтожения… и ТОЛЬКО лишь тогда, когда (это стоит немалого ПОСТОЯННОГО многолетнего упорного труда над собой) откроется для безмолвника прямое и предельно ясное для него самого общение между его разумом и разумом святых, вот только лишь тогда слетит с человека его молитвенная шелуха и он, читая то же самое… (только лишь на первый взгляд примитивное и простое) «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный… (и далее)» будет читать уже не шелуху смысла этой молитвы (а также и не поверхность других остальных молитв), но будет обильно и надёжно питать душу (также и тело своё) раскрывшейся внутри безмолствующего СИЛОЙ от слов повседневных его молитв.
Вот где начинается блаженство и духовная свобода в безмолвии…. когда простые (лишь на первый взгляд простые) слова обычных молитв из традиционного молитвослова, за правильное покаяние и за терпеливое НЕПРЕРЫВНОЕ сокрушение духа безмолствующего, вдруг наполнятся неведомой прежде для него Живой Силой Бога и таким смыслом, и Действием, описать которые земными словами уже не станет возможным ни для кого.
И вот тут уже всё…
Тот кто хотя однажды войдёт в раскрывшиеся силой и смыслом привычные всем молитвословия, тропари, акафисты, каноны и прочее, тот уже никогда не будет чувствовать себя своим среди человеческого общества.
Человеческое общество станет ему чуждым и это неизбежно.
Приближаясь к Богу душа станет чуждой для мира.
Будет, в чувствах, искренняя любовь к миру. Будет частая \почти непрерывная\ молитва за мир, молитва живая и сильная, но весь интерес в ожившем для Бога и умершем для мира сердце безмолствующего — переселится в тайны иного мира, писать о которых я в этой книге не планирую.
Но, несмотря на то что оживление человеческого сердца происходит лишь через вселение внутрь сердца Бога и святых Его, есть одна важная техническая деталь… НАДО НАСТОЙЧИВО ПРИУЧАТЬ себя читать все свои молитвы с ЖИВЫМ чувством сердца, тем более если ты находишься в безмолвии.
Как это делается?
Примитивнее примитивного просто: духовная жизнь, не смотря на всю её бездонную сложность, очень и очень проста по сути, но для исполнения — нужен ежедневный труд над собой и многолетнее терпение.
Вот почему так мало среди современных нам верующих реально состоявшихся в вере людей… …ТЕРПЕНИЯ не хватает.
Сердце же своё развивается в уединении так.
Берешь в руки молитвослов, читаешь часть молитв и тщательно (не только в это время, но и всегда надо ТАК с собой поступать), вслушиваешься в чувства своего сердца. И если язык и ум ПРОСЯТ Бога о чём-либо через чтение молитв или канона, а сердце не просит, тогда неумолимо и твёрдо {из раза в раз} возвращаешься к началу прочтённой, пусть даже и самой краткой молитвы повторяясь до тех пор, раз за разом, читая и читая, хоть даже и застряв на полчаса на первых двух-трех начальных молитвах, покуда сердце твоё искренне и честно не скажет Господу от глубины ВСЕХ своих чувств «Господи… помилуй (нас, меня и т.д. всё по тексту молитвослова)».
Также, имена святых и Ангелов надо в безмолвии произносить так чтобы был ясный ОТЗВУК силы того святого или же святой имя которого (которой) призываешь. И покуда ясного и внятного отзвука внутри тебя нет, покуда нет уверенности что ты стоишь лицом к лицу духом к тому святому (или к Богу) смотря к кому обращаешься, не спеши просить ничего… Если поспешишь, то не обессудь душа… молитва твоя уйдёт в пустоту и пустота сердца твоего с неумолимым томлением чувств и мёртвостью окружающего тебя духовного пространства сама «скажет» тебе ЯСНЕЕ ЯСНОГО что ты оказался недостойным для живого общения со святым или с Богом и потому, «лови фашист гранату» ты, по факту, не услышан. А чтобы ты был услышан и окружающий духовный мир не давил тебя томлением, и злой неясностью из года в год; чтобы ты не гадал как глупый молодой влюблённый на ромашке своего мышления, отрывая внутри своего ума лист за листом: «любит» «не любит», то есть.. услышан ты или же нет, но ТОЧНО знал что ты услышан, ты должен изменить себя, должен из года в год изменять себя настойчиво и упорно до тех самых пор, пока духовный мир не примет тебя к себе!
И не надо чрезмерно бояться духовной прелести…
Когда Господь примет душу безмолвника к Себе, тогда Он, Всемилостивый, непременно найдёт способ убедить сердце в том что это Он и Его святые отвечают душе, а не сатана в виде ангела светлого.
Да, принуждать своё сердце (когда оно каменное не желает даже и издали живо откликаться на тот смысл что читается ему из молитвослова) нелегко; для оживления своего сердца нужен, с кровавым потом многолетний ежедневный, труд над самим собой, ну а кто не знает что безмолвие это ВЫСШАЯ школа аскетизма…? И где это слыхано…, чтобы в высшей школе было кому-либо просто и легко учиться?
Так что… слышащий да разумеет.
Одно хочу сказать точно… духовный мир, святые и Господь, они всегда рядом с нами, более того — они всегда внутри каждого из людей по своему Действуют и что-то НЕПРЕРЫВНО производят, но людям….
людям так милы их личные интересы и происходит засыпание души у большинства, засыпание тем более недопонимаемое и крепкое, что это засыпание души к Богу и ко всему истинно святому — производит внутри сознания людей ни на миг не засыпающий {своим тлетворным и стойким влиянием} внутри ума людей дьявол… коллективный разум которого много более сложный и сильный чем разум человеческий.
Но, оживить своё сердце к молитве и очистить разум от всего затемняющего внутри себя Лик Божий, хоть и нелегко это даётся в безмолвии, но это далеко ещё не всё… МНОГО-МНОГО сложнее бывает для человека СОХРАНИТЬ Безмолвие Бога в самом себе и вместе с этим безмолвием, сохранить всегда открытым двери в святой духовный мир — красота и сила которого превышает все, и любые самые смелые мечтания человека потому как даже и время в нём другое, не как на земле…
Как хорошо сказал об этом безмолвник Иосиф Исихаст… «откроются двери таинств» вот точнее и лучше уже и не скажешь…
Лишь в том, в ком Сам Господь откроет двери в Царствие Его внутри его {ожившего непрестанным покаянием} сердца, начнётся заря истинно христианской жизни, заря вводящая человека в Любовь Божию, а через эту Любовь Божию и через невысокое мнение о себе самом — вводит Господь сердце человеческое в искреннюю любовь ко всем людям и в почти непрерывную сокровенную молитву о них.

Размышление шестое
(Правильное хранение внутреннего безмолвия)

Хранение внутреннего безмолвия будет иметь смысл лишь в том случае, если ищется внутри души Живое Безмолвие Бога.
Есть ведь и гордое безмолвие… и не стоит обольщаться что отличить одно безмолвие от другого, легко и просто сможет сам человек. Безмолвие не магия и не цель. Безмолвие средство к покаянию и к молитве, средство к преображению своей внутренней природы, но когда безмолвие внутреннее, с годами молитв, растворится с Безмолвием Бога и когда Безмолвие Бога возьмёт свою Законную власть над ВСЕМ в человеке, ТОГДА УЖЕ — подобное Безмолвие, не сказать чтобы станет целью души, но станет её основной Движущей силой, тем более ужасной для греха и для сатаны, что эта сила, так как руководит ей Господь, не может быть предсказуемой для демонов.
Бог ревнив и потому, после того как душа погрузится в Безмолвие Его, безмолвнику надо ( но это лишь первые годы безмолвия) тщательно следить за тем чтобы ни одна пустая мысль (грех пустомыслия) не нарушала тишину мыслей его. Будет некоторая (в первые годы безмолвия довольно жестокая) борьба за эту тишину в себе самом. Душа должна помнить что мысли человека — это и есть храм Бога, а в храме категорически недопустимы посторонние голоса, но только Бог там должен: Живо и Таинственно ВСЕГДА Действовать и Делать всё то что прилично Делать в душе и теле человека Богу.
Есть мнение что мысли посторонние человек не способен уничтожить сам в себе, но он может лишь стараться не принимать пустые мысли.
Это так и не так одновременно.
Да, действительно, когда благодать Божия немного отступает от разума правильно (по Евангелию старающегося жить) кающегося человека, тогда в сознании начинает проявляться, как я это называю, некая (вначале довольно навязчивая и докучливая мерзкая) мысленная пыль и грязь…, то есть мысли пустые, никчемные, всякие. Иногда бывают блудные, матерные, хульные мысли на Бога и прочее самое разное зло.
Удивляться возникновению подобной мысленной грязи в себе самом не надо. Надо просто стараться вернуть Господа внутрь сознания своего сердечным воздыханием, непрерывным болезненным (в навыке) о себе самом покаянием и самоуничижением, НЕПРЕСТАННЫМ, по возможности, сокрушением духа своего и когда Господь (призываемый всеми искренними чувствами души) вернётся и вновь полнее войдёт в душу и тело человека, в этот храм Свой, тогда уже пустомыслие станет совершенно никак невозможным. Наступит ПОЛНОЕ Царство непрестанных молитв к Богу без слов.
В этом великое благо для находящегося в полном жёстком уединении. Он (как бы это не казалось противоречащим смыслу) с годами ПЕРЕСТАЁТ молиться сам, но становится внутри себя таинственным зрителем и слушателем того как в мысленном Небе его, НЕПРЕРЫВНО воздают (без слов) Ангелы святые Великую Славу Богу.
Пением этим блаженнейшим (внутри пения этого точнее) душа безмолвника начинает жить, а если безмолвие проводится правильно, то это пение Ангелов и явные Действия внутри себя Бога становится как бы дыханием, потом уже его второй, а в последствии даже и первой истинной сокровенной природой безмолвника.
На этом этапе, безмолвник уже не будет делать никаких усилий над собой к молитве и вообще ни к чему Божиему, но Сама Благость Божия так станет увлекать его душу Красотой и Милостью Бога, что безмолвник просто будет жить в Боге. Жить: легко, свободно, без прежних, некогда трудных для него, усилий над собой, подобно тому как не требуется усилий здоровому человеку для его земного дыхания.
Душа кающегося — привыкнет жить с Богом и в Боге, жить не своей, но Божией Силою, привыкнет дышать Богом, дышать непрерывно. С годами, перерывы живого общения с Богом будут становиться всё менее и менее, всё реже и реже, покуда душа не опустится в Существо Божие всеми своими желаниями и мыслями. А последнего… мыслей, почти и не будет, они отпадут от ума человека сами по себе, за ненадобностью их, потому как не нужны мысли и слова в присутствии Того перед Которым молчат и Ангелы.
Высшая же свобода в Боге — это Богом Действия внутри души безмолвника, когда смирившаяся душа увидит и ясно осознает как Дух Божий дарует ей ВОЗМОЖНОСТЬ непрестанно и легко, естественно, без насилия над собой Любить Бога, непрерывно Прославлять Его и НЕПРЕРЫВНО находиться всему человеку, как душой, так и телом — в Полном Покое от всех тех бесчисленных нескончаемых волнений которыми мятётся (преступно забывший о Всемогуществе Бога) мир…
Невозможно исчислить всех тех благ что получает душа в правильно проводимом покаянном безмолвии.
С великим удивлением душа, направляемая опытным духовным отцом, обнаруживает что
безмолвие — это не жёсткое ограничение себя и не насилие над собой чтобы молиться, но это свобода… когда душа сливается в единый хор с Ангелами святыми и легко, вольно славит Господа вместе с Небесными силами, славит без слов, славит сердцем, славит так же естественно как дышит.
С этого времени мир физический, мир земли становится для безмолвника как несуществующий и душа его переселяется в иной мир, в иные реалии, в иное время, в иное бытие, в иные ценности, в иной язык (без слов, да и невозможны в ином мире слова). Душа становится умершей в своём сокровенном составе так глубоко, что смерть тела её не только перестаёт страшить душу, но становится привлекательной, потому что эта смерть станет не гибелью, но лишь расширением свободы душе и духу.
Вот как велики благодеяния Божии умеющей непрерывно болезновать о самой себе и умеющей (в навыке) непрерывно правильно каяться душе… Впрочем, и тело безмолвника начинается омываться столь высоким блаженством Покоя и Жизни в Боге, что никакие земные наслаждения с этим уже не сравнятся, так они бывают Божественны и сильны. И если земные телесные наслаждения периодичны и кратковременны, то телесное наслаждение Божественным не может быть кратким, потому что оно Действует без перерывов внутри тела правильно сокрушающего себя; Духовное блаженство тела (если не будет оставлен подвиг покаяния о себе самом) обычно не ослабляется, но, с годами, лишь усиливается в теле подвижника становясь всё более и более постоянным.
Но не стоит забывать что правильное покаяние никому не даётся легко и что у демонов для безмолвников есть и МНЕНИЕ безмолвия, и МНЕНИЕ покаяния, и МНЕНИЕ благодати, и МНЕНИЕ покаянной молитвы 😦 , а также плюс ещё многие многие прочие мастерские подделки под всё то что Господь может даровать верующему человеку. Но одного дьявол не способен дать человеку… дьявол не способен дать многолетнего стойкого покоя мыслей и чувств.
От этого познаётся неправильность подвига безмолвия.
Когда душа всё время куда-то торопится, когда, пусть даже и в мыслях своих, кто-либо начинает спешить к внешней деятельности, кажущейся человеку богоугодной. А потом душу начинают мучить насилие посторонних страстей и прочая нечистота лишающая разум, и тело человека покоя.
Истинная же жизнь безмолвника — это жизнь без спешки, в Покое не собой, не своими силами души, но Богом, поэтому, после определённой временной границы в душе и теле безмолвника перестаёт действовать его личный труд, но Господь всё Сам станет делать и будет НЕПРЕРЫВНО делать всё благое внутри души его, Иисус Христос. Он Сам станет побеждать силу греха в человеке и за человека, так потом и получится…. что Бог упразднит Собой не только силу греха прежде жёстко (в течении десятилетий) тиранизирующего душу, но не будет даже легчайшего упоминания о грехе в душе и
наступит долгожданная СВОБОДА в Боге! ПОЛНАЯ свобода от всего за исключением Воли Божией.
Размышление седьмое
(Безмолвие полное и безмолвие возможное в миру.
Есть ли тут что общее?)

Уединение в миру необходимо каждому верующему для молитв дома и в храме. Есть живущие одиноко пенсионеры и по другим обстоятельствам. Можно ли сравнить такое периодическое уединение для молитвы с безмолвием полным? Есть ли что общее между отшельнической жизнью в лесу или в заброшенной деревне и таким образом жизни когда кто-либо в миру старается хранить посильное для себя безмолвие ради покаяния?
Думаю, что тут настолько мало общего, что общего почти ничего и нет.
Сравнить можно с таким примером.
Тот кто живёт (по возможности) безмолвно в миру, любит богослужения и прочее, тот как железо периодически подносимое к Огню благодати Божией. Чувствует он что иногда ему делается как бы тепло, что благодать как-то проявляет Себя, тем более если человек в священном сане. И иногда он чувствует то или же иное оставление его души благодатью — прохладнее делается его душе и на этом всё.
Но когда кто-либо, с благословения духовника, уединяется на годы закрывая двери не только дома своего, но и ум свой он закрывает крепко накрепко для всех и для вся; тогда тут уже можно привести такой пример, как если бы тоже самое железо не подносили к Огню благодати время от времени, а бросили бы это железо в самую печь, в самое пекло, в самую жару и так пекли бы там его до тех самых пор пока и сама природа этого железа не стала бы иной.
Нечто общее между уединением возможным в миру и между уединением полным конечно же есть, ведь и там и там действует Огонь благодати Божией, но результат разный очень… ну, настолько разный что в итоге потом…, общего-то не будет почти ничего.
Что происходит с человеком после того как он пройдя достаточный срок в безмолвии возвращается, по тем или же иным причинам, в мир \на приход\ в общество людей?
А происходит неизбежное разделение и неслияние его души почти со всем тем что он встречает в миру.
Почему так происходит?
Да потому что печь безмолвия переплавила душу в иное.
Там где верующие спорят друг с другом, в том числе о вере и о молитве, тот кто вышел из уединения не увидит предметов для разногласия. Обычно он молчит и молится за всех, стараясь ни во что не только не вмешиваться, но даже и не вникать.
Отношение к службам тоже меняется.
Душа безмолвника на службах слышит и видит совсем не то что слышат и видят большинство из стоящих и служащих в храме. Безмолвник живёт в своём, одному ему доступном мире, в мире не терпящем вольностей, в мире с более чем строгими и категоричными требованиями, но вот парадокс… безмолвник, предельно строго спрашивая с самого себя за каждую неверную мысль принятую им самим — с других не видит никаких оснований спрашивать вообще что-либо.
Что такое безмолвие если оно было правильным и достаточно продолжительным?
Это, прежде всего — познание своих личных бесчисленных немощей. Познание настолько глубокое и опытное, что глубже уже и некуда и вот это-то опытное знание своих личных немощей и греховности делает ум безмолвника абсолютно безмолвным когда он встречается с чей-либо греховностью. Не будет осуждения даже и в уме его ни над кем, кто как бы не жил и кто как бы не поступал, но будет молитва искренняя: «Помоги им Господи, потому как я мог бы делать сейчас тоже самое и даже хуже».
Безмолвник выпадает из общения с ближними ещё и потому что ум его НЕПРЕРЫВНО занят покаянием, и это всегда и везде где бы он не находился, а о чём будет интересно говорить и с кем станет говорить душа если она носит в себе ВСЕГДАШНЮЮ серьёзную боль о себе самой?
Не о чем будет говорить ему… да и не с кем…
Благодать же удержать в себе самом, безмолвник знает это очень хорошо, можно лишь непрестанно каясь. Благодать привлечь к себе можно лишь НЕПРЕСТАННО, с силой, болезнуя о себе самом и о других.

6гл1

Мир безмолвника вернувшегося в общество людей — это мир молитвы… обществом, обычно, не принимаемой и не понимаемой; мир в котором он как рыба в воде. Мир же человеческого общения для него становится неумолимо чужд и это очень хорошо.
Размышление восьмое
(Почему безмолвию даётся
столь большая значимость в православии?)

Отвечу кратко.
Потому что Бог Любит безмолвие и безмолвных, потому что безмолвие поставлено Богом как тайна будущего века:
«пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1-ое Кор. 12. 8-9) потому и умолкнут знания потому что Бог будет всё Сам Делать в избранных Им — без слов.
Без слов удобнее жить кстати…

Размышление девятое
(Так почему же безмолвие одних людей губит,
а других возводит на высоту смирения перед Богом?)

Причина всех духовных неудач в безмолвии, на мой взгляд, \основная\ одна… недоучёт глубины личного падения, незнание или же пренебрежение опытом святых отцов православной церкви! Вот основное что губит современных подвижников в безмолвии.
Основой ЛЮБОЙ молитвы христианского подвижника должна быть НЕПРЕМЕННАЯ боль вначале о себе самом, а потом после болезни о себе и ТОЛЬКО после искренней и честной болезни о себе можно делать успешную попытку обращения к Богу или к кому-либо из святых.Если будет хоть на миг забыта своя личная истинно бездонная греховность (общая всем людям) Бог извергнет прошения такой души из Себя, а также и святые — отвернутся от того кто (хоть тенью своей души) посчитает себя самого хоть в малом, но способным на добрые и правильные чувства к кому бы-то ни было.

14гл1

Ещё одна КРАЙНЕ ВАЖНАЯ деталь.
Если духовная жизнь безмолвника принимает форму образов и представлений (тем более если это касается будущего) то это уже не духовная жизнь…, а демонское прельщение
сколь бы красивыми и правильными такие представления ни были бы, сколь бы не представлялись эти представления (лучше сказать иллюзии души) светлыми, божественными, правильными, важными, истинными, православными и прочее, всё это будет глупая игра ума…
Бог — Дух и Он Невидим, Непредсказуем, Благ, непредставим уму ни в какой форме или же виде.
На любые образные (тем более яркие) представление в уме безмолвника (тем более если в сознании возникают навязчивые диалоги с кем-либо или представления о чём-либо, и уж тем более на послания ближним, якобы от Бога) должно быть наложено без рассуждения — САМОЕ что ни на есть КАТЕГОРИЧНОЕ предельно жёсткое ненарушимое табу.
Безмолвие губит бесов… безмолвие ума, безмолвие интеллекта (нищета духа) и обязательное безмолвие образных представлений, плюс безмолвие сильных чувств к Богу или к людям. Истинное безмолвие это Покой при котором сильные чувства становятся неуместными, а экзальтация невозможной.

Размышление десятое
(Правильно руководить безмолвием других…
возможно ли это в наше время?)

Не думаю что это возможно в наше время.
Безмолвие — крайне жёсткая школа. В нём, послушание как таковое, даже и невозможно, потому что напряжение борьбы в безмолвии так сложно, так плотно и так разнообразно, в безмолвии всё так быстро меняется — даже и за день, даже и за минуту может душа перевернуться в безмолвии сто раз с «ног на голову»! Какое бы-то ни было духовное руководство при такой скороизменяемости внутреннего состояния безмолвника тут видится невозможным, но может рассматриваться лишь возможность периодического совета с опытным в деле молитвы (лучше монахом) и не более того.

ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА

Написать письмо или оказать помощь автору