27 статей о безмолвии 1 часть

7об3

Путь к Божественному безмолвию ума и сердца (сборник статей)
Предисловие:
Сила, глубина, блаженство, жизнеспособность, истинность, непоколебимость, сладость, величие, покой, обилие мистической любви, дар нескончаемой радости, дар бесконечного познания, благоговение от осознания того что душа нашла (наконец) предел своих желаний и мечтаний у Божественного пути безмолвия ума и сердца столь велики, что тот, кто хоть однажды войдёт в его пределы, не сможет выйти из пределов безмолвия ума и сердца уже никогда…
Человек, вкусивший благодати безмолвия ума и сердца НАСТОЛЬКО полно
очаровывается безмолвием Бога, что он: забывает мир, забывает себя, забывает ВСЁ что он ценил или мог ценить прежде и погружается в безмолвие Бога — как в Жизнь Блаженнейшую и Всепростую, как в Живую Любовь — уничтожающую мысленную природу человека и {одновременно} дающую человеку реальный опыт переживания возвращения в колыбель древнейшего Ангельского быти
я.
Дар безмолвия ума и сердца привлекает к себе тем что тот кто овладеет (точнее было бы написать «овладеет» потому что владеет не человек, но по Любви Божией даётся этот Божественный дар) этим даром, тот НЕПРЕМЕННО раскроет внутри себя двери в бескрайний мир истинно духовных переживаний, в мир изумительный в своём величии и простоте, в тот самый мир где нет ни болезней души, ни печали, ни переживаний о том что ты будешь отвергнут Богом в нём.
Благодать безмолвия также: велика, проста, блаженна, всеведуща, многообразна, многосложна, всепрекрасна, неизмерима, как: Прост, Блажен, Всеведущ, Бесчисленно Многообразен, Неизмеримо Многосложен, В Невидимости и в Непостижимости Своей Всепрекрасен и Сам Бог, — Сам Дух Божий, Вездесущий Создатель дарующий Своим творениям Радость Бесконечно разнообразного, Бесконечно Глубокого, Бесконечно Прекрасного Познания Его Божественной Любви.
Наиболее трудное искусство это узнать себя самого…
Крайне-крайне-крайне трудное искусство через опытное познание немощи своего ума и сердца, уничтожая себя годами болезненной сокрушённой молитвой, обучиться непрестанно покорять себя Божественному смирению и Воле Иисуса Христа…
Очень-очень трудно принимает природа ума человека внутрь себя умение (через болезненное безмолвие ума и сердца своего — видеть (Богом, Его Глазами)) внутри себя самого ИСТИННУЮ природу своих помыслов!
Невероятно трудное искусство обучить себя (в Божественном навыке) жить внутри Бога, войти внутрь Духа Которого, невозможно не сгорев в Нём. Невозможно, не утратив ВСЕ прежние свои представления о чём бы-то ни было приблизиться к Богу. Невозможно, не утратив себя — объединиться с Духом Бога, с Тем Кто объединяет с Собой лишь тех кто умеет и любит, ради Воли Божией, становиться таким же простым молчаливым и безвидным, как Прост, Молчалив и Безвиден, Сам Господь!
…………………..

Невозможно познать себя без навыка к безмолвию ума и сердца своего.
…………………..
Ни единого ПРАВИЛЬНОГО ШАГА невозможно сделать во внутренней жизни своей, без и вне благодати сокрушения духа своего, без и вне благодати самоуничижения перед Богом, самоуничижения столь глубокого, что не станет душа и почитать себя способной на самоуничижение, на правильное познание и вообще на что-либо благое…
Тот кто умеет, в навыке, входить в благодать НЕПРЕРЫВНОГО ВСЕГДА болезненного сокрушения духа своего — тот начинает видеть демонов внутри себя столь ясно, что они и не дерзают близко подходить к сознанию НЕПРЕСТАННО болезненно болезнующему о себе самом и видящего действия демонов не своей силой, но Силой Божией.
Вот почему благодать безмолвия несмотря на то что рождается из болезненного непрестанного (в навыке) сокрушения духа своего столь сладостна для человека…, потому что не человек делает это сам в себе, но Господь и Ангелы Его, входят в человека и открывают его (преображённым) мыслям и чувствам вход в Царствие Небесное ещё при его жизни в теле, ещё прежде смерти тела души.
Ниже, я хотел бы поговорить: о возможностях, о способах, о необходимости, о достоинстве и о путях обретения мысленного и сердечного безмолвия со всеми теми кто живо интересуется подобными вопросами.
Прежде чем я начну раскрывать тему безмолвия, желаю особо акцентировать это… я не признаю безличной благодати Безмолвия оторванную от практики покаяния, оторванную от православного миропонимания, оторванную от православной догматики и прочее.
Я: не буддист, не тантрик, не последователь религии дзен, не суфий, не мусульманин, не оккультист, не эзотерик, не безразличный к вероисповеданиям мистик, не медиум и не проповедую идеи спиритов, но я — активно практикующий православный. Регулярно причащающийся и рукоположенный в низший чин священства Митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом. Я православный христианин и ниже речь пойдёт о той Благодати покаяния и благодати смирения (ума и сердца) которую душа получает через Таинства православной церкви. Речь пойдёт о благодати смирения ума и сердца даруемой человеку НЕПОСРЕДСТВЕННО Страданиями Господа Иисуса Христа, Его Волею, при условии что и сам человек старается следовать тому Учению что Господь проповедовал в те времена когда Он пришёл на землю как Бог и как Человек.
Примечание: Сборник статей не представляет собой цельную книгу. Статьи связанны между собою лишь отчасти. Не буду стараться избегать повторений, потому что повторения (в определённом смысле полезны). Статьи можно читать в любом порядке, выбирая в оглавлении интересующую статью. Необязательно читать всё на ряду, можно выбирать лишь то что конкретно заинтересует. Доступ к оглавлению есть внизу этой и внизу каждой интернет странички этой книги.

Статья первая
Объяснение причин почему
мои статьи о безмолвии столь многословны
😦 😦 🙂
На неискушённый взгляд о православном молитвенном покаянном (мысленном и внешнем) безмолв
ии что интересного можно вообще написать-то? Реально не о чем писать и нечего описывать?
Человек закрывает глаза своего ума не только почти на весь внешний, но во многом и на почти весь личный внутренний мир и всё бубнит да бубнит… (к примеру, молитву Иисусову или же просто «Господи прости меня, помилуй и т.п») Всё… Какие могут быть краски? Какие эмоции? Какие яркие переживания? Когда внутри безмолвия ВСЁ до КРАЙНЕГО предела: примитивно, уныло, скучно, серо, грустно, плачевно и прочие невзрачные эпитеты…
ТАК думают о покаянном безмолвии лишь те кто не знает опытом какое же необозримое богатство раскрывает внутри человека покаянное безмолвие! СТОЛЬ примитивно думают о покаянном безмолвии лишь те кто не знает опытом разницу между душевной и духовной религиозностью.
Так устроен мир Божий… душевная религиозность (та самая религиозность что рождается в самом человеке (его личные представления о вопросах веры и прочее) душевная религиозность ВСЕГДА, ВО ВСЕ ВРЕМЕНА будет жесточайшим врагом внутри каждого человека воюющим с упорством неистовым против религиозности истинной. А что такое религиозность истинная?
Это — не наши представления о духовном, но те что даёт нам НЕПОСРЕДСТВЕННО Сам Господь.
Между духовным понимание мира и душевным пониманием всегда и во все времена будет безразмерная по ширине и по глубине пропасть… И если смотреть непредвзято, то в том только и состоит ныне основная проблема и духовный неуспех в массе православных, что на дне душевной религиозности большая часть верующих с маниакальным упорством ежедневно хоронит свои души. В пропасти душевной религиозности утонул ныне почти весь православный мир. Это горько осознавать, но факт того что мы живём не так как должно, подсознательно понимают почти все верующие, а как можно изменить себя мало кто понимает.
Почему так?
Люди НЕПРЕРЫВНО видят перед самими собой ложные добродетели веры. Добродетели душевные, те самые добродетели что Богу неинтересные, потому что они не от Него исходят, но из того искажённого понимания о добре и зле внутри которого вынуждены жить все мы, в том числе и я также.
Я не исключаю себя из числа тех кто утопает в душевной религиозности, но я стараюсь покинуть эту бездонную пропасть и увидеть таки внутри себя не свой свет, не свет своего падшего рассудка, но Свет Господень.
Для того чтобы увидеть Свет Божий внутри себя (видеть Бога внутри себя — это ОБЯЗАННОСТЬ каждого верующего) нужно ежедневно из года в год переделывать свои мысли, своё восприятие всего. Переделывать не своим умом, но мистическим действием внутри себя Духа Божия призываемого покаянной молитвой и эта переделка своей психики, своей души, своего миропонимания это всегда очень большая боль, это всегда очень и очень не просто, ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ не сразу…, как учил меня духовник монах:
«в молитве десять лет — один шаг»
И я пошёл по этому пути. По пути лишь на первых своих этапах кажущимся жёстким, унылым, чрезмерно простым, жёстко приучая видеть внутри себя ТОЛЬКО лишь действие покаянной молитвы, думать ТОЛЬКО о своих грехах, стремиться ТОЛЬКО к близости Богу, всем иным разумно жертвуя ради покаянной молитвы.
Так начал приобретаться мной личный опыт внутреннего погружения в (по возможности непрерывную) покаянную, болезненную о всём в себе молитву и произошло чудо…
Не я сам, но призываемый молитвой Господь, не сразу, но с десятилетиями молитвенных покаянных усилий моих изменил всё вокруг меня и внутри меня настолько сильно, что невозможно это будет описать словами, невозможно передать те изменения в которые плотской разум и не поверит даже никогда что в наше время это возможно… возможно то же самое древнейшее переживание Жизни с Богом и в Боге что было в Адаме и в тех святых что стали одно с Богом.
Мир души меняется разительно.
Люди, события, вообще всё — начинает видеться из глубины покаянного безмолвия ума настолько другими, что описать это можно ТОЛЬКО лишь тому, кто сам войдёт в благодать покаяния.
В этом и состоит наиболее трудная и сложная часть лежащей передо мной ниже работы. Инструментами падшего мира, несовершенными словами и представлениями попытаться описать то что:
«не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1-е Кор. 2, 9)
И как это будет возможно сделать коротко?
Истинно никак.
Но это лишь одна из причин моего (видит Бог вынужденного) многословия о покаянном безмолвии.
Есть и другая причина моего многословия о покаянии.
Человеческий дух ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ медленно просыпается к тому чтобы разбудить в себе самом вкус к истинной духовности и для этого (в определённый период развития души, в определённые годы) человеку нужно много и часто читать, порою, об одном и том же, чтобы душа (проснувшись от окаменения к Богу), сумела с трудом ожить для вкуса к иной жизни. К той самой духовной жизни познав вкус которой лишь однажды, душа уже не сможет остановиться (и оставаться в этом мире), но уйдёт туда, в Блаженный мир свободы в Боге, той самой свободы в Боге о которой легко только лишь мечтать и говорить, но реально войти в мир Божий — это труд и труд, пот и пот, усилие и усилие над собой… не над другими, но ТОЛЬКО над самим собой.
Так устроена душа человека. Стоит ей только лишь отчасти начать вглядываться в чужие поступки и мысли… это всё… — капец. Уходит теплота души, слабеет молитва, начинают тревожить страсти, наступает уныние… и выход остаётся только один.
Закрыл глаза на всех и на вся.
Сказал сам себе искреннее: «Дурак я и что мне с моим дурацким умом лезть судить других людей? Лучше я припаду к ногам Спасителя моего и буду молить Его о преображении моей души до тех пор пока Он её не переделает под Себя» и когда Господь переделает душу, мысли и чувства человека «под Себя» тогда душа вдруг обнаружит в себе желание, которое впоследствии остаётся, в основном, только ОДНО… Душа становится молчаливой на людях и учится скрывать своё молитвенное состояние от всех и от вся. Душа начинает предпочитать словам молитву и невмешательство почти ни во что. Человек перестаёт желать говорить кому-либо что-либо в том числе и о Боге, ясно понимая что ПОМОГАТЬ искать Бога можно лишь только тому кто САМ ищет Его, а тому кто не ищет, кто любит поболтать о духовном {в сети, в реале, перед камерами, или в частных беседах} лишь от скуки и от безделья, с теми и Сам Бог не станет говорить, а если и станет, то скорбями и падениями их, а не Словом Своей Благодати, а Слово Божией благодати — это не слова (не слова, какими мы привыкли представлять их), но Живая Сила Блаженства Его вселяемая, Живущая внутри чувств человека преображённых безмолвием покаяния.
У Бога, у святых есть безмолвные имена… если душа сумеет правильно (с искренней болезнью о всём в себе самом) произнести Имя (Имена) Бога, имя святого и Ангелов Божиих,
(научиться правильному внутреннему произношению имён святых и Бога очень и очень нелегко) тогда сила Божия, сила святых и сила Ангелов Господних НЕПОСРЕДСТВЕННО станет вливаться в тело (во первых в тело человека), а потом и в душу и в чувства его — и для этого мистического единения со святыми слова земли — только помеха… жалкая пародия на Язык Неба, на Язык Духа, Который и есть Господь, потому что Бог — это и есть Язык души раскрывшей в себе самой тайны (всеглубокого о всём с себе) покаянного безмолвия.
Лишь только на первый взгляд может показаться, что думать о своих грехах и (думать всегда неизменно, до последнего земного вздоха болезненно) о своей греховности почти непрерывно — это так уныло, блёкло, неинтересно.
Вовсе не так… по возможности непрестанное покаяние вводит в Жизнь с Богом и Бог МЕНЯЕТ всего человека таким образом, каким человек не может себе представить ни в каких, даже самых смелых своих мечтах!
Это ИНОЙ мир, ИНОЙ язык, ИНОЕ чувствование, ИНОЕ общение с жителями иного мира, на ИНЫХ принципах, с ИНЫМ пониманием и восприятием того что красиво, а что нет, что справедливо и хорошо, а что нет и т.п. И как же это всё можно описать кратко? Никак…
Всё то что я перечислил лишь в кратком последнем абзаце выше, одно лишь это невозможно будет описать и в десятке томов книг…
Думаю, у думающего читателя не осталось ко мне вопроса, почему мои статьи те что ниже о безмолвии, будут столь небезмолвны, столь многоречивы.
Дело в том что покаянное безмолвие это ИНАЯ природа чувствования, природа блаженная, но труднопонимаемая и труднодостигаемая, поэтому-то и невозможно будет мне избежать вынужденного многословия при попытках описать различные частности условий пути внутрь покаянного молитвенного безмолвия ума и чувств.

9об1ч2.png

Статья вторая
Каким образом безмолви
е
обнаруживает и изгоняет действия демонов из чувств и мыслей человека
…………………………..
Каждый кто знаком с основами продуктивного мышления знает о этом печальном эффекте…,
если общение непозволительно часто переходит с тему на тему, если в общении употребляется слишком много слов (тем более о духовном), а в подобном (безумно поспешном) ритме в настоящее время ведутся почти все (известные мне публичные) беседы о Боге…, тогда — НЕУМОЛИМО и НЕИЗБЕЖНО исчезает глубина в общении, НЕУМОЛИМО и НЕИЗБЕЖНО исчезает даже и самая малейшая возможность верной передачи смысла обсуждаемого или же объясняемого. Ум слушающих, и большинства говорящих и пишущих {или читающих} о Боге начинает скользить по поверхности слов… и такая ПРЕСТУПНО безумная поспешность в принятии понятий о духовном, приучает души людей быть: мелкими, неглубокими, поверхностными, по сути глупыми и недальновидными в повседневном процессе своего мышления.
……………………………..
Не знаю у кого как, но у меня, по временам, даже самое что ни на есть краткое общение (на духовные темы) с людьми не обученными думать (продуманно покаянно и) неспешно, вызывает чувство физической тошноты.
Перекинешься с человеком всего лишь одной-двумя фразами и возникает полное ощущение что душу до краёв заполнили духовной грязью и мысленными помоями гордыни. И чем святее предмет о котором говорится, тем большее осквернение может получить душа от того что она услышит или когда о чём скажет. Почему подобные осквернения происходят? (У многих это бывает часто, если не всегда вообще 😦 😦 😦 ) Ведь нередко при подобных внутренних сокровенных осквернениях цитируется писание и святые отцы, рассказывается о тех или же иных делах или же о чудесах Божиих, всё вроде ради пользы души говорится, а внутри говорящего о Боге) становится ощутимо гадко… Подобные мысленные осквернения происходят потому что любое слово — это ВСЕГДА лишь поверхность смысла. Гораздо более сильное действие оказывают на слушателей и на читателей те духи что живут в говорящем, живут в пишущем слово и в читающем духовное (слушающих о духовном), вот эти-то, эти ТАЙНЫЕ действия духов, они… или исцеляют души, или же НЕПРЕРЫВНО оскверняют их.
Господь и Его ученики говорили с Силой Духа Божиего, а внутри какого духа говорим (пишем) (воспринимаем) (слушаем) слова о духовном мы? Вот в чём вопрос и этот вопрос является ОСНОВНЫМ.
Как меня учил духовник монах, если мы думаем внутри себя и уж, тем более, если что-то озвучиваем наружу через себя без полной совершенной боли о всём в себе самом, тогда в нас говорит сатана, а не Господь, даже если мы только и делаем что цитируем святое Писание и отцов церкви или же думаем о них.
Ужасное состояние, по большей части неизлечимое, когда человек НЕ УМЕЕТ, НЕ ОБУЧЕН и НЕ СТРЕМИТСЯ мыслить покаянно, мыслить ТОЛЬКО ЛИШЬ в зоне действия силы благодатного личного покаянного безмолвия.
Демоны высокоумия, в душе необученной (по возможности непрерывному) сокрушению духа — чувствуют себя столь свободно, что умудряются захватить в свою власть ВСЁ мышление человека в целом, не оставляя свободным ни единой мысли в человеке, а если человек ещё и получил богословское образование, тут демонам высокоумия будет самое УДОБНОЕ место внутри души такового… Душа охваченная демонами высокоумия может быть и в священном сане, она также может иметь множество искренних последователей среди (православных верующих) потому что демоны высокоумия умеют МНОГО, харизматично и КРАСИВО, говорить о духовных предметах и говорят о Боге (по видимому догматически выверено с канонами и правилами церкви), но так как говорит (обольщённый дьяволом) много, и быстро быстро перескакивает с предмета на предмет словно попугай с веточки на ветку, то таким образом \как говорящему, так и слушающим\ НЕ ОСТАВЛЯЕТСЯ времени (на критическое мышление). Слушающие не успевают вникнуть, по ходу бесед, в тайну сказанных \кем-либо\ слов. Тоже самое искажение реального происходит и в мышлении тех обольщённых сатаной людей которые много читают о духовном. Человек (экономя на времени молитвы) весьма и весьма поспешно принимает внутрь себя и начинает пользоваться понятиями о духовных предметах НЕ ВИДЯ своей слепоты едва ли не во всём…, всё в уме ОБОЛЬЩЁННОГО СОБОЙ происходит по внушению дьявола: опосредствования принимаются поспешно, мысли текут непродуманно, всё всё наспех…
Болезнь высокоумия — ужасна в своей сути…, ужасна тем что тот кто впитывает внутрь своего мышления тонкие и грубые энергии демонов высокоумия, те искренне становятся уверенными в том что он духовно растут, что они (своими правильными рассуждениями) приближаются к Богу и способны бывают прельщённые по временам чувствовать внутри себя некие хорошие, якобы высокие умные мысли и «благодатные» переживания, но эти переживания подделка.
Душа не обученная НЕПРЕСТАННО жить внутри благодати личного покаяния, сатанинскую подделку эту в себе самой не видит, потому что ей бывает не с чем сравнить…
Но, если душа обучена (по возможности непрестанной покаянной, болезненной о всём в себе) молитве, тогда она проводится Богом сквозь многолетний обязательный период смирения ума и чувств. Этот период (обычно длится никак не менее двадцати и более лет покаянных молитв) обучает душу НЕДОВЕРИЮ себе буквально почти во всём. Догматика православия остаётся нетронутой, но и она, пересматривается не в сути своей, но в глубине её мистического понимания и тем более применения (опосредствования).
Вот на чём основана особенность мысленного безмолвия, особенность души обученной думать НЕСПЕШНО и глубоко, особенность души человека ПРИВЫКШЕГО молчать умом — бесам становится просто НЕГДЕ «разгуляться» внутри мышления смирившего свой разум и свои чувства человека и демоны зла, со временем, когда душа привыкнет плакать о всём в себе непрестанно, напрочь отсекаются от души опытно познавшей ОСОБУЮ КРАЙНЮЮ важность и ценность полноты и постоянства в самой себе — той нищеты духовной, заповеданной Иисусом Христом, что святые отцы церкви ставят во главу угла ЛЮБОЙ добродетели.
………………………………..

Безмолвие ума, признание себя неспособным правильно понимать и излагать духовное — вот что губит бесов высокоумия с силой всёуничтожающей…, вот что является дверью в мир Живых Божиих Тайн… Вот каким всесокрушающим оружием на дьявола является устойчивый НАВЫК к покаянному мысленному безмолвию.
………………………………..
Тот кто обучен и привык к Блаженнейшей Силе Божией входящей ТОЛЬКО лишь в НЕПРЕРЫВНО болезнующую о всём в себе самой душу, тот и сам не захочет быть мелким, тот и сам не захочет быть прыгающим в своём сознании с одного духовного предмета на другой и говоря (или же думая внутри себя о Боге и о Делах Его) уподобляться в своей несерьёзности трехлетнему ребёнку играющемуся с учебниками по ядерной физике, делающим вид что он понимает их.
Тот кто обучен и привык к блаженному безмолвию ума своего, лишь только он, как полновластный хозяин ВХОДИТ внутрь духовного мира и пьёт Реки Божией Любви и благодати внутри мистической реальности Духа (при этом процессе не употребляя внутри своего мышления словесные формулировки почти никак вообще! (исключение лишь слова молитв)).
Образ мышления души умеющей правильно (в навыке) безмолвствовать внутри себя в мыслях, делает молчаливыми не только уста человека, но так как (от Действия частых молитв) умолкает ум души, то человек становится непостижимым не только для себя самого, не только для посторонних ему людей, но также и для падших духов, хотя последние — стократ быстрее думают чем любой из людей.
Образ мышления души умеющей правильно (в навыке) безмолвствовать внутри себя в душе умеющей оплакивать внутри себя всё и всегда так устроен, что он (просто автоматически) непрерывно и предельно ЖЁСТКО отторгает от себя вообще ВСЁ: поверхностное, неглубокое, несерьёзное, недостаточно тщательно продуманное и всё то, с чем высокоумие любит и станет играться как неразумное дитя до тех самых пор пока смерть тела души не явит высокоумному УЖАСНЕЙШЕЕ безумие его и гордость его…
Вот что страшно…
Душа не умеющая и не обученная ви́дению (умению Духом Бога смиренно признавать и видеть) ИСТИННО БЕСЧИСЛЕННЫЕ личные ошибки свои, не признающая тотальную греховность свою и не видящую испорченность всего своего личного — конечно же, не сможет не думать о себе что она нечто доброе имеет в себе самой, хотя, на самом деле (все люди таковы…) во многом, всяк человек ложь…, всяк человек ничто и никто настолько глубоко, что даже познать ОПЫТНО своё ничтожество (раскрыть его в себе самом), без особой на то (крайне болезненной) Помощи от Бога и Создателя своего НИКТО из людей не может. Оказывается, что никак не может самостоятельно человек в самом себе увидеть: глубину личного безумия, глубину личного падения, глубину (если можно так выразиться) НЕВОЗМОЖНОСТЬ возвращения в Разум Божий, без и вне Непрестанного Личного Действия Духа Божия, возвращённого человеку не заслугами человека, но Страданиями и Служением Господа, и Бога нашего Иисуса Христа.
Ещё раз хочу особо акцентировать здесь это.
Не безличное некое внутреннее безмолвие выявляет в человеке его прежнее легкомыслие, изгоняет из мышления человека бесов высокоумия о духовном и делает душу человека наполненной духом Божиим в покаянии, но Бог Сам даёт: и само покаяние, и Живое, Наполняющее тело и душу человека Вышеестественное Блаженство Любви Своей, которое и делает в человеке всё угодное Богу!
Вот тут то и находится центр внутренней жизни истинно христианской души… О духовном надо не болтать и даже не читать, но Заповедями Иисуса Христа надо НЕПРЕСТАННО жить внутри себя, по возможности чаще и чаще вспоминая ради чего страдал Господь, ради чего Он умер Человечеством Своим и ради чего Он воскрес, воскресив Собой и каждого верующего Ему. А верующие Ему, это ТОЛЬКО лишь те кто исполняет Его Заповеди, те кто живёт Ими, те кто дышит Ими, те кто ставит Заповеди Иисуса Христа на самое главное место в самом центре своей души, а ВСЁ остальное лишь привязывает к Ним.
Может кто-то задастся вопросом, почему я здесь пишу о Заповедях Христа с большой буквы? Не болен ли я психически?
Объясняюсь… заповедь Божия о которой мы думаем — это одно… Но когда Заповедь Божия Действует внутри мышления и чувств человека Силою Духа Божия — это совсем СОВСЕМ уже иное Дело.
Правильно пониматься и исполняться любая из заповедей Христа, может ТОЛЬКО Силою и Действием Самого Господа, Бога Духа — потому-то и результат от такого Действия Заповеди в теле и душе человека бывает СОВСЕМ иной. Душа наполнится не мыслями о заповедях, не мысленной болтовнёй и шелухой из Писаний, но наполнится прежде неиспытанной Силой исполнения того что Господь Исполнит в душе (в мышлении, в чувствах) человека, совсем-совсем ИНАЧЕ, не так как это исполнил бы и сделал сам человек и РАЗНИЦА не сможет душой СРАЗУ ЖЕ не почувствоваться и не осознаться. Это и есть огромная беда нашего времени… НА ОПЫТЕ, люди не знают СКОЛЬ разительно отличаться станут внутри него ВСЕ мысли и чувства его в случае когда Господь станет Сам направлять в человеке всё. Люди делают попытки угождать Богу своими силами (хорошо хоть есть и это), но Бог желает иного… Он ЖЕЛАЕТ Сам делать внутри человека всё и к этому Деланию Богом внутри человека ЧЕГО-ЛИБО, никогда и НИКТО не сможет приблизиться, не ОСВОИВ науку безмолвия ума и сердца, науку сокрушения духа, науку смирения себя, о которой я (так многословно) собираюсь говорить более чем в двадцати статьях ниже.
Душа тогда и только тогда войдёт в мир Живой Мистики, которая и есть Сам Господь, тогда и только тогда душа войдёт внутрь ИНОГО мышления, внутрь ИНОГО миропонимания и мироощущения, внутрь не мыслей о духовном, но внутрь Действия Силы Божией, когда Сам Господь совершит Свой Вход внутрь чувств и мыслей человека обученного отказываться от личной воли своей.
Господь же, обычно {почти всегда} Действует МИНУЯ привычный словесный уровень мышления человека, Действует событиями жизни и внутренней силой сокровенных переживаний человека которые выразить словесно бывает крайне-крайне сложно, да и ненужно.
Вот что делает с человеком правильно проходимый подвиг покаянного безмолвия ума и сердца, подвиг ношения внутри себя благодатного сокрушения духа… покаянное, всегда болезненное о всём с себе самом молитвенное безмолвие ума и сердца делает человека Богом по благодати, вводит в умение ДУМАТЬ минуя гордую словесную шелуху понятий.
Мышление, чувства и молитва умеющего в навыке непрестанно болезновать, и каяться о всём в себе человека, совершенно естественным образом переходит в область чувств неумолимо при этом (почти напрочь) теряя словесную форму. Вот почему не могут войти в непрестанно кающуюся душу демоны: многословия, пустословия, пустомыслия, тщеславия, гордые планы, осуждение и прочее, и прочее и прочее, потому что их поспешным и самым искусным подделкам под духовное становится — НЕГДЕ приземлиться, НЕ ЗА ЧТО уцепиться, в то время когда в человеке уже не живут слова, не живёт шелуха Писаний, но живёт благодать Божия, Которой слова ( в человеческом понимании) — ненужны и никогда не будут нужны они Богу и в Вечности…
Думаю, что достаточно уже сказано здесь мною о том каким образом безмолвие обнаруживает и изгоняет действия демонов из чувств и мыслей человека, изгоняет не безличностно, но Изгоняет бесов из мышления человека призываемый покаянной молитвой — Иисус Христос {это Изгнание БЕСЧИСЛЕННЫХ демонов зла, которых до времени человек лишь смутно чувствует в себе самом, но не видит их, не осознаёт действия и природы бесов, не происходит быстро, но затягивается в человеке на ДЕСЯТКИ лет и оно не проходит безболезненно ни для кого}.
Стоит также помнить о том что психике человека бывает свойственно, за неимением опыта и навыка, и при неумении жить в непрестанном покаянии, выдумывать внутри себя некое «Божественное» безмолвие, «благодатное» «непрерывное» покаяние, «смирение» и «чистоту» души от якобы всего гордого в себе самом и излишнего, и прочие духовные подделки которые образуют демоны во всякой душе искренне ищущей чистоты в Боге — истинно без числа.
Нет… выдумывать внутри себя что-либо угодное Богу — это и есть самый надёжный способ подпасть под влияние демонов высокоумия, чем очень страдают харизматические секты христианского (или околохристианского) направления, склонные экзальтировать себя перед Богом и выдумывать внутри своего мышления и чувств (ложные мнимо духовные) внутренние состояния за неимением истинных духовных переживаний.
Истинный путь к правильному православному безмолвию никак не должен быть основан на стремлении личности уйти (от действительности) в некий мир иллюзий, в мир личных фантазий о Боге, в некий «Блаженный» «мир» «безмолвия» «Божия», особого «покаяния» и прочее…
В этом отличие духовности истинной от её подделок.
…………………………
Духовность истинная требует ПОЛНОГО самораспятия любых проявлений личной воли перед Богом.
…………………………
А что такое фантазии о духовных предметах?
Это и есть проявление личной воли мышления. Подобные мысленные выкрутасы и (типа магические) фокусы не пройдут перед Богом незамеченными… любая гордость мышления перед Богом МГНОВЕННО обнажит душу от хранящего и питающего её Духа Божия.
………………………..
Бог ревнив. Иной созидающей воли внутри человека (если эта созидающая воля не Он Сам) Бог не потерпит и в малом даже!
Это надо помнить и знать…
………………………..
Всё благое в человеке Делать может ТОЛЬКО Дух Божий, Действующий Непостижимо, и при этом Бог обычно почти никогда не пользуется мыслями выраженными внутри человека словесно. Бывает что мысль от Бога принимает словесную форму, но и тут не всё так просто как хотелось бы, но это отдельный большой разговор для другой статьи.

9об1ч3.png

Слова для людей Божиих — это всего лишь поверхность, которая не отражает и не может отражать сути правильного понимания.
Статья третья
Как и с чего начинается безмолвие
(как для монахов так и для мирян)?

Правильное стремление к безмолвию, в душе любого человека может начинаться только при одном условии, если человека к безмолвию ума и чувств призывает Сам Господь.
Бывают случаи когда Господь не призывает душу, но человек начинает стремиться к безмолвию внутреннему или же к внешнему, проявляя собственный почин. Обычно это проявляется в том что человек резко меняет образ жизни. Забрасывает работу. Перестаёт заботиться о родных и близких. Начинает запоем читать духовную литературу, святое Писание, пытается молиться с утра до вечера, делает много земных поклонов и тому подобные перегибы, всё это, по видимому ради доброй цели, чтобы приблизиться к Богу, чтобы начать жить более свято нежели жил прежде.
То есть, душа совсем ничего ещё не понимающая в мире духов, без предварительного обучения у духовно опытного наставника в молитве начинает вести образ жизни до времени несвойственный человеку. Это, примерно тоже самое если бы кто начал заниматься какой-либо сложной опасной наукой не освоив её основ в правильном понимании!
Опасность подобного самовольного ухода в молитвенное безмолвие сложно переоценить. Как правило, пытающийся войти в мир духов, но не умеющий ориентироваться в нём, заражается в той или же иной степени жёстким неприятием к людям ведущим, по его мнению, неправедный образ жизни…. Уклонений тут может быть много, в том числе и у человека находящегося в монашеском или же священническом чине и все эти уклонения основаны на ошибочном мнении что один человек может быть выше, и лучше другого, но не будем сейчас об этом.
Поговорим о тех аспектах ПРАВИЛЬНОГО входа во внутреннее (или внешнее) уединение (как и) к которому может призывать чувства и мысли человека Сам Господь в православной традиции веры.
Почему я пишу о православном безмолвии ума и сердца?
Ведь известны же подобные направления в буддизме и в иных религиозных или же мистических традициях. Во многих религиях аскеты безмолвники пользуются той или иной степенью уважения от людей за свой образ жизни.
Но это было бы глупо, мне — не знающему буддизма, суфизма или иного какого мистического учения изнутри, писать о том что может испытывать или в чём конкретно может заблуждаться стремящийся к безмолвию буддист, суфий или кто бы-то ни было ещё.
Я вырос в православной традиции. Обучался секретам безмолвия у православного монаха. Поэтому и писать могу только лишь о православном безмолвии, потому что изнутри мне известна (плохо или хорошо известна, не мне судить) лишь эта мистическая область, безмолвие в православном мироощущении.
.
Давно уже замечено что от достигшего серьезного успеха в молитве человека, по повелению благодати Божией, исходит особое ДУХОВНОЕ действие. Это действие невидимое, тонкое, но оно ясно ощутимое, так что может передаваться другому человеку или даже сразу же многим людям. Те кому доводилось на опыте ощущать это действие молитвенного покоя на себе самом, без лишних слов понимают как на опыте можно встретиться с Энергиями Христа.
Благодать — это свет, покой, радость. От неё исходит приятность, присущая только ей, особая детская приятность, непосредственная естественность. Благодать Христа, Её ни с чем невозможно спутать, она никогда ни в чём не упрекает никого, никого не судит, дарует чувствам сокровенную Жизнь и Силу.
Своим присутствием Благодать Божия, обычно делает мысли человека безмолвными и даже не существующими, словесная ментальность умирает перед Христом и открывается НОВЫЙ образ и вид мышления, не собой, не своим умом, но Покоем Бога, Его Силою.
Она (Благодать) хоть и предельно Проста, но в тоже время предельно Могущественна, наполнена Непоколебимой чистотой, содержит в Себе некое внутреннее благоухание, особую приятность, которая касается в первую очередь тела, и лишь потом души. Это надо понимать в том смысле, что тело СРАЗУ узнаёт своего Творца, а вот душа нет… Тело успокаивается. Страсти во время Действия Духа Божия на человека перестают действовать и на тело, и на душу, и на мысли, и на чувства.
Так начинается первое правильное знакомство с миром духов. И никаких видений, голосов, особых откровений, при правильном разумном знакомстве с благодатью Безмолвия Бога — быть не должно.
Те чувства и касания душе и телу что приходят от Бога, имеют, именно, это свойство: укрепляется внутренний мир, возникает желание устраниться от любых видов ссор с кем бы-то ни было, возникает жажда Любви Божией, которая вне тебя. Внутри тебя и вне тебя одновременно.
Возникает острое желание вслушиваться в (до времени) сложно понимаемое Безмолвие Божие. Пропадает желание также и говорить кому-либо что-либо о Боге. Только начнёшь говорить… благодать уходит и душа становится пустой!
Как это происходит в повседневности?
Первые касания благодатью безмолвия души человека бывают не особо значительными по глубине и не столь продолжительны. Эти касания никак не сравнить с тем Могущественным Огнём уединения от которого и само тело начинает столь сильно «прожариваться» в потоках благодати Божией, что едва-едва организм подвижника выдерживает то наслаждение Духом Бога которое возможно, только в долговременном уединении.
Почему высокие меры благодати безмолвия на даются людям живущим среди мира?
Ответ прост. Благодать безмолвия когда входит в значительную силу, она делает ум человека совершенно безвидным. Так что и слова молитвы (даже самой простой) не могут уже читаться ясно, но сам дух человека непрестанно произносит несловесное имя Божие, утопает в нём, как бы, почти без остатка растворяется в Создателе своём.
В таких состояниях человек неспособным делается совсем ни к чему. Он делается столь глубоко очарован Энергиями Бога, что не может ни говорить, ни думать ни о чём. Забывает о еде и о сне. В таком состоянии — выпадает человек из всего своего прошлого опыта, приобретая новый опыт. И не нужно думать что подобные состояния духа не даны нашему времени. Они даны, но нужен наставник и самое строгое следование заповедям Иисуса Христа.
Таково свойство пути к Богу.
Чем большие меры благодати открываются телу и душе подвижника, тем всё строже и строже для него становятся требования от Бога. И… не нужно думать что с Богом, легко и просто. Нет. В уединении будет трудно даже при том условии что душа не сбилась с узкого пути покаяния, потому что тело будет испытывать значительные молитвенные боли известные лишь подвижникам в удалении от людей. Тело будет сгорать на огне молитв. И будет утрата контроля времени.
День может быть столь насыщенным, что может казаться едва ли не годом, час может пролететь как мгновение, неделя как Вечность или же как день. Всё спутается.
Одно только будет определённым, долговременное молитвенное уединение это наивысшая степень блаженства для обученной покаянию души. Блаженства выше, чем (немечтательное) единение души и тела человека с Духом Бога я не знаю, да и нет его скорее всего ни для кого.
Но вернёмся к тому с чего начинается блаженство уединения?
С каких малых штрихов, намёков, касаний Божиих, как бы издалека.
Богу, обычно вести человека к Себе неспешно. Неспешно, но твёрдо. Твёрдо ЛИШЬ при одном условии, если человек отвечает на Действия Божии внутри себя желанием молиться, стараниями жить более внимательнее к Богу нежели жил прежде.
Медленно Бог приближает к Себе человека очень медленно, как я говорил немного выше: «в молитве десять лет — один шаг». Так устроен путь приближения к Богу, Бог СОВСЕМ никак не касается (до времени) тех глубин в человеке, которые человек должен и может разбудить в себе самом (открыть их для Бога) ТОЛЬКО самостоятельно.
Исповедуется человек. Причастится. Внимательно прочтёт молитвы и вдруг обнаруживает внутри себя некое прежде неиспытанное его душой присутствие Покоя. Ум умолкает. Чувства становятся такими, словно человек и не здесь живёт, но в ином мире. Так внутри делается хорошо, мирно, спокойно.
Таким образом, человек впервые прикасается к благодати безмолвия ума и сердца, с немалым удивлением для себя обнаруживая что безмолвие Божие, оно СОВСЕМ не безмолвно. Оно Полно Жизни, Жизни незнакомой, необычной и… неудержимой!
Проходит совсем немного времени, иногда час другой, иногда и того меньше и вышедшая из храма душа ТЕРЯЕТ Мир Божий внутри себя заваливая Его страстями, событиями, хлопотами, разборками с тем, от чего можно было бы и отказаться ради жизни с Богом.
Бог, как бы даёт возможность человеку коснуться края Его Одежды, Его Покоя, Его Милосердия, Его Любви. И Бог ждёт… как поведёт душа далее сама себя?
Заметит ли Его касание?
Не станет ли ответственнее молиться, не найдёт ли времени чаще и усерднее каяться, и прочее?
Путь Божий сложен… очень сложен, но он же и очень прост. Прост в том что Бог УМНОЖИТ благодать Свою, умножит Живое Безмолвие и Живой Покой Свой в человеке, если только человек, в ответ на касание Бога ответит (не мечтами конечно же), но делами.
Станет ли душа чаще думать о Писании, о заповедях Бога, станет ли искать те возможности что есть у каждого, выкраивая для Бога всё более и более своего внимания, чувств, размышлений, энергии, дел?
Тут, продвинется человек в приобретении большей благодати безмолвия внутри себя или же нет, почти
всё зависит от САМОГО человека. Мне известно немало случаев когда Бог касался души ОЧЕНЬ значительно, но человек не отвечал Ему ничем и никак…

СЛЕДУЮЩАЯ ЧАСТЬ

Написать письмо или оказать помощь автору