27 статей о безмолвии 6 часть

9об6ч1

Статья двадцать вторая
Почему не что-то иное,
но именно безмолвие
многими православными аскетами
почитается высшим более других добродетелей

«☦Если на одну чашу весов положить множество добрых дел, а на другую молчание, то молчание перевесит»
Преподобный Исаак Сирин
«
Любящий молчание — пребывает близ Бога и Ангелов Его, и в вышних место его. Господь говорит, что Он тогда сохранит пути твои,- когда ты сам будешь хранить уста свои (см. Притч. 13,3)»
Прп. Антоний Великий
«Паче всего должно украшать себя молчанием; ибо
Амвросий Медиоланский говорит: молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же – ни одного. И паки некто из отцов говорит: молчание есть таинство будущего века, словеса же орудие суть мира сего (Добротолюбие, ч. II, гл.16). Ты только сиди в келье своей во внимании и молчании и всеми мерами старайся приблизить себя ко Господу, и Господь готов сделать тебя из человека ангелом: на кого бо, говорит Он, воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес моих» (Исаии 66,2).
«Когда мы в молчании пребываем, тогда враг –диавол ничего не успевает относительно к потаенному сердца человеку: сие же должно разуметь о молчании в разуме»
«Память Иисусовой молитвы да соединится с дыханием твоим, и тогда познаешь пользу безмолвия»
Прп. Иоанн Лествичник
«Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, ты произнес слово и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда.
Оно станет с тобою на страшном суде и будет за тебя или против тебя; от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф.12;37). Значит, с каким страхом, как осторожно надо произносить каждое слово!»
Свт. Григорий Нисский
Внимание есть непрестанное от всякого помысла безмолвие сердца, в коем оно Христом Иисусом, Сыном Божиим и Богом, и Им Одним всегда, непрерывно и непрестанно дышет, Его призывает, с Ним мужественно ополчается против врагов, и Ему, имеющему власть оставлять грехи, исповедует свои прегрешения.
Преподобный Исихий Иерусалимский
Основная причина важности внутреннего безмолвия в том что (всякий опытный в вере знает это) человек не может сам в себе победить то древнее зло, которое есть в каждом, даже увидеть НЕПРЕСТАННЫЕ действия внутри себя духов тьмы, ум человека, и это… он тоже не может.
Увидеть в самом себе действия духов тьмы (они бывают пассивными, статичными и активными) человек может ТОЛЬКО одним законным способом.
Внутрь мыслей человека должен войти Дух Божий, должны войти внушения его Ангела-Хранителя и таким образом человек становится зрителем того как внутри него НЕПРЕРЫВНО сражаются два (непостижимых для человека разума) духи падшие, и Ангелы Божии.
Видеть в себе самом эту
войну непрекращающуюся ни на одно мгновение — человек может ТОЛЬКО сделав безмолвным свой разум и сердце (то есть сделать ум и сердце своё посильно: покаянным, сокрушённым духом, нищим духом, смиренным — слова разные — суть совершенно одна и та же).
Вот почему православные аскеты столь высоко ценили безмолвие ума… вне ПОКАЯННОГО безмолвия ума своего душа ВСЯКОГО человека становится СЛЕПОЙ игрушкой в руках сатаны, игрушкой беззащитной, обманутой, игрушкой неспособной отделить внутри себя истину от её искусных бесчисленных подделок!

9об6ч2.png

Статья двадцать третья
Сможет ли спасти
свою душу тот
кто не владеет тайнами безмолвия?

Душа познавшая безсилие своё правильно судить не только других, но даже и себя, не станет задавать этот вопрос самому себе даже, а не то что другим.
Всякого человека будет судить Господь.
Всё что человеку надо знать, Суд будет справедливым и Бог без наших догадок и тем более без наших советов Ему кого посчитает нужным введёт к Себе, кого не посчитает нужным изгонит вон.
Не будет стоять вопрос — умел человек безмолствовать своим умом или же нет?
Безмолвие ума заповедано человеку во ВСЕХ первых четырех заповедях блаженств Иисуса Христа. Ведь что такое нищета духа? — Это и есть безмолвие ума… Что такое плач о грехах своих (вторая заповедь блаженств)… Именно,
плач духовный, делает душу безмолвной, саму по себе — просто автоматически!
Что такое кротость (третья заповедь)? Возможна ли кротость если ум не смолчит перед несправедливостью? Может ли алкать и жаждать правды Божией душа человека если она уже начиталась святых отцов и Евангелия так плотно, что Богу ничего нового в эту душу и положить некуда бывает… (четвёртая заповедь о безмолвии).
О важности безмолвия ума и сердца Святое Писание говорит столь часто, что всё и не перечислить, ещё больше говорят о важности покаянного безмолвия ума и сердца православные святые. http://azbukaspaseniya.ru/biblioteka/molchanie.html
В том-то и состоит мудрость, что не книги, и не то не то что написано у святых отцов о безмолвии ума будет судить мир, но будет Судить Сам Господь.
С той позиции, насколько тайны безмолвия ума известны лично мне, я могу сказать это определённо точно… если Бог станет засуживать в ад за одно лишь неведение законов безмолвия, от одного этого Праведного осуждения Божия — в Рай не вошла бы никогда ни одна душа вообще…
Рай был бы пустым…
Поэтому человеку не нужно задаваться вопросом кто спасётся, а кто нет? Но нужно делать всё от себя зависящее чтобы САМОМУ не пройти мимо своего спасения пренебрегая в деле спасения своей души, в том числе, и знаниями о НЕОСПОРИМОЙ КРАЙНЕЙ важности покаянного безмолвия ума.

Статья двадцать четвёртая
Как совместить
(по возможности непрестанное покаянное)
безмолвие и шутливость,
приветливость при общении с ближними
и любовь к внутреннему уединению

Если душа духовно развивается правильно, то внутри неё меняется совершенно всё, но меняется не так как сам того желает человек или как себе представляет это, но по Воле Божией.
Ведь как себе представляет непрестанно покаянную жизнь человек далёкий от правильных представлений о истинном покаянии?
Он представляет себе душу непрестанно мучающуюся от осознания грехов своих, непрестанно {по актёрски «заламывающую руки» перед Господом} и то и дело говорящей Богу: «Ах! Какой же я грешный пред Тобою, Господи»
Нет… такого гордого картинного «покаяния» Бог и не ждёт от человека и не примет его.
………………………….
Настоящее покаяние, истинная грусть о своём падении имеет в человеке НЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ природу, но природу Божию.
………………………….
Это-то и более всего вызывает в современных нам людях недопонимания, маловерия, неверия и недоразумений… людям хочется прийти к Богу в своём падшем состоянии, а Бог желает изменить человека так, чтобы он не только КАЯЛСЯ иначе, но весь был иным.
А как приходит к обновлённому состоянию человек?
ТОЛЬКО через преображение себя самого (как выражался мой духовник «надо пережечь себя покаянными молитвами и чувствами, пережечь — всего без малейшего остатка чтобы изменил внутри тебя Господь всё, не ты чтобы изменил, но Господь!»)
Я с этим встречаюсь почти непрерывно…
Многие люди хотят к Богу, хотят каяться, но хотят это делать так как им самим это кажется правильным.
………………………….
Бог же, хочет от человека лишь одного… чтобы сам человек своими мнимо правильными мыслями и мнимо благими чувствами НЕ МЕШАЛ Богу Делать в человеке то что Бог Сам считает нужным делать. Но
приобретение смирения это весьма и весьма ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ процесс, процесс не разовый, процесс очень болезненный.
………………………….
Вот на этом долговременном и болезненном процессе преображения себя молитвами и нужен человеку юмор, особенно над самим собой. Нужна доброта к ближним, нужна развитая тактичность чтобы не вмешиваться ни в чью жизнь, ни в чей образ мыслей.
Вообще, если у человека нет чувства юмора, незлого, мягкого, нет умения посмеяться над самим собой, пусть даже и с горечью, то в духовной жизни таким людям будет очень и очень трудно.
Истинное покаяние это такая сложная и такая трудно приобретаемая вещь, что покуда душа поймёт что там к чему, душе приходится много мучиться, страдать, переживать. А туда ли она вообще идёт?
Да и демоны, не будут оставлять душу в покое. Начнётся жесткая внутренняя война внутри человека и без юмора… не знаю даже, возможно ли будет какому человеку(?) выдержать тот накал эмоций внутри себя что вызывает (почти непрерывное) чтение молитв.
Так приходит зрелость к душе.
Познав на личном опыте НАСКОЛЬКО трудно вести истинно христианский образ жизни, человек перестаёт проповедовать о Боге, ясно понимая что к Богу, по столь трудному пути недоброволец не сможет идти.
Богу нужны только добровольцы.
И так получается что при встрече с людьми далёкими от знаний о истинном христианстве (а таких людей достаточно и среди священства, веру знают умом, но души пустые) человек умеющий и любящий каяться и молиться никак не покажет себя изнутри, не выкажет ничем, что он и кто он.
Он ничем постарается не отличаться от того кто его окружает.
Поддержит беседу, посмеётся над шуткой, сам — кого хочешь может рассмешить едва ли не до слёз, но в тайне своей души он будет искать Бога, Бога, Бога и ТОЛЬКО болезненное (непременно почти непрерывное) ПОКАЯНИЕ перед Иисусом Христом.
А излишнего общения, тот кто ищет непрестанного покаяния, ВСЕГДА будет стремиться избегать всеми возможными для него способами:
застолья, беседы, излишняя благоустроенность быта, общение с ближними даже и о духовном, даже частое чтение книг о духовном (то есть общение через книгу), ВСЁ должно быть принесено в жертву тому чтобы молитва покаяния прерывалась как можно реже.
Статья двадцать пятая
Мысли о политике,
о слухах, о быте,
о домашних делах
и безмолвие — как совместить?

Если душа развивается в духовно верном направлении, основным лейтмотивом всех её чувств и мыслей будет печаль от того что душа удалилась от Бога.
Политика (разделяющая гордых людей) станет для такой души — как несуществующая.
Более того, мир станет как несуществующий… всё что будет видеть душа, это таинство того как вселенский грех отражается внутри неё самой, как он наносит боль душе и нужны молитвы, нужна особая помощь от Бога чтобы эту боль суметь носить в себе, переживать за свои грехи и за те грехи о которых слышишь.
Не судить никого, не осуждать, но молиться и плакать, всемерно ограждая себя от слухов и прочего.
Быт, домашние дела, всё это должно сводиться к некоему максимально возможному минимуму.
Пусть мир воюет друг с другом сколько хочет сам того.
Ведь если кто увлечён политическими идеями ему ничем не объяснишь неправду его… пусть каждый живёт так как сам хочет, но любящий покаяние должен быть вне суеты, вне раздоров, вне непокоя.
Настоящая цель Бога ввести человека в Покой.
А если в уме человека будет жить хоть одна политическая (или бытовая, социальная) идея, то Бог не сможет сделать такую душу спокойной.
Иное дело дела благотворительности угодные Богу. Такие дела нужны, но излишеств надо избегать во всём что мешает собственно, покаянному устроению души.

9об6ч3.png

Статья двадцать шестая
Безмолвие как
непрерывное пожизненное
испытание для души

Человек так устроен, что всё-то ему хочется знать ответы на те или же иные вопросы: «А правильно ли я тут поступил? А вот тут? Как надо правильно думать? Где она истинная правда?»
Кто не мучился над подобными вопросами? И кто потом не удивлялся тому насколько же редко чувствует человек что поступок его или же мысли были вполне правильными.
Даже самое правильное, иногда вызывает сомнения, а так ли это правильно?
Есть ещё и такой эффект, что можно высказать правильную мысль, но и из десяти услышавших эту мысль людей, все десять сделают разные выводы, хоть немного, но разные. Также, один и тот же человек — он непрестанно меняется. Что-то прочтённое и понятое сегодня таким вот образом, завтра, а то и того раньше, или утратит смысл и важность, или же увидится в ином свете, подчас противоположном.
Всмотреться если, то несложно будет увидеть — безмолвием Бога в человеке испытывается почти каждая его минута, почти каждая из его мыслей и чувств. Тем более
смерть человека, это вход в безмолвие совершенно особое…
ВЕЧНАЯ недосказанность, едва ли не вечное безмолвие ума человеческого перед даже не особо сложными вопросами, людское бессилие ТОЧНО отвечать на многие и многие извечные вопросы, безсилие понять, а как же(?) ему можно начать (или какую вести ему) жизнь чтобы она была правильной, мучает многих, и полной уверенности нет ни у кого, а если какая-то уверенность есть, то это говорит не о том что человек идеален или свят, но о том что он и малейшего понятия не имеет о том что такое истинная правда.
Истинная же правда в том что Истинен и Прав — может быть ТОЛЬКО Бог.
Вот откуда возникает это безмолвие и бессилие ума человеческого перед бесчисленными, перед извечными, перед большими и перед малыми вопросами.
Человек не может и не должен иметь внутри себя источника совершенно правильных идеальных мыслей. Этим источником внутри него может быть только лишь Дух Божий.
В этом вся трудность.
В этом трудность для меня как для писателя.
Для меня мысль только что изложенная мной выше:
«Истинен и Прав — может быть ТОЛЬКО Бог» проста, невероятно ценна, близка, выстрадана десятилетиями сложных трудных исканий в поисках истины, но из сотни прочитавших эту мысль, будет сто представлений (или же опосредствований) мало что общего имеющих с тем представлением которое ношу в себе самом о этом предмете я.
Люди разъединены и разобщены грехом, разъединены несовершенством, разъединены различным внутренним опытом.
И ничего с этим не поделаешь.
Труд писателя мне напоминает чем-то стрельбу из испорченного оружия.
Целишься на восток, а снаряд улетает куда угодно, но только не туда куда он был изначально нацелен. Такова реальность.
И эта реальность, что как бы я не старался, но понимать меня будут не так как понимаю написанное мной я сам, это тоже для меня испытание безмолвием.
Я не знаю как меня поймут — и ум мой безмолствует.
Я не знаю как исправить оружие слов чтобы оно било без промахов — и ум мой безмолствует.
Я не знаю что скажет Бог за любое из дел моих… — и ум мой ОПЯТЬ безмолствует.
Испытание безмолвием, уж не знаю для кого как, но для меня оно длится всю жизнь.
Даже не знаю сколь бы оно было мучительным для моего рассудка, если бы однажды, верою, я не открыл для себя иное
понимание испытания безмолвием.
Я поверил в то что мир — это тайна Божия.
Я поверил в то что Бог — ВСЁ делает лучшим образом, как бы ум мой не упрямился и не твердил мне что много плохого мы видим в перед собой…
Я поверил в то что — безмолвие моего ума это есть тот самый лист, площадка, место (слова разные — суть одна) где Бог ТОЛЬКО и даст мне Покой внутри Себя.
Я поверил в то что молитва (если она Движима Богом) не должна иметь внутри себя непременно озвученных слов.
Я поверил в то что язык чувств и представлений не нуждается в переводчиках и понятен всем во вселенной, от животных до Ангелов.
Я поверил духовному отцу своему что безмолвие (как тайна будущего века) может раскрыться в человеке ещё и при его жизни в теле.
Я поверил в то что смирение души может совершаться в душе человека лишь в безмолвии его чувств и мыслей. Поверил в то что как только озвучишь мысли о смирении, как от смирения не останется и следа…
Поверил в то что
безмолвие — это ТЕРПЕЛИВОЕ доверие Богу и что безмолвие это та самая Истинная Жизнь которую Он предуготовил ВСЕМ в будущем веке…
И произошло чудо…

БЕЗМОЛВИЕ ПЕРЕСТАЛО БЫТЬ ИСПЫТАНИЕМ ДЛЯ МЕНЯ…, ИЗ ИСПЫТАНИЯ ОНО ПРЕВРАТИЛОСЬ ДЛЯ МЕНЯ В ВЕЛИЧАЙШЕЕ ИЗ БЛАЖЕНСТВ ВЕРЫ….
Вера в Правосудие, во Всесилие и в Премудрость Бога — вот что делает блаженным и безмолвным: и ум мой, и тело, и чувства.

9об6ч4

Статья заключительная
Безмолвие для тех
кто занят интеллектуальным трудом

Да простит меня образованная часть общества, но я уверен в том, что человеку с высшим образованием значительно труднее будет прийти к Простоте Божией, чем человеку малообразованному.
Много мешающих причин. Все их даже кратко если попытаться рассматривать, то статья «распухнет» до нежелательного объёма.
Образованный человек, начитанный, своей начитанностью так засоряет свой ум разными «правильностями» и «праведностями» что Бедному Господу и Слова Своего некуда бывает вместить в образованного человека.
Засыпет цитатами и выкладками Простоту Божию так плотно, что Богу только и останется (и человеку в котором Господь) что молча молиться за умников и умниц, именно молча молиться. Потому что умники и умницы уже умны.
Им НЕЧЕМУ поучиться у Бога и у Его людей.
Но, бывают редкие исключения.
Душа начинает искать близости к Христу, начинает томиться вне и без Того Кто Единый Источник Жизни и Счастья для любого из людей, а высшее образование (бывает и не одно) уже получено и лежит тяжким грузом на душе лишая душу как простоты, так и элементарного внутреннего покоя.
А если ещё и хлеб насущный добывается умом? Программисты, инженеры, им ведь тоже надо как-то находить способ исполнять заповедь о смирении ума своего, о сокрушении духа.
Для них, я вижу только такой выход, чтобы находить те возможные «окна» внутри своего времени которые нужно обучить себя посвящать ТОЛЬКО покаянной молитве.
Всё просто.
Выбрал время… и нет ничего и никого.
Ты, Господь, твои грехи и твои прошения к Нему о себе, и о своих ближних.
Всё остальное должно перестать существовать для души.
Только так, для тех кто занят умственным трудом, лишь временными покаянными безмолвиями своего разума и молитвой к Богу можно оживлять в себе интерес к духовной жизни.

И очень надо опасаться ментального сладострастия высокообразованным людям.
Начитаются книг, и вместо простейшего ПОКАЯННОГО безмолвия ума своего перед Богом, разводят внутри себя «христианский» «салат-винегрет» из прочитанных бесчисленных правил, законов, анафематствований, традиций, суждений, рассуждений, тем более опасных что винегрет собран из святых источников. То есть духовно убивает сам себя человек как раз тем, что дано человеку Богом на пользу его души…
До заражённого ментальным сладострастием даже Бог не может достучаться… не то что человек.

Для этого и нужно приучать свой ум к покаянному безмолвию, время от времени напоминать себе о немощи своего ума — чтобы мог человек услышать Живое Безмолвие Бога, очароваться Им и понять суету своего мысленного сладострастия, поняв его замолчать умом, в том числе и о духовных предметах, и сказать единственно важное внутри себя, сказать не умом, но сердцем…
«Здравствуй Господи. Ты — Тишина… Как жаль мне что я так долго удалялся от Тебя. Будь во мне, а я в Тебе, мне ТАК хорошо быть рядом с Твоим Молчанием!»

9об6ч5

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ:
Не хотелось бы чтобы у прочитавшего мою книгу о безмолвии ума и чувств создалось упрощённое понимание всего того трудного и сложного о чём я писал в своих статьях этого сборника. Не стоит думать, что если кто остановит в себе самом свои мысли то этим он уже якобы достигнет волшебного результата.
Нет — станет только хуже.
Духовная жизнь зайдёт в тупик.
Человеку свойственно (на подсознательном уровне) искать пути обхода трудных участков пути. Я уже писал об этом выше в других выражениях, но ум может не обратить на это должного внимания, поэтому ещё раз напоминаю здесь об этом:
Если кто станет стремиться к безмолвию ума совсем не как к месту для покаянных молитв, совсем не как к Дару Божию МЕДЛЕННО развиваемому покаянием, а просто станет стремиться к безмолвию как к самоцели, тогда… безмолвие-то он может быть и найдёт, но найдёт такое безмолвие в котором не будет Бога.
Бог же требует от человека обязательного напряжения всех его мыслей.
То есть, необходимо нужно будет долговременно размышлять о пути своего спасения, о заповедях Евангелия, о том как жили святые люди прежде нас и многое иное прочее, всё это будет отображаться внутри человека как череда образов, слов, мыслей нарушающих безмолвие. И пусть безмолвие нарушается в данном благочестивом случае. Потому что ставшие перед душой вопросы — нужно решать, а не безмолствать, не убегать, не прятаться от них, но вопрос в том, КАК их решать?
Я рекомендую тем кто пожелает прислушаться к моему опыту, искать ответы на свои вопросы не только в уме, не только в образах, не только читая и думая о той или же иной проблеме, но
искать Бога надо БОЛЕЕ в ПОКАЯННОМ безмолвии своего ума, нежели только через книги и Писание, раз за разом надо оттачивать свой разум к УМЕНИЮ СЛЫШАТЬ невербальный Голос Бога.

В РУБРИКУ О БЕЗМОЛВИИ

Написать письмо или оказать помощь автору