Правильная подготовка к смерти

3од1.jpg

Подготовка к смерти
Смерть.
Судья, неизбежность, таинство!
Вглядываюсь в лицо ее.
Ничто не способно более сильнее изменить душу чем реальная встреча со своей смертью.
Нет на земле ничего неподвластного смерти — повсюду смерть!
Умирают: люди, животные, дома, города, страны, цивилизации, языки, культуры, направления в науке и искусстве. По своему умирают машины и техника. Пройдет время, умрет и память обо мне. Умрет точно также, как умерла память о тех поколениях что жили до меня.
Учеными твердо установлено что тело человека — непрерывно умирает. Некоторые клетки организма не способны жить более 36 часов. Они умирают и заменяются новыми. Новые, вновь и вновь становятся жертвой непрестанно действующей в человеке — смерти. Смерть с рождения живет в каждом. Невозможно никому избежать окончательного её приговора, но о правильном переходе в вечность задумываются немногие.
Почему?
До времени, как и большинство, я не думал о смерти, но когда болезнь приковывала меня к постели на годы, то невольно пришлось привыкать к мысли о скором исходе.
После того как пролежишь без сознания часов пять, а то и восемь: иначе начинает видеться мир. Политика, да и вообще любые новости о мире — становятся как ничто. Перед лицом смерти, не все ли людские желания — никчемны и пусты?
Бог не сотворил смерти, но она родилась по Его повелению — с Премудрой Совершенной целью: убедить упрямого человека в том, что цель его существования находится не на земле, но в мире духовном. В том мире — где невозможна физическая смерть.
Неискаженно понять волю Бога, очень-очень нелегко. К сожалению, многими недоучитывается что
быстро подготовиться к своей смерти невозможно, но готовиться к ней необходимо ВСЮ свою жизнь в целом.
Тот, кто всерьёз желает задуматься о смерти, должен задать себе вопрос.
«Хочу ли я знать истину о смерти? Хочу ли знать, насколько готов я перейти в мир иной?
Проверить это — просто и непросто одновременно…
Надо произнеси внутри себя молитву и внимательнее (по честному) прислушаться к себе, во время чтения её…
Радуется ли душа КАЖДОМУ прочтённому слову?
Сопереживает ли искренне КАЖДОМУ прошению?
Исполняется ли душа и тело сокровенной силы, произнося имя Бога и имена святых?
Дышит ли душа, Духом создавшего тебя?
Помнишь ли ты о том что Бог для тебя — ВСЁ, а всё прочее, куда как менее важно?
Честные, нелицеприятные ответы на эти вопросы самому себе, ЯСНЕЕ ЯСНОГО покажут тебе, насколько готов ты к переходу в вечность.
Если радуется душа молитве, не скучает на ней, дышит просто и радостно Духом Того к Кому обращается, то благо такому человеку.
А если нет этого?
Что делать?
Как выправить опасное положение для души?
Надеяться, что исправить себя будет легко и что душа в считанные дни или даже годы сумеет научиться чисто молиться — не стоит. На всякого, кто желает приблизиться к Богу, обычно обрушиваются серьезные скорби. Понять истинные причины их человек умом не будет в силах, но может принять только лишь верой — что так надо. Практика духовной жизни показывает что вместо скорых и безболезненных ответов на вопрос: «Как мне правильно жить?» перед человеком встаёт необратимо НЕИЗБЕЖНАЯ необходимость — пожизненных нелегких усилий к спасению. При этом, на первых шагах в вере, почти каждый попадает в положение слепо-глухонемого, пробующего постичь истины Бога на ощупь… Добрых советников в молитве, найти в наше время крайне сложно. Многим приходится идти по этому сложному пути — в откровенном одиночестве… идти, вопреки ценностям большинства окружающих его людей, вопреки идеалам его близких, родных и прочее.
Но первым врагом на пути веры являются не ближние человека, но его собственное — религиозное воображение. Вместо смирения своего ума заповедью Бога: «блаженны нищие духом» большинство начинающих в вере — начинают гордо и безудержно фантазировать на тему о смерти своей, о загробной участи ближних и дальних своих и многое подобное прочее. Трудно бывает малоопытной в вере душе понять что она объята ложью, оттого что ложь живущая внутри души прельщенного любит основываться на православной догматике, Евангелии и прочем. При этом, картины будущего мира обычно воображаются или чрезмерно унылыми и безотрадными (все в аду гореть будут и я тоже), или же чрезмерно благостными (Бог спасет весь мир).
Душа малоопытных в вере забывает, что строгость Евангельского закона возлагать на внешний мир — будет не она сама и ни её гордые фантазии о Суде Бога, но лишь один Бог.
Куда казалось бы проще?
Оставь весь мир Судить Богу и не дерзай в гордыне своей судить кого-либо сам. Ведь прямо сказал Христос: «не суди». Но ум бывает почти невозможно удержать от религиозных фантазий, до тех пор пока душа не осознает с ясностью, что её представления внутри неё о том как Бог будет судить мир — делает не она сама, но тонко действующий и насилующий мысли души — находящийся внутри неё падший ангел, всячески старающийся при этом, остаться для обольщенного им — незамеченным. И как бы тут кто не хотел, но без тяжелого внутреннего напряжения невозможно будет душе обучиться ежедневно смирять свой ум. Многие, очень многие на пути духовного поиска спотыкаются о широко распространенное в современном мире заблуждение, что ответы на духовные вопросы (едва ли не на всё) можно найти, всего лишь прочитав правильную книгу и (по скорому) разобравшись в тех или же иных правильных понятиях.
Но это — НИКОГДА не бывает так.
Грех так глубоко проник в сокровенную природу каждого из людей, что иначе как с кровью души, со своей ЛИЧНОЙ кровью (помните как сказано у святых: «дай кровь, прими Дух»), с долгими и трудными переживаниями, которые могут растянуться на десятилетия, — человек не сможет найти покоя душе, ни при каких его самых искренних и честных усилиях к покою.
Мой духовник нередко говорил мне:
«Не спеши делать выводы. Ты не такой каким ты себя представляешь. Молитвой ищи ответ, а книги читать, этого ничтожно мало»
Но не всё усваивается трудно.
Есть простые явления, которые уяснить для себя легко может каждый.
Мысленно представьте себе покинутое душой тело.
Душа оставила тело, покинула родных, никакие земные дела для неё стали невозможны. Предельно простой видится вывод: если хочешь правильно приготовить себя к смерти тела, то приучи душу — жить, а лучше и вообще блаженствовать — не зависимо от того, рядом ли твои ближние или же нет, при этом ВСЕ свои земные дела необходимо во время молитв своих — обучить себя забывать начисто. Если душа привыкнет жить вне забот земного мира и привыкнет к чистой, радостной, долговременной молитве к Богу, то при переходе в иной мир, душа не встретит для себя почти НИЧЕГО нового. Избежав страха смерти, душа перейдет в иной мир, как в место знакомое для неё, желанное и блаженное. Навык к блаженству живого общения с Богом в мире земном и тем более в мире ином… ЧТО может быть вожделеннее для человека? ЧТО может быть важнее положительного решения этой задачи?
Истинно ничего.
Итак…,
вся правильная подготовка к смерти заключается в выработке душой в себе — НАВЫКА к чистой молитве. Стоит помнить, что НИКАК невозможно обучить свою душу чисто молиться Богу не потрудившись много-много лет над самим собой и не полюбив всей душой православное богослужение, частую исповедь в своих грехах и особенно (с тщательной подготовкой) причастие Тела и Крови Иисуса Христа.
Конечно, объятые духом спорливости православные никак не забудут возразить тут, приводя в пример Марию Египетскую и иных святых, приобретших молитву в многолетнем уединении. Но хотелось бы спросить спорщиков, знают ли они на своём личном опыте как в пустыне обретается молитва?
Печальная ошибка многих заключается в том, что оценивая и обдумывая что-либо, они, по КРАЙНЕ ПАГУБНОЙ ГОРДОЙ привычке всё продолжают и продолжают опираться на свой разум и на свои личные понятия обо всём. Но такие надежды на себя — не могут приблизить душу к Богу ни на один шаг, но лишь удаляют её (высокоумием о божественных вещах) от Творца миров. Правильнее же — искать ответы на все свои вопросы не в уме своём, и не в одних только книгах, но молитвой к Богу.
И тогда, пусть не сразу, и не скоро, но на душу опустится покой Духа посланный от Иисуса Христа. Вот лишь тогда-то… все те вопросы, что годами мучили душу до прихода Духа — прекратят свою актуальность. Навык к непрестанному живому общению души с Богом — это и есть самая беспроигрышная подготовка к её переходу в иной мир.
Очень важно понять что
внутри мышления и чувств человека — первую скрипку должен играть НЕПОСТИЖИМЫЙ ВО ВСЕХ Своих проявлениях Бог, но не сам человек…
Естественно, видеть себя самого (видеть смысл Святого Писания, видеть весь окружающий нас мир и что важнее всего, свой собственный внутренний мир) не своим умом, но разумом Бога очень нелегко, но это (в той, или же иной степени) — реально ВОЗМОЖНО для каждого кто поставит себе эту трудную цель и станет пожизненно стремиться к смирению своего ума молитвой.
Как прежде смерти своего тела определить область духовного мира с которой связана душа?
Коротко знакомым с православной литературой, известно, что еще при жизни в теле душа человека способна предчувствовать и быть мистически связанной с тем местом, куда она будет вынужденна пойти после её перехода в вечность.

3од2

Как узнать с каким именно духовным местом связана сегодня наша душа?
Редко для кого узнать это бывает просто. А для кого-то, их гордая религиозная фантазия — вообще все пути к познанию правды о себе, безнадежно искажает и затуманивает.
Ищущему истину у Бога, пробиться к непрельщенному познанию себя бывает обычно нелегко, но нелегко — не значит что совсем невозможно.
В любом случае, по временам, не мешает внимательнее прислушиваться к своему само-восприятию при живой сильной мысли о своей смерти. Что при этом почувствует душа когда живо представит себе время своей кончины? Какие эмоции придут к ней при этом?
Томление ли посетит душу? Мысли ли о том, что немало ещё есть (трудно-понимаемого) нераскаянного греха внутри себя? Мертва ли будет душа к Богу? К святым? К ближним?
Большинство людей не любят всматриваться в себя, оттого что в душе своей они начинают видеть — мрачное безотрадное состояние её. Видится это в виде ясного понимания кто-ты и что ты на самом-то деле… Ясное понимание того кто ты и что ты, это и есть эмоция или же предчувствие исходящего из того места что будет ожидать всякую душу после её перехода в вечность. Ведь на самом-то деле, граница между вечностью и днем сегодняшним, граница между миром духовным и миром физическим условна, и её — для людей духовно опытных, практически не существует.
Хорошо, если кто-то чувствует радость при мысли о своей смерти и благоухание чистой непрестанной непарительной духовной молитвы к Богу. Хорошо если чувствует предвкушение радости встречи с Иисусом Христом.
Но и тут может быть бессмысленная душевная подмена.
Весьма популярен у некоторых протестантов и харизматически настроенных (прельщенных дьяволом) христиан, некий суррогат «Небесной» радости «о Боге» некая духовная дьявольская галлюцинация. Душа прельщенных перестает бояться смерти и не ожидает за гробом вообще никакого осуждения от Бога, но бывает прямо нацелена на вечность в Раю…
Православным же, стоит помнить, что даже Великие Святые чудотворцы, и те, боялись осуждения от Бога. До самого последнего мгновения пребывания в своем земном теле, они стремились (по их же словам) всё более и более углублять свое ЛИЧНОЕ ПОКАЯНИЕ.
Вот где находится непогрешимое мистическое окно, через которое можно ЯСНО почувствовать благоухание вечности — во ВСЁ БОЛЕЕ И БОЛЕЕ ГЛУБОКОМ ПОКАЯНИИ.
На практике духовного опыта давно уже замечено, что чем глубже кается душа, чем чаще она это делает, тем менее она бывает способна к экзальтации, тем менее она делается способной сочинять себе красочные картины: о духовном мире, о Боге, о Рае, о своих ближних, о своем и о чужом загробном существовании. Это всё от того что покаяние, на предельных своих высотах, делает ум СОВЕРШЕННО безмолвным перед Богом и совершенно чистым от любых красочных видений: «Рая», «Ангелов», «Бога», «судьбы ближних», «ада» и прочее.
Повторюсь еще раз.
В глубь духовного мира
правильно может смотреть лишь глубокое личное покаяние и неложное смирение, которое делает:
ум чистым от видений,
душу свободной от экзальтации,
мысли остановившимися,
когда слова перестают оказывать на человека свое обычное действие,
потому что неложно сказано в Писании
(Кор. гл. 13 ст. 8)
«пророчества прекратятся, языки умолкнут, знание упразднится»

В чём причина того, что люди, в преобладающем большинстве своём, так преступно мало знают о правильной подготовке к бытию в ином мире?
Если расширить спектр этого вопроса до объемов общества, то основных причин видится пять:
1) Людей с детства обучают ориентироваться только лишь в земном мире, жёстко умалчивая о мире ином.
2) Люди сами ничего не хотят знать о правильной жизни после своей смерти.
3) Равнодушие к Евангелию.
4) Проникнуть в тайны иного мира — по настоящему нелегко.
5) (Самое важное и мало кем всерьез учитываемое) Останавливающийся в покаянии — в считанные часы становится слепым, сколь бы долго до этого он не молился Богу.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо пишет о том, что кратковременные остановки в духовном развитии (в покаянии и молитве) так же вредны для души, как и полная ее бездеятельность.
По себе знаю.
Достаточно всего лишь час-два провести без сосредоточенной молитвы и душа при этом  — НЕПРЕМЕННО лишится внутренней теплоты. Полдня без молитвы лишат душу ЖИВОГО страха Божия. День без молитвы — твердо лишит душу ЖИВОГО общения с Богом.
И неважно, сколько лет (или же сколько десятков лет) ты до этого молился, пусть даже и сорок лет, это — совсем неважно! Остановка в духовном труде, всегда и неизменно делает так что — ВЕСЬМА бывает после остановки трудно оживить молитвой к Богу, душу свою..
Оттого что мало ныне постоянных в своей ревности к Богу христиан, мало среди наших современников тех, кто реально видит тайны духовного мира, без бесовских лживых, экзальтированных видений: «Бога», «ада», «Рая», «Ангелов» «демонов» и всё тому подобное.
Практика показывает что
реально чувствовать Бога, ад, Рай и прочее, может лишь тот, кто ни на одно мгновение не останавливается в своем покаянном устремлении к Иисусу Христу и Богу Отцу…
Чтущий, да разумеет: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия»

5ом9

Место где я хочу умереть
Живо представляя себе время моей смерти, чувствую усиливающееся дыхание иного мира. Острее начинает касаться чувств моих сила иного, неведомого мне прежде, бытия и я начинаю отчетливее осознавать действие внутри себя иных существ — тех, что встретят меня в вечности.
Сбросив с себя всё пустое, в ворота смерти войдет весь мир. Никто не избежит призыва.
Издавна, делал я попытки проникнуть в тайну своей смерти. Проникнуть в эту тайну оказалось нелегко, но возможно. Ясно осознаёт душа моя ежедневное приближение смерти моей ко мне и последующий ответ за всё. Когда смотрю в её суть, молитва моя делается внимательнее. Смерть не задаёт мне лишних вопросов ни о чём. Всё что мне перед ней нужно — это покаянная молитва к Иисусу Христу:

«Господи, прости. Спаси и помилуй меня грешного»
Мир не любит разговоров о покаянной молитве и о смерти.
Память услужливо подсказывает: за пятьдесят лет жизни на грешной земле, серьезный разговор о таинстве молитвы, не состоялся у меня ни с одним из тех кого я знал, за исключением моего покойного духовника, который — о покаянии и непрестанной молитве любил говорить часто. Из опыта моей жизни ясно, большинству людей глубокая непрестанная молитва — на дух неинтересна…
Душе моей, что до этого? Молчаливо уходит она в привычную ей молитву. Молитвой, мир который я вижу, делается иным. Он делается спокойным, красивым, наполненным большого смысла. Со мной часто это бывает. То, каким я вижу мир, напрямую зависит от того как я молюсь. Точнее, это зависит от того как Сам Бог молится Духом Своим Святым во мне.
Сложная мысль скучна. Простая мысль не способна быть достаточно ясной. Слова не в силах описать блаженство единения с Богом. Когда приходит Дух, слова умирают и душа понимает… любые слова — это элементарная тонкая ложь и гордость, а гордость — ненавидит Бог.
Единение с Богом упрощает душу, лишает ее большинства умственных представлений. Когда в душе нет слов, то нет в ней лжи и не рождается в ней желание узнать от Бога своё будущее. С Богом — всё просто. С Богом — нет ни слов, ни страха. Гордость же — любит рождать бесчисленные слова и представления о будущем, и повсюду у неё — страх или же тонкая коварная лесть душе. Убеждался миллионы раз, будущее никогда не бывает такими как мы его себе гордо представляем. Так, скажи мне, душа моя, зачем рождать тебе в себе самой, бесчисленные слова, эти порождения бесчисленных образов лжи?
Когда в душу мою входит Бог я делаюсь неспособным видеть ничего, ни внутри себя, ни вне себя. Душа моя не желает видеть: ни пустоты, ни образов, ни лиц святых, ни лиц ангелов. Бог, Невидимый Дух — прекраснее всего. Он невидим и неописуем. Для души Он как воздух для тела. Может, в покаянной молитве, тело и душа моя дышать Богом, может наслаждаться Им, может Им жить, может питаться Им, но описать Его или же увидеть Бога духовными глазами — невозможно. Душа находящаяся в Боге, не может умереть, но она непрестанно хочет жить в Нём.
Мир состоит из парадоксов.
Бог, это и есть то место где я хочу умереть.
Имя Иисуса дарует мне покой.
Смерть, это новое рождение — к которому мне надо
ежедневно готовиться. Душа моя должна обучиться полной грудью дышать Богом, еще здесь, при жизни в теле своём. Там же, после смерти тела, по учению святых отцов: обучаться дышать Духом Бога — будет уже поздно.
Живая молитва, если она приживется в моей душе, вполне способна избавить меня: от печали, уныния, нервных срывов и даровать душе — блаженный покой в Боге и Богом.

Я хочу умереть в молитве.
И за это мне приходится ежедневно бороться с самим собой.
.

Этапы подготовки к смерти
1
По личному опыту мне хорошо известно что смысл Божественных истин не возможно раскрыть интеллектуально штурмуя православную литературу, но с годами, не без труда, находится правильный путь спасения. Находится он — только лишь: ежедневным, систематическим, пожизненным, нелегким для души покаянием. Духовник учил меня опасаться всего что обещает: быстрые ответы в Богословии, быстрое спасение и быстрый духовный рост. Вот его слова:
— В познании себя, десять лет — один шаг.
Цель, которую он поставил передо мной, была простая и жёсткая:
— Покаянной молитвой к Иисусу Христу, со временем, замени внутри себя почти все прочие свои мысли.
Я возразил ему.
— Я живу в миру. Невозможно мне жить одной молитвой.
— Жертвуй ради молитвы чем можешь, — ответил мне он. — Сколько времени проводишь в развлечениях? Сколько в ненужных разговорах? Сколько в пустых мыслях? Сколько в поиске лишних удобств? Сократишь лишнее, будет время на молитву.
Помню, как я спросил его.
— Почему молитва должна заменить все мысли?
— Потому что после смерти только лишь навыком к молитве — жив будешь. Если не успеешь, при жизни в теле, привыкнуть к молитве, за гробом будут трудности. Эти трудности могут стать вечными.
Я спросил.
— А как же другие люди…?! Ни один из моих знакомых к непрестанной молитве не стремится.
— А ты не думай о других. Их не ты будешь судить, а Христос. Думай про себя так: «Всех Иисус простит, а с меня спросит строже всех»
2
Исправляя себя заметил ЯРКУЮ особенность. В разное время, душа по разному реагирует на слова о Боге. То сильно и живо откликается на них, а то — молчит как камень. Оказалось, если развлекаться, забывать о молитве, увлекаться пустой игрой мыслей внутри себя, то душа — В СЧИТАННЫЕ ЧАСЫ остывает для Бога. А если молиться, то душа с большей теплотой начинает воспринимать те слова о Боге, к которым до этого была равнодушной. Равнодушие к Богу внутри меня, оказалось весьма и весьма устойчивым.
Основная трудность для меня оказалась не в том чтобы решиться на непрестанную молитву, но в том чтобы не прекращать следовать этому выбору, ежедневно, из года в год — пожизненно.
3
Где-то читал, что болезнь тела способствует покаянию. Но моя тяжелая болезнь ЯСНЕЕ ЯСНОГО показала мне, что это совсем не так. Если болезнь не особо сильна, то она может не мешать молитве. Но когда боль выходит на грань терпения, то ВСЕ силы души станут уходить лишь на преодоление страдания.
На покаянную и тем более, внимательную молитву, у сильно болящего — не будет: ни сил, ни времени, ни даже малой возможности. Это истинно так!
Понял я это, только лишь на собственном горьком опыте.
Так что… мой совет, не надейтесь на успешное покаяние незадолго до своей смерти, мол Бог Милостив — всё простит. На практике — всё может обернуться неожиданно жёстко.
Нельзя ни единого дня медлить мне с покаянием, это я, теперь уже, осознаю очень хорошо.
Тем более, оказалось, что душа моя крайне неподатливо и очень-очень медленно меняется к лучшему по отношению к Богу и к Его заповедям. Если я стану откладывать своё исправление хотя бы на один день, то возможно, именно этого одного дня, перед смертью моей мне может не хватить для своего спасения… Разве же не может такое быть?! Очень даже может. Тогда зачем же рисковать мне вечной участью своей, забывая о исправлении души хоть бы и на пол дня? Какой в этом смысл? К тому же, в день оставления молитвы, душа непременно остынет к Богу. Оживить её потом к молитве — будет не всегда легко. От этого, даже краткие остановки в покаянии, я не считаю для себя полезными.
4
Дьяволу свойственно представлять неверующим кающегося православного, как нечто: мрачное, унылое, пришибленное, недалекое умом, ущербное, лишенное жизненных радостей, существо… а ведь это совсем не так. Правильное покаяние не делает жизнь православного скучной, но наоборот — делает её до безумия интересной. В семейных отношениях (при условии что правильно каются оба супруга вместе) правильное покаяние, со временем, образует надежный стойкий мир, а юмору (если есть к нему склонность) придает незлобие и мягкость. Бог не любит: угрюмых и нарочито, напоказ, благочестивых, но любит простых и разумно веселых.
Тот кто считает что подготовка к смерти, заключается в постной унылой физиономии и в ежедневно угрюмом виде — не знает о покаянии вообще ничего…
Покаянная молитва (как подготовка к переходу в иной мир), будучи ежедневной и привычной, не может препятствовать душе в разумной мере наслаждаться простыми земными благами, сладостью супружеских отношений, умеренным весельем в обществе и в семье, но наоборот, наполняет все земные радости особым ароматом того, что (земные блага) и разумное веселье это — бесценный дар Бога, предназначенный — радовать тело и душу.
Не стоит думать, что когда Бог покажет душе её непрестанную личную бесчисленную, внутреннюю, духовную порчу, то это непременно родит в душе кающегося бесконечное уныние и отчаяние в своем спасении. Нет, это совсем не так. Но
там где непостижимо действует Бог, милуя и спасая — там даже и не может быть места — отчаянию, и грусти. Естественно, видение своей личной духовной порчи принесёт душе определенную скорбь, но эта скорбь — с лихвой покроется Благодатью Бога, описать силу и точные действия которой, не способен будет никогда и никто.
Одно могу сказать точно.

Там где Дух Бога милует и спасает — невозможно быть неблаженным человеку!
5
Из переписки со своими читателями мне известно, что многим из них, совсем неясно — зачем я призываю к покаянию во всем?
Зачем призываю каяться во всех свойствах своей души?
Зачем говорю о том что каяться должно всегда?
Почему именно непрестанное покаяние (заповеданое нам святыми отцами) я ставлю во главу угла своей личной духовной жизни?
На это отвечу так. Знание (или вернее внутреннее свидетельство) того, что душа моя (без всякого и любого исключения) всё и всегда делает с той или же иной примесью греха — приходит ко мне как свидетельство Духа Бога, приходит бездоказательно, приходит без излишнего самокопания и многословия, приходит от Самого Бога. Со временем, с годами молитв, душа моя укрепилась в устойчивом святом убеждении, что никогда невозможно мне будет достичь такого духовного состояния, при котором покаяние о всех свойствах моей души и о всех делах моих — станет уже для меня излишним.
Ну, а далее, всё идет по русской поговорке: «У кого что болит, тот о том и говорит…»

Написать письмо или оказать помощь автору