«УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ»

12ст

«УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ»
(глава вводная) Предисловие
Практику отшельнического упражнения «УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ» впервые я увидел у игумена  Николая (имя изменено) рядом с которым довелось жить около пяти лет. Жили мы в брошенной деревне без электричества и без контактов с внешним миром. Сами пекли хлеб и много молились. Блаженное было время, думаю, наиболее счастливое в моей жизни (беззаботной и несуетной в те времена).
…….
При желании, упражнение «УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ» может с пользой для себя исполнять не только отшельник, но и любой мирянин.
…….
Сам я, за ненадобностью, уже лет пятнадцать как не исполняю его, но, уверен, что практиков молитвы это упражнение может несомненно заинтересовать, если только кто дочитает этот мой рассказ воспоминание с должным вниманием и сможет проникнуться ВАЖНОСТЬЮ борьбы со своей гордыней.
Это (в механике предельно простое) правило в своё время очень и очень помогло мне в уединении выработать
УСТОЙЧИВЫЙ навык правильной покаянной молитвы.
После же того как в моей душе выработалось стойкое свойство вообще всегда не принимать посторонние (а значит и гордые) мысли на молитве, необходимость во внешних пособиях (банка с семечками, с фасолью или же чётки) отпала сама собой.
Утверждение некоторых что молитва без посторонних помыслов невозможна я считаю неверным. То что молитва (час, два и больше) без посторонних (мешающих молитве мыслей) возможна — показывает реальная практика. Более того, при желании и надлежащем терпении можно достичь такой молитвы при которой невозможны будут посторонние помыслы.
Всё что для этого нужно, терпение терпение и ещё раз терпение призывающее благодать Божию, потому что
в войне с дьяволом — побеждает не человек, но побеждает Бог, побеждает Иисус Христос, побеждает Дух Бога.
Правило которое я опишу ниже не описано в православной аскетике. А если где-то и описано, то я не встречал этого описания.
Известно, что монахи (и некоторые благочестивые миряне) считают молитвы по чёткам. 300, 500 и более молитв Иисусовых или же (50) 150 «Богородице Дево» кому как благословит духовный отец.
Но игумен Николай в практикуемом им методе «УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ» которому его научил его духовник «считал» не молитвы, а греховные помыслы.
Только не нужно тут смеяться или же удивляться.
У игумена Николая я научился труднейшему исполнению «Богородичного правила» о котором можно (у кого найдётся время) прочесть по ссылке https://edinstvaru.com/2018/01/12/%d1%81%d0%b5%d0%ba%d1%80%d0%b5%d1%82%d1%8b-%d1%87%d1%82%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f-%d0%b1%d0%be%d0%b3%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%87%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%bb/
Правило же «УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ» на начальных своих этапах является гораздо ещё более трудным нежели 50 «Богородице Дево» в сутки, по условиям игумена Николая, но это правило является особо трудным лишь при отшельнических временных молитвенных промежутках (когда ежедневно с сердечным усилием молишься никак не менее четырёх-пяти и более часов за один подход) что невозможно вне полного уединения.
Для мирянина же, провести пятнадцать, двадцать, тридцать минут у баночки с семечками (или с чётками в руках) при желании, совсем никакого труда не составит, но зато человек лучше увидит самого себя…
Конечно же, достичь молитвы без помыслов легче, чем достичь благодатной молитвы, но и молитва без помыслов, если она не вводит душу человека в самолюбование, это полезный навык для Вечности…
Также
следует помнить и о том что непрестанная, самодвижная и молитва без посторонних помыслов — это ещё не признак благодатной молитвы, непрестанной, самодвижной и без посторонних помыслов может быть и молитва вводящая в сатанинскую прелесть.
Так что…., как тут не выкручивайся, а без наставника в молитве — можно забрести в такие дремучие псевдодуховные дебри, что «мама не горюй» 
(глава первая) Практи
ка
Заходя к отцу Николаю я довольно часто видел что у него возле кровати на стуле стоит полулитровая банка с семечками.
Я на эту банку внимания не обращал. Мне ведь и в голову не могло прийти что это может иметь отношение к молитве, но как-то раз я заметил что вместо семечек в этой же самой банке появилась фасоль. Вот я и спросил.
— Отец Николай, зачем вам здесь банка с фасолью? Может её убрать?
Ответ отца игумена меня озадачил.
— Нет Сергей. В этой банке я хороню свою гордость.
???
Видя моё недоумение отец Николай сказал.
— Духовный отец запретил считать мне молитву Иисусову, но велел считать те мысли что мешают молитве.
Если честно, я оторопел от такого заявления!
Стоял и смотрел на отца Николая как «баран на новые ворота»
— Зачем их считать?
Отец Николай посмотрел на меня, помолчал и сказал.
— Заведи себе такую же. Фасоль более звонкая, она лучше помогает.
Он объяснил мне суть.
Суть метода «УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ» заключалась не в том чтобы считать точное количество мешающих молитве мыслей, а в том чтобы приучить свой ум находиться вне мешающих молитве мыслей.
По совету отца Николая я завёл себе баночку с фасолью и не пожалел об этом.
Как пользоваться этим?
Всё просто.
Когда приходит время молитвы, а в уединении всё твоё время — это и есть время молитвы, потому что перерывы в молитве в уединении убивают душу, то надо держать под рукой чашку с фасолью и банку. В банке, в идеале, фасоли быть не должно.
Так начинается молитвенное правило.
Как видим, для мирянина, просидеть с молитвой или простоять минут пятнадцать, двадцать, полчаса рядом с банкой с фасолью или с чётками — труда никакого.
Ты читаешь молитвы, и вдруг в слова молитвы втискивается нечто постороннее.
Неважно что постороннее. Представление, мысль, воспоминание, обдумывание чего-либо земного или пусть это будут мысли о Боге и о Божественном, неважно, но если что-то пришло (к чтению молитвы никаким боком не относящееся) то берёшь в руку фасолину и бросаешь её в банку. При этом неважно принял ты пришедший помысел или же не принял. Раз помысел мешающий молитве пришёл, он должен быть «учтён».
Вот и вся «премудрость»
ЛЮБОЙ мешающий молитве помысел должен быть НЕПРЕМЕННО «засчитан».
Приходит новый помысел, кидаешь следующую фасолину в банку.
Если находишься на улице, то передвигаешь по одной чётке на каждый мешающий молитве помысел.

(глава вторая) Как я начинал пользоваться методом отца Николая «УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ»
Следует учитывать, при чтении нижележащего текста, разницу духовного состояния между человеком интересующимся молитвой и человеком находящимся в уединении.
Уединение не просто предельно, а запредельно жёсткая школа, запредельно жёсткая, потому что оно открывает вход в иной мир. В уединении (если уединение проводится правильно) душа изменяется так что иной мир становится для человека более реальным чем мир физический.
Оттого что иной мир входит в душу человека, в уединении обостряются такие тонкости и детали, на которые в миру внимания обычно не обращает вообще никто… и это обострение почти непременно потом примет болезненные формы.
Может возникнуть до КРАЙНОСТИ болезненная реакция (к примеру на звук падающей фасолины в стеклянную банку или на движение даже одной чётки при учёте мешающего молитве сатанинского помысла). Эта болезненность не фантазии мои, не свидетельство больной психики, но это реальность,
реальность боли на возникающий внутри твоей души {даже и на один единственный} греховный помысел.
В обычной же жизни, среди суеты, души большинства людей находятся в невероятно ОБЪЁМНОЙ
НЕПРЕСТАННОЙ власти сатаны, эта власть распространяется в том числе и на разум тех кто любит читать книги на духовные темы.
Для чего нужно уединение?
Оно нужно для свободы в Боге.

Уединение нужно для того чтобы ОЧИСТИТЬСЯ от излишнего и тут, метод «УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ» лично мне очень и очень помог, не смотря на свою (казалось бы детскую) примитивность. Он помог мне избавиться от навыка скитаться вне молитвы умом, скитаться по всей вселенной без толку и без какого-либо реально полезного смысла.
Метод «УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ» помог мне упростить ум, помог вкусить невероятно блаженную сладость нищеты духовной.

9d0bed0b12d1871.png
Ведь что такое нищета духовная?
Нищета духовная это Блаженство Простейшего пребывания души в Боге и за это Блаженство, я уверяю, СТОИТ побороться внутри себя.
Сила метода «УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ» заключается в долготерпении которое необходимо проявить в борьбе с самим собой, в борьбе с (общей каждому человеку) духовной в
нутренней порчей, со своей гордыней.
.
М
еня изумляет безумие (не просто некоторых, а преобладающего большинства начитанных современных православных) которые так боятся дьявольских видений.
Гипноз боязни сатанинских видений в настоящее время принял форму трудноизлечимой пандемии….
Человек прочтёт в духовной книге о том что нужно не принимать свет от икон, что нужно не принимать благоухания или представшего перед ним видения святого или Бога и думает что он что-то знает о сатанинских видениях…, но простите меня грешного, видения бывают крайне и крайне редко у кого.
Бороться надо не с видениями дьявола,
которые могут к душе так никогда и не прийти, но бороться нужно с ЕЖЕДНЕВНЫМИ мыслями дьявола ВНУТРИ которых находится твой собственный ум.
Чем мысль дьявольская находящаяся внутри человека отличается от видения представшего человеку извне?
Да ничем…., но лишь тем что мысль дьявольская которых в каждом человеке много, не воспринимается как опасность.
Человек не бежит от неё… не бежит от бесовских мыслей. Он ими переполнен до краёв.
Дьяволу тут только радоваться и радоваться….
Многие из православных думают что они готовы не принять видения от сатаны, но не готовы бороться с самим собой чтобы изгнать из себя сатану.
А как вынаруживается дьявол внутри себя?
МОЛИТВОЙ…

Несколько лет я только и делал что наполнял банку фасолью.
Садишься на молитву (по болезни мне молиться всегда легче когда я сижу), а вместо молитвы только и слышишь «блям…, блям…, блям…» в учёт идут мешающие молитве мысли, но не сама молитва.
Бывали такие недели, когда не мог без мешающих мыслей прочесть даже нескольких молитв в сутки.
Но потом пришло чувство молитвы.
На это ушли годы труда над самим собой.
Пришла чистота ума.
Иисус Христос очистил ум так, что даже и одна фасолина брошенная мной в банку стала вызвать внутри меня эффект подобный неожиданному взрыву гранаты.
И сразу же ум сосредотачивался, собирался — помыслы уходили.
При этом нет смысла наполнять банку фасолью (что бывает лишь на первых этапах борьбы с мешающими молитве мыслями) до краёв.
Набрал немного и высыпаешь фасоль из банки обратно в чашку. Важно не количество «мешающих» «фасолин», а чтобы ум учёл «дело идёт опять не так как нужно» и чтобы ум исправился.
Мешающие молитвы мысли НЕВЕРОЯТНО устойчивы, невероятно УПОРНЫ, невероятно ХИТРЫ и невероятно НАСТОЙЧИВЫ. Побороть в себе самом пустомыслие… это ТРУД и ТРУД, но если ты выиграешь эту битву — наградой тебе будет Блаженная Простота во Христе!!!
Если же метод «УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ» проходишь на чётках (не станешь же по улице ходить с банкой под фасоль?) то берёшь в руки четки за Крестик, с памятью о том что ПОКОЙ ДУШИ
ТОЛЬКО У КРЕСТА ГОСПОДНЯ, и считаешь не молитвы, но двигаешь на чётках лишь мешающие молитвы мысли.
Вообще, если душа услышала из Писания «непрестанно молитесь» то зачем ей счёт? Молиться (по Писанию и любить Бога ВСЕМ помышлением и крепостью) нужно всегда, то есть, без счёта, тем более если ты в уединении.
Как только пошли мешающие молитве мысли, начинаешь двигать чётки с ясным осознанием того что ОТ КРЕСТА ГОСПОДНЯ НЕЛЬЗЯ ОТДАЛЯТЬСЯ… гиблое это дело.
То есть, как только четка задвигалась, как только пошли касаться души мешающие молитве мысли, нужно делать такое усилие душой (возвращая чётку назад ко Кресту), при котором возвращается Блаженство и Простота самой молитвы.
И так, раз за разом, год за годом.
Потом. В душе уже само собой, даже без чёток и банки с фасолью, как только появится на молитве хоть один мешающий помысел, мысль отвлекающая от Бога, в душе возникнет большая тревога, возникнет ощущение лишнего. Мешающего. Неприятного, загрязняющего душу.
Душа привыкнет к чистоте ума.
Вот что нужно достичь внутри себя (хорошо бы это иметь и живя в миру) НУЖНО ДОСТИЧЬ ВНУТРЕННЕГО МИРА с Богом.
Для этого и практикуется учёт мешающих Покою в Боге мыслей, чтобы изгнать их из себя раз и навсегда и не мириться с ежедневным присутствием сатаны внутри себя, для многих ставшее настолько привычным, что они и не замечают дьявола в себе.
(глава третья) В каком случае аскетический метод «УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ» принесёт пользу душе
Метод «УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ МОЛИТВОЙ» принесёт пользу лишь такому человеку который понимает важность борьбы с излишним внутри себя.
Метод «УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ МОЛИТВОЙ» принесёт пользу лишь такому человеку который понимает что Господь Иисус Христос пришёл на землю не для других каких целей, но для того чтобы дать свободу человеку от мыслей сатаны.
Человек должен понимать, что в молитве он должен находиться НЕПРЕСТАННО.
Это требует Сам Господь Иисус Христос: «Возлюби Бога ВСЕМ помышлением и крепостью своей» не сказано ли это с ясностью? Не указано ли что нет ничего важнее памяти о Боге и молитвы?
Сказано предельно ясно и предельно просто, и нет непонимающих Простоты Божией Заповеди (Первой Заповеди в Законе). Непонимающих и не может быть…
есть лишь НЕЖЕЛАЮЩИЕ исполнять эту заповедь!
Этих нежелающих много.
Служащих суете в своём разуме много…
Зачем же (лично мне) идти путём {МУЧАЮЩЕГОСЯ от пустомыслия} большинства?
Нравится кому-то жить в мире со своим личным пустомыслием?
Это его выбор.
Мой выбор — искать, найти и Блаженствовать в молитве неразвлекаемой ни одной пустой мыслью. Чистую молитву не так уж трудно достичь. Более того,
чистая молитва — это ЛЕГКАЯ жизнь, а вот молиться как попало, молиться лишь от случая к случаю, молиться спешно, молиться вперемешку с мешаниной из неразберипоймичто — это реально НЕЛЕГКАЯ жизнь…     
Появилась хоть даже одна мешающая молитве мысль ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ БЕСПОЩАДНО ИЗГНАНА ИЗ ДУШИ ради Жертвы Христа на Голгофе, ради Его Страданий.
Если так настроит себя душа. Если настроит себя на пожизненную борьбу за чистоту молитвы внутри себя, то такой душе метод «УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ МОЛИТВОЙ» может принести несомненную пользу.
Ну, а если (столь модный ныне «духовный» туризм…) «посижу ка я с баночкой да с фасолинами пару недель на молитве, посмотрю что будет…?» то от такой «борьбы» со своей «гордостью» добра не жди…
Будет лишь насмешка над духовной жизнью и только.
То есть, метод «УБЕЙ СВОЮ ГОРДОСТЬ МОЛИТВОЙ» можно начинать практиковать лишь тогда, когда ты увидишь в самом себе готовность идти за Христом (ради чистоты молитвы) до конца, до последнего своего земного вздоха.

1222
(глава четвёртая) Что такое гордость и как отличить гордые помыслы от негордых
Вспоминается случай.
В монастыре готовились к отопительному сезону и необходимо было срочно установить промышленный котёл на кирпичный фундамент в монастырской кочегарке.
Котел высотой в полтора человеческих роста сварен из труб. Не сказать чтобы особо тяжелый, но впятером его точно не подымешь.
Нагнали нас в кочегарку, молодых сильных послушников человек двадцать пять.
Что мы только с этим котлом не делали, а поставить его в гнёзда не могли.
Не получалось и всё.
Хитрость была в том что нужно было одновременно, с точностью до почти миллиметра, поставить котёл на все четыре точки, чтобы отверстия совпали с болтами на станине как по высоте, так и по горизонталям.
После того как мы промучались там минут тридцать, эконом сказал.
— Надо Михалыча звать. Он его снимал, значит знает как ставить на место.
Сбегал кто-то за Михалычем. Он пришёл, посмотрел на нас и сказал эконому.
— Людей слишком много. Не поставите вы его.
— Как много? — удивился эконом, — он же тяжёлый.
— Много. Отпускай их. — Михалыч посмотрел на нас и направился к выходу.
— Сколько отпускать? — спросил эконом.
— Всех отпускай.
— А кто ставить будет?
— Мы вдвоём поставим.
Я ушёл в библиотеку и через час зашёл ко мне эконом.
— Они котел за десять минут поставили с Александром. Я не пойму как Михалыч это сделал? Ему же уже семьдесят лет. Принёс какую-то приспособу. Цепь с каким-то металлическим треугольником и котел сам встал на место.
К чему я рассказываю эту историю?
К тому что
в борьбе с гордостью усилия ничего не дадут…, не поможет ни пост, ни молитва, ни Причастие, ни чтение святых отцов {о молитве, о смирении и о гордости} до тех пор пока душа С ТОЧНОСТЬЮ не будет знать что такое гордость, каковы её правила и за что её нужно «уцепить» внутри себя, чтобы раз и навсегда заказать ей свободу внутри своей души!
(ПРИРОДА ГОРДОСТИ)
Гордость это не свойство характера или души человека, но это проявление личной энергии {и НЕПРЕСТАННО МЕНЯЮЩИХ ТАКТИКУ внушений} дьявола внутри человека.
Вот почему гордость так трудно изжить из себя самого.

Гордость будет мастерски приспосабливаться, мимикрировать под благодать Божию и видоизменяться внутри чувств и мыслей человека в столь широких пределах, что описать это никак невозможно.
Ты на молитву и гордость станет молиться вместе с тобой.
Ты каяться — и гордость с тобой.
Ты смиряться и гордость, впереди тебя (убедит тебя) что смиряться ты умеешь и любишь.
Но при всей своей многосторонности у гордости есть особое слабое место.
Нужно лишь понять её девиз, не следовать ему и гордости будут ежедневно наноситься душой удар за ударом — один сокрушительнее и болезненнее другого.
Девиз гордости: «Я без Бога сам»
Я сам думаю, сам борюсь с грехом, сам молюсь, сам каюсь, сам решаю что правильно, что справедливо и полезно, а что нет. Сам сужу людей. Сам достигаю (в том числе и духовных результатов) и иное всё сам… Сам рассуждаю о гордости и о смирении.
Отними у человека «Я сам без Бога» и человек перестанет грешить…
Мысль проста как мычание, но простоту этой мысли современному человеку вместить очень и очень нелегко….
Гордость старше человека и возможно, она даже старше земного материального мира…. Вот почему в борьбе с гордостью проигрывает ЛЮБОЙ кто понадеется не на Бога, но на себя самого, на силы своего ума и на чистоту своих чувств и мыслей.
Все самонадеянные гибнут в борьбе с гордостью внутри себя, так, и не начав РЕАЛЬНОЙ борьбы с сатаной.
Духовное образование в борьбе с личной гордостью (семинария и даже Духовная академия) не помощники…
Гордость побеждает не количество прочтённых и изученных книг о православии и о христианстве, но
побеждает ОДИН лишь ТОЛЬКО Дух Бога привлекаемый — Милосердием Бога.
Это нужно помнить…
Более всего Дух Божий Хранит от гордости того человека кто опорой внутри себя ставит не свою начитанность, (пусть даже научным и духовным), кто надеется не на силу и не на качество своих молитв, но побеждает лишь тот кто {не считая себя ни на что доброе ни в малой степени способным} опирается
на Милосердие Божие.
Но чтобы (в навыке) ПРАВИЛЬНО опираться на Милосердие Божие, нужно перестать опираться (даже в малом) на свой разум, (даже в малом) на качества своей души, (даже в малом) на свою опытность, (даже в малом) на навыки в мышлении, молитве, смирении и прочее.
……
Вот что трудно и что просто….
Считать себя ВСЕГДА за полное ничтожество совершенно во всём и всегда, считать себя искренне за ноль!
……
Вот чего так боится дьявол и что так Любит в человеке Господь Иисус Христос — отсутствие в человеке даже тени хорошего мнения о себе самом.
Чуть малая (или, тем более, большая трудность) и душа мгновенно: «Господи…» весь ум её — на Бога, все чувства её — к Богу, все желания души — к Милосердию Бога, и ждать, и ждать ответа и победы над искушением или неясностью НЕ ОТ СЕБЯ, но от Бога.
Если же Бог Молчит, то опытный христианин — не пошевельнёт и тенью своей души, он не откроет рта, он не сделает замечания, он не побежит «спасать положение» до тех пор пока не убедится с ясностью в том что Бог хочет от него именно это и это.
То есть… ТОЛЬКО Личной Волей Бога, Его Непостижимым Разумом изгоняется из человека дух гордыни.
А
для того чтобы душа могла видеть в себе гордые чувства и мысли, она это может сделать ТОЛЬКО впустив в своё сознание Ангела-Хранителя своего, ТОЛЬКО обучив душу свою слышать голос Ангела-Хранителя, понимать его и правильно реагировать в ответ.
Не собой может увидеть гордость в себе самом человек и устраниться от неё, но свидетельством Бога, через внушения святого Ангела своего.
В борьбе с гордостью побеждает Иисус Христос Бог, но не человек.
Вот почему без навыка к правильной, смиренной молитве, без навыка к по возможности непрестанного сокрушения духа (в сути своей очень и очень простого) — от гордости не может избавиться
никто из людей.
Надо научиться видеть всё внутри себя
не глазами своего ума или чувств, но Глазами Бога, глазами и чувствами святых Бога, святых людей и Ангелов Божиих.

s1200
(ОТЛИЧИЕ ГОРДЫХ ПОМЫСЛОВ ОТ НЕГОРДЫХ)
Как я озвучил это чуть выше, человек ни в малой степени неспособен видеть и распознавать сам в себе гордость, но засвидетельствовать душе человека грех её гордыни, может лишь Дух Бога.
Если же человек (без, по возможности непрестанной покаянной молитвы Иисусу Христу) попытается увидеть сам в себе (или в другом человеке гордыню), то он
проиграет борьбу с дьяволом даже и НЕ НАЧАВ её.
Для того чтобы Господь показывал душе её гордость в самых начатках её произволения, особо важен
навык молитвенного покоя и навык сокрушения духа.
Как только что появится в душе гордое (гордая молитва за кого-либо, гордые планы, гордые желания, гордое прошение Богу) МОМЕНТАЛЬНО нарушится покой внутри души и не будет искренней честной болезни о себе самом.
Кто как, а я распознаю в себе самом гордыню свою даже не по нарушению внутреннего покоя, но лишь по признаку отсутствия в себе самом искренней болезни о всём своём.
Нет болезни о себе…. всё… гордыня уже не вне меня, она уже внутри меня.
Если же есть во мне искренняя скорбь (именно о ВСЕХ качествах моей души и эта скорбь присутствует во мне БЕЗ РАССУЖДЕНИЯ И БЕЗ САМОКОПАНИЯ) то Бог дарует мне внутренний покой, описать который словами невозможно.
ГОРДОСТЬ УБИВАЕТСЯ ПРОСТОТОЙ И ПОСТОЯНСТВОМ СКОРБИ О ВСЁМ СВОЁМ
О гордости можно написать много сложных слов, но вынаруживается она лишь НЕПРЕРЫВНОЙ искренней болезнью о себе самом. Вынаруживается постоянством и непрерывностью личной покаянной молитвы.
Не за других надо каяться, но прежде всего за себя самого и каяться (в навыке, по возможности, непрерывно). За других же, нужно умолять Милосердие Божие — вообще НЕ ВНИКАЯ в частности того кто как грешит и кто как живёт.
Богу — всех жалко, так жалей же всех и ты…
В сути своей, сокрушение духа человеческого, искреннее его покаяние перед Богом — примитивно и просто…, так просто — что проще совсем некуда.
И это удивительно, что грех многосложной гордыни ЛЕГКО сокрушается и низлагается оружием примитивнейшим… НЕВЫСОКИМ мнением о себе самом (чего бы это не касалось) и искренней НЕПРЕРЫВНОЙ болезнью о самом себе ( о всём в себе).
То есть, я не ухожу от темы подзаголовка, но стараюсь дать признак того как отличить гордый помысел от негордого — предельно кратко.
…….
Как только душа утрачивает в себе самой искреннюю болезнь о своей худости перед Богом, в душу входит сатана со своей гордыней. В душу входит гордость
…….
Гордый помысел — это ЛЮБОЙ помысел в котором нет искренной и честной молитвенной болезни о себе самом.
…….
Негордый помысел, тот который опору себе ищет непосредственно в Истинно Бескрайнем и Бесконечном Милосердии Божием.
…….
Гордость настолько изобретательна, что она может {по актёрски напоказ перед самим собой и перед людьми} каяться, и болезновать о себе самом сколь угодно долго, своеобразно православносмиреныймазохизм изредка встречаемый в монастырях, но вот
каяться о себе самом непрестанно и оплакивать в себе самой ВСЮ свою внутреннюю жизнь гордость не умеет и не может.
Это надо учитывать в борьбе с гордостью.
.
Кратко:
Гордые мысли: многоречивы, цветисты, убедительны, сложны, призывают к спешной деятельности, любят мечтать о хорошем будущем (никогда не сбывающимся), гордость любит много слов, много представлений, много выводов, много духовных цитат…
Негордым в человеке не может быть ничто…
Даже в самом искреннем и в навыке почти непрестанном покаянии своём перед Богом, духовно опытный христианин (не своим умом, но Духом Бога) увидит ОДНУ ЛИШЬ гордыню…
Вот в чём изумительный
парадокс правильного духовного развития…
Чем более будет реально приближаться к Богу человек, тем во всё большей и большей глубине гордыни он будет видеть себя самого, и по другому не будет…
Особо же близкий Богу человек видит себя самого:
всегда ТОЛЬКО ЛИШЬ НЕПРЕСТАННОЙ гордыней, всегда ТОЛЬКО ЛИШЬ НЕПРЕСТАННОЙ тьмой, всегда ТОЛЬКО ЛИШЬ НЕПРЕСТАННЫМ адолюбцем, всегда ТОЛЬКО ЛИШЬ способным на ЛЮБОЙ грех, всегда ТОЛЬКО ЛИШЬ способным БЕСКОНЕЧНО любить демонов и грехи всего мира, всегда ТОЛЬКО ЛИШЬ НЕСПОСОБНЫМ ни на один правильный поступок, мысль или же чувство…
И это не театрально, это не перед людьми, это перед самим собой, это перед Богом, это непрерывно.
Непрерывность покаяния и сокрушения духа должна стать центром, кровью и воздухом (каждым вздохом и выдохом) души.
Так побеждается своя гордыня.
И при этом душа не сможет считать себя способной к сокрушению духа своего.

Духовно близкий Богу человек видит своё покаяние перед Богом исполненным ГЛУБОЧАЙШЕЙ тьмы и сотканным из одной ЛИШЬ тьмы.
Так видит себя и чувствует тот кто покоится в Боге…
Он ВСЕГДА и во ВСЁМ видит себя тьмой и только лишь тьмой.
К такому человеку, сокрушившему себя перед Богом до возможного постоянного максимума, приходит сатана и иногда может пытаться что-то своё внушить… планы какие-нибудь, дать кому-либо духовный совет, с кем-то поспорить и иное, но ЧТО такого {правильного о ком-либо и спешного} можно внушить человеку который воспринимает себя самого за дурака и за ноль?
Ничего…
И сатана (вначале раз за разом) уходит от нищего духом ни с чем, а потом и вовсе на годы удаляется от души, потому что невозможно спровоцировать на гордые поступки и мысли того кто считает себя за ничто.
Гордость любит спешить.
Гордость любит активность среди подобных себе гордецов.
Гордец любит ПРЕЖДЕВРЕМЕННО говорить с людьми о Боге, и потом он вынужден бывает пить своей душой горечь своей сокровенной внутренней неправоты…
А куда нужно спешить тому с кем рядом и в ком Живёт Всемогущий Господь?
Некуда ему спешить
и потому он Наслаждается Покоем и Силой Бога почти что каждое мгновение своей жизни, наслаждается Покоем Бога не дни, и даже не месяцы, но годами.
Тот кто обучен непрестанному искреннему покаянию о всём в самом себе, тот по умолчанию становится: терпелив, нетороплив, неразговорчив на людях, почти ни во что не вмешивается.
Жизнь его души не слова и не проповеди, но дыхание его души МОЛИТВА, МОЛИТВА и ещё раз МОЛИТВА. МОЛИТВА непрестанно и болезненно совершаемая в глубине его потаённого от всех сердца.
А молитва непрерывного покаяния это и есть ВЕЛИЧАЙШЕЕ из всех доступных Блаженств для души и для тела человека.
Вот чем побеждается гордость души, она С ЛЁГКОСТЬЮ побеждается непрерывностью и глубиной максимально простого, максимально полного и максимально всеохватного в себе самом покаяния, при непременном терпении всех находящих на человека неприятностей, какими бы последние ни были.

333
(глава пятая) Краткие практические советы по регулярной (по возможности непрестанной) борьбе с гордостью в себе
Победа над гордостью невозможна без искреннего (по возможности полного) самоотречения, без отречения от своей воли. Поэтому ПЕРВОЕ правило в борьбе гордостью не доверяй себе, не надейся на себя, не опирайся на себя, НИКОГДА не жди от себя самого ничего хорошего, но все силы ума и чувств твоих направь на СПАСАЮЩЕГО тебя Господа Иисуса Христа.
Хочешь знать от чего надо спасать тебя если ты: не пьёшь, не куришь, не крадёшь, не блудишь и вообще заинька?
Моли Бога… ещё и ещё раз моли Бога и когда Бог откроет сколь много ты окутан ложью внутри себя о всём что видишь, слышишь, представляешь, предполагаешь…. поверь, ты не сможешь не заплакать, поверь, увидев себя не гордым своим умом, но благодатью Божией ты заплачешь о себе самом не на один день и не на один час, но ты
ПОЖИЗНЕННО станешь плакать о ВСЕЙ своей жизни, о ВСЕХ мыслях своих, о КАЖДОМ чувстве своём, о КАЖДОЙ молитве твоей. Ни одного мгновения не увидишь ты в прошлом своём, в настоящем (и даже в будущем) над которым не нужно будет тебе плакать бесконечно глубоко.
Вот что значит правильно (мистически) видеть себя самого Глазами Бога…. это значит плакать о себе самом всегда, плакать непрерывно, духовно плакать о всём в себе, плакать не экзальтированным воображением своим и не гордыми своим чувствами, но плакать Благодатью Святого Духа.
Поверь, когда Господь придёт и когда Он покажет тебя тебе Собой, ты не сможешь остановиться от плача
ни на одно мгновение, и познаешь ты что покаяние это дар Блаженнейший, что покаяние это самый Блаженнейший дар тебе, но если покаяние твоё не имеет искренней всегдашней боли о ВСЁМ в себе, если нет боли о каждой прежде прожитой тобой минуте, то плач твой — дьявольская насмешка и истинная подделка.
.
Мы не можем быть идеальными, ни в покаянии, ни в молитве, ни в зрении грехов своих, ни тем более, в духовном Плаче о себе самом, а почему не можем?
Да потому что нет постоянства в стремлении к покаянию и носим в себе (хоть каплю, но всё же, доброй надежды на себя самого).
…..
Добрая надежда на себя самого НЕ ПОЗВОЛЯЕТ Богу приблизиться к тебе и показать тебя тебе же самому истинно таким каков ты и есть, достойным ЛИШЬ БЕСКОНЕЧНО ГЛУБОКОГО непрерывного плача.
…..
Но если если, душа твоя {обученная мудрым твоим духовником} из года в год настойчиво будет искать лишь ПОКАЯННОЙ близости к Богу, более чем чего-либо иного другого, тогда {пусть не сразу, но с годами твоих молитв} Сам Бог Возьмёт на Себя Благую Обязанность ежемгновенно питать душу твою Своим Духовным Плачем и ты удивишься тому сколь Лёгок, сколь Безтруден и сколь ВеликоБлажен путь неосуждения ближних, путь покаяния Духом и как ЛЕГКО живёт тот кто искренне (без самокопания просто) смиряет свою душу.
Умеющей искренне каяться душе Бог откроет духовный мир.
Ангелы невидимо явятся ей.
Святые станут ежедневно общаться с душой без единого видения и без единого слова.
Для души наступят дни когда она станет дышать воздухом Неба внутри себя также легко и просто, как дышит легко и просто тело земного человека земным воздухом и ты познаешь что нет на земле человека более умиротворённого, более счастливого и более спокойного чем человек Кающийся Духом Бога.
В ту же минуту, как ТОЛЬКО подумает кто о себе что он хоть чего-то достиг истинного и, тем более, духовного, хоть малости какой, он погибнет для Иисуса Христа. Дьявол войдёт в него. Не станет покоя в человеке. Ум человека наполнится мысленными страхами и множеством предположений: о мире, о ближних, о будущем и
ни одно из его предположений не будет справедливым….
ПОМНИ:
Гордость — это ЛЖИВОЕ одеяние мира на его Непостижимости.
Не одевай в ложь свой разум
.
Пусть мир будет и пусть ближние твои будут, пусть
всё будет для тебя непостижимым, но лишь бы не ложным.
Поверь, человек не может ненавидеть грех, человек не может даже увидеть в себе самом грех, до тех самых пор, покуда Сам Дух Бога Лично — не станет ежедневно очищать Плачем Своего Духа, весь ум и каждое чувство человека от духа гордости.
.
На, периодически оживающее в тебе самом, зло (каким бы оно ни было) не удивляйся, но смотри на Господа.
Если твой ум видит в тебе зло, то тем более видит
{любое рождающееся в тебе зло} Господь — Он и может помочь… ОДИН только Господь может помочь тебе.
…….
Всегда не сам в себе побеждай зло, но пусть это делает непрестанно призываемый тобой Господь.
Не забывай об этом,
без Бога грех не побеждает никто. И не учи никого покаянию или духовному плачу. Духовный плач находит лишь тот кто его ищет. Тех же кто ищет не покаяния, находит бесчисленные духовные подделки под Божие… Плач о них, но более — плач, НЕПРЕРЫВНО плач Духом, прежде всего, о себе самом.

Связанная статья (если кого заинтересует) Как найти непрестанное покаяние и как правильно удержать его в себе

.

Написать письмо или оказать помощь автору