Дневник (июнь 2018)

Переход к ДНЕВНИКу за МАЙ

1 июня
До некоторых важных простых мыслей душа моя росла по тридцать (и более) лет трудных молитвенных размышлений.
Живёшь, живёшь…, и вдруг в душу входит Свет и ты понимаешь правильное, а потом Свет уходит и ты опять понимаешь правильное…

Правильное, это помнить и знать что никто не благ кроме Бога и что славы Своей Бог никому не даст, как это и сказано справедливо, в Писании.
Вот почему правильное так часто оставляет человека, наедине как бы, с его немощью и неразумием. Чтобы человек учился ВСЕГДА опору искать
не в себе самом, но в Господе, в Едином Источнике всякого и любого блага земного и, тем более, блага Небесного.
.
Жизнь с Богом чрезвычайно интересна, насыщена, покойна, Радостна, но как же бывает сложно человеку отречься от гордого себя самого, как же бывает сложно ему перестать цепляться внутри себя за личное понимание веры и мира. Как же бывает сложно научиться гордому рассудку человека видеть ВСЁ
Терпеливыми Глазами Бога — но не своим рассудком.
Как часто приходится встречать верующих людей думающих, кажется правильно, говорящих, кажется, правильно, но душа чувствует непокой. Нет блаженной свободы чувств, нет того что вносило бы в твою душу умиротворённое пребывание в Боге. Нет Чуда Живого Богообщения и (поневоле) понимаешь ценность такого поведения, когда
даже и святые удалялись друг от друга ради более тесного покаяния перед Творцом миров.
Современный нам мир, это (увы!) необъятная пустыня духа…
Часть этой пустыни — я сам.
Так и выбирай же, душа моя, всё чаще и чаще, покаяние вдали от людской молвы и разделений.
.
Не знаю ничего более разрушительного для души своей, чем вникать в людские религиозные и политические разногласия, и сколь же много людей, в наше духовно безумное время, ПОДМЕНЯЮТ подвиг личного покаяния перед Христом, на подвиг борьбы духовно больных гордецов, с точно такими же гордецами как и они сами.
Борьба нужна с самим собой… ТОЛЬКО с самим собой, за реальное покаянное молитвенное приближение к Богу, и если душа приблизится к Богу реально и немечтательно, то СРАЗУ ЖЕ поймёт она сколь много нужно ей молиться за спасение себя самой и за спасение своих ближних… МОЛИТЬСЯ, а не наседать на ближних своими правильными постами о вере, основанных на гордости, а не на Любви Божией.
Найти же внутри своих чувств Любовь Божию к ближним, без навыка к полноте чувственного самоотречения, — никак невозможно. Ведь Дух Божий Живёт лишь в тех кто, в навыке, умеет и любит ненавидеть себя самого Святой Ненавистью Глубинного самоотречения. Выражаясь иначе, Дух Божий живёт и дарит Блаженство лишь тем кто вменяет себя самого в абсолютное ничто. А ВСЯКИЙ человек, он и есть ничто. Очень и очень немногие, к сожалению, ясно понимают это. Большинство же людей, пытаются (пожизненно) цепляться за свои личные правды и добродетели которые Святое Писание (через уста пророка Исаии)
  справедливо именует «Вся правда наша, – яко порт жены блудницы» (Ис.64:6)

2 июня
Если внимательно вслушаться в те чувства что возникают внутри души при произнесении вслух (или даже при мысленном произнесении) слова «Бог» можно открыть внутри себя удивительный мир, мир глубины чувств соприсутствующий почти каждому слову что мы произносим внутри себя и вообще те чувства что соприсутствуют всему тому что нам приходится: осмысливать, видеть, представлять, осознавать, соприкасаться.
Любое из слов (или принятые мысли) раскрываются в чувстве так, что невозможно найти предел тем переживаниям которые при этом происходят внутри.
Слово «Бог» (как и любое иное из имён Бога или имя святого) можно произнести внутри себя с самыми разными чувства
ми.
Эти чувства и есть истина о себе самом, это и есть истинно то что доходит до того о ком мы думаем, размышляем, к кому обращаемся.
Очень и очень важно уметь ЧЕСТНО вглядываться в себя и если скажешь внутри себя (или подумаешь) «Слава Богу», то, иногда, стоит
ещё и ещё раз повторить эти (лишь на поверхностный взгляд примитивные) слова внутри себя несколько раз и душа может увидеть в себе жизнь невероятно глубокой разнообразной, непрестанно меняющейся палитры чувств: там можно увидеть личную немощь глубоко любить Бога и реальную холодность к своему Создателю, а можно дорасти молитвой и покаянием до искренней глубокой Любви к Нему столь сильной, что едва-едва душа сможет выдержать внутри себя накал Любви Божией.
Насколько себя помню, чувства при произношении внутри меня при произнесении (даже мысленном) имени (имён) Бога или святых, всегда бывают различной глубины и различного качества. Не повторяется одно и тоже почти никогда. Так,
душа открывает для себя УДИВИТЕЛЬНОЕ разнообразие переживаний в самом простом… в несложных молитвах.
И когда душа оживёт к Богу, у неё может {с годами молитв} произойти отторжение от молитвенного многословия, но всё более и более станет отзываться в душе (необычайно глубоким разнообразием и полнотой) молитва самая-самая немногословная.

Мир несложной молитвы НЕВЕРОЯТНО объёмен, невероятно разнообразен и не сможет человек исчерпать разнообразие и глубину своих переживаний даже и тысячами тысяч повторений молитвы Иисусовой, например, или другой несложной молитвы.

3 июня
Думать о себе самом: «Я хорошо умею молиться, каяться, размышлять духовно и иное» — крайнее самообольщение.
Духовно опытный за каждым своим словом «я», за каждой своей мыслью о себе самом, видит лишь неоплатные истинно бесчисленные долги перед Иисусом Христом и повод для всё более и более углублённого личного покаяния…
И сколь же Великий Покой Божий входит в душу и тело того кто НЕПРЕСТАННО и ВО ВСЁМ вменяет себя в абсолютное ничто.
Абсолютное ничто не мучим гордыми мыслями и планами, не мучим страстями, он пожизненно духовно плачет о себе самом, в плаче своём находя
не свою правду, но Правду Бога — Блаженно свершающуюся над ним и над миром.
Весь мир достоин Великого Плача Духа Божия над каждым.
.
И как же коварен грех гордости в человеке!
Стоит только лишь тенью мысли своей подумать: «Я умею духовно плакать о себе и о ближних» как Дух Божий СРАЗУ же уйдёт и уйдёт надолго.
Человек абсолютное ничто.
Каждый человек — абсолютное ничто, но как мало тех кто, в навыке, ВСЕРЬЁЗ понимает
и помнит эту святую истину внутри своего сердца.
4 июня
Если над чем душа не плачет
И моё сердце не болит,
Гордыня в том яд скрытый прячет
Лесть пагубу во мне творит.
.
Я тайну беззаконья вижу
Внутри себя, внутри других…
Иду к Христу и плачу…, плачу…
Сам о себе как и о них.
.
Внимают горечи святые
Небо молчит…, и поделом.
Слова мои, не все ли злые?
Пусть, в одиночестве моём…
.
Оставлю я себе лишь слёзы,
Горечь свою испью до дна.
Дай Бог, мне помнить сколь опасна
Жизнь вне смирения ума.
.
Молчаньем спеленаю душу.
На всё что скажет лесть — смолчу.
Блаженства Духа не нарушу
Гордыней слов не согрешу.
.
Но и в молчанье гордость есть.
Грех так умело ищет место,
Во мне. Во всех. Не перечесть,
Где слово было б не прелестным.


6 июня

Дн882617.jpg

7 июня

Дн2285.jpg

Покаяние любит тишину.
Без внутренней тишины покаяние невозможно.
Мне мой духовник как-то сказал и я запомнил его слова на всю жизнь: «Цель твоя привыкнуть жить с Богом внутри себя. Общение мешает покаянию. Общение лишает сокрушения духа. Лучше молчать и вести покаянную жизнь в тайне от всех.»
8 июня
Мелочи… те самые мелочи, которые мы наиболее часто впускаем в наш ум и в чувства, характеризуют нас точнее, чем то что мы сами о себе думаем.
Если кто позиционирует себя верующим, но ЕСЛИ ум его, большую часть дня не думает о Боге и сердце не читает, хоть какие-то, молитвы — такой человек лицемерен по отношению к себе и к Богу, и
он ТОЧНО НЕВЕРУЮЩИЙ.
Верующий исполняет заповеди Христа.
Не исполняющий заповедь Христа о любви к Богу ВСЕМ сердцем, ВСЕЙ душой и ВСЕЙ крепостью своей — не верит Христу, что бы он сам о себе не думал. Он истинно неверующий потому что ежедневными мыслями и чувствами своими показывает что любит он не Бога, но нечто иное.
.
Следи за своими повседневными мелкими мыслями душа моя.
Мелкие повседневные мысли твои решат твою вечную участь.
Отсюда вывод —
тот кто мелкими мыслями своими закрывает сам для себя возможность к молитве — тот ИСТИННО НЕВЕРУЮЩИЙ.
10 июня
Каждый из верующих, думаю, сталкивался с тем что истины Божии, на какое-то время, блёкнут внутри его души или даже (как бы совсем) теряют свой прежний вес и значимость.
Такое чувство что сила веры твоей воле, временами, совсем почти никак не подчиняется, но подчиняется неким иным законам.
Это так и есть.
Причины для отступления благодати Божией могут быть различны, но основных две: для смирения и для того чтобы душа усвоила урок, что если кто дерзнёт жить расслабленно перед Богом (дерзнёт осуждать, возноситься, на значительное время {без особых уважительных причин} дерзнёт оставлять покаянную молитву и иное) — тогда душа может
совсем потерять веру…
Я вижу Великий, Благой Промысл Божий в том чтобы душа, по временам, становилась пустой от искренних тёплых чувств к Богу.
Это нам для того чтобы душа наша не заболела гордыней, чтобы не обольстился человек крепостью своей веры,
чтобы он не возносился над неверующими, но чтобы он опытом ТВЁРДО знал — пока Господь близ, пока Господь (Духом Своим) внутри души — ты верующий Силой Его Духа и об этом, о полноте немощи своей вне Духа Божия, нужно стараться помнить. Нужно помнить о том, что как только отступит благодать Дарующая тебе искренность веры и Живость чувств к своему Создателю, так душа СРАЗУ ЖЕ утратит веру, утратит тепло к Богу, утратит всё иное доброе, только лишь потому что и ранее она имела веру как Дар Бога, но не как некое личное (исходящее от неё самой, от усилий её воли) чувство.
Бог настолько глубоко проникает наше всё, что человек не в силах бывает отличить Его Действие внутри себя от личных мыслей и это очень хорошо.
Богу Свойственно Жить и Проявлять Себя, внутри человека так чтобы человек в Нём (внутри Бога) чувствовал себя свободным настолько чтобы не чувствовать оков Его и, одновременно, чтобы он помнил (напоминанием Благодати) что всякое большое и малое благое в нём,
не он, но Дух Божий.
Тот же кто думает что он может сам верить, что он может сам любить Бога или сам по себе (без Тайно Действующего в нём Бога) может делать добрые дела и может думать о полезном, тот не знает себя.

13 июня
Иногда задумываюсь, как может человек отделить внутри себя истинное и ложное? И насколько же глубока в духе человека гордыня, что человек может, с лёгкостью: гордо каяться, гордо думать о Боге, гордо молиться, гордо размышлять о Боге, гордо «смиряться», гордо славить Бога, вести, в целом, гордую {с неумолимо высоким мнением о себе} «духовную» жизнь и иное.
И нахожу правильным для себя лично (никому ничего не навязывая и не проповедуя) что
Истинное Божие рождается ТОЛЬКО лишь в скорбном молитвенном молчании моего духа. Божие Истинное входит в дух мой и дарует мне Покой и Милость лишь тогда когда душа моя (в навыке) входит в состояние почти полного самоотречения.
Вот только так и МОЖЕТ произойти моя Живая встреча с Богом внутри себя…, когда я считаю себя за ничто, за ноль, за грязь, за грех — худший всякой грязи и всякого греха, когда я искренне считаю себя самого худшим демонов. Путь приближения к Богу, на основе самоуничижения и на основе того чтобы видеть себя худшим всех, в наше время, непопулярен. О таком пути не говорят, подобное не обсуждается в интернете. По пути самоотречения и самоуничижения, в наше время, рискуют идти лишь
очень-очень немногие одиночки. Большинству же этот путь не знаком. Они даже не знают почему человеку столь важно почитать себя никем и ничем…, не знают к сколь великому Покою и Блаженству души приводит правильно (в навыке практикуемая) нищета духовная, заповеданная Иисусом Христом в Главе Его Блаженств.
14 июня
Один из парадоксов духовной жизни…
С одной стороны,
необходимо бояться внутри себя особо сильных, горячих {религиозных} чувств к Богу, к людям и даже к себе самому. С другой же стороны, попытки приблизиться к Богу в обычном своём (привычном) внутреннем состоянии — благого результата не принесут, сколько бы кто таких попыток (в непреображённом Благодатью состоянии) не сделал.
Бог Неумолимо станет Сжигать в человеке всё что не от Него Самого рождается и потому глубочайших внутренних потрясений, значительных и долговременных страданий, при реальном (немечтательном) приближении к Богу не сможет избежать никто. Нужно большое долготерпение, до крайности даже. И лишь тогда душа сможет измениться.
Вначале душа (ошибок не избежать) будет много лет путать внутри себя ложное с истинным, и будет долгие годы гнаться внутри себя за химерами и за мечтательными миражами. Душа будет гордые свои фантазии и чувства принимать за нечто важное, и даже за Божественное. Но Бог — не касается фантазии, Бог НЕ ГОРЯЧИТ гордых личных чувств, но нищетой духа Он ПРЕКРАЩАЕТ работу фантазии и этим, как бы упраздняет личную падшую волю человека и его личные желания. Бог не даёт людям некие особые (якобы, самые правильные и самые православные) представления о Себе, о мире и о ближних, но Бог растопляет сердце и сердце начинает —
во первых, видеть грехи свои как глубину морскую, во вторых, сердце привыкает не судить ни о ком особо, в третьих, сердце начнёт в искренних чувствах молить Бога о помощи всем и каждому, в четвёртых, сердце войдёт в область долговременного Устойчивого покоя. Уйдут тревоги и страх перед любыми обстоятельствами сколь бы, последние, небыли болезненными, неустойчивыми и сложными. Появится жажда молитвы и надежда не на себя, но на Волю Божию во всём.
Фантазия человека, то пугающая его, то понуждающая на активность — погибнет от Величия и от Всемогущества Божия.
Вот эти четыре признака и есть признаки правильной духовной жизни и если у кого нет хотя бы одного из этих признаков, тогда ему лучше не обольщаться что он ведет правильную духовную жизнь, но он лишь на пути к правильному.
1 Боль о себе самом.
2 Несуждение (молчаливость ума).
3 Просьба о помиловании всех.
4 Долговременный устойчивый Покой в Боге. Покой не от личных качеств своих, но по Милосердию Божию.

Дн99998.jpg

17 июня
Не столь страшно когда человек забывает о Боге, увлечённый какими-либо идеями, мыслями или течением земных (нескончаемых) забот, но действительно очень и очень страшно когда кто опускает свою волю и, с годами, поддавшись (присущему в наше время многим и многим) духу уныния перестаёт стремиться к молитвенному, покаянному, преображению своей души — Духом Бога.
.
Не столь страшно когда человек отступает от Бога, но
очень и очень страшно когда кто отступает от Него с унылым настроем окончательной невозможности Живой личной встречи с Создателем своим внутри себя.
.
Не столь страшно когда душа совершает грех, но
страшно когда душа не кается в грехе. Страшно когда грех ежедневного (и ежемгновенного) забвения о Боге ОПРАВДЫВАЕТСЯ человеком и начинает восприниматься неопасным, как нечто само собой разумеющееся.
.
Реально страшно, когда видишь не боящихся жить по обычаям мира сего, преступно пренебрегающих Евангельской тревогой о спасении души своей. Время же течёт очень и очень быстро….
.
Не успеет (как следует) оглядеться человек в мире земном, а уже вот он — переход в иной мир, в мир с иными законами, в котором иные принципы существования или убьют тебя Вечными мучениями, или же наоборот. И сколь же важно, УСПЕТЬ при жизни в теле своём выработать в себе самом НАВЫК молитвенного ЕЖЕМГНОВЕННОГО дыхания души Духом Бога.

Лишь навык к дыханию Духом Бога способен сделать душу человека реально наполненной, покойной и счастливой как здесь на земле, так и там — в Вечности.

18 июня
Не знаю ничего более разрушительного для души чем осознать себя: чистым, очистившимся, благим, праведным. Ничто так не портит внутреннюю жизнь как самолюбование. Не знаю как у других, но во мне, даже тень тени самодовольства и самонадеянности, мгновенно, лишает тока благодатной покаянной молитвы. Гордому человеку — сложно принять, в простоте, истину что Чист ТОЛЬКО Бог. Смиренному же, страшно {даже краешком души} подумать о себе самом в хорошем свете.
.
Истинное смирение не лишает человека добрых дел и добрых устремлений, но переводит душу внутрь Источника Благ, к Богу.
Духовно опытная душа в себе самом добра не ищет и не ждёт от себя самой ни капли добра или блага по отношению к другим, но Духом Бога все её добрые стремления. И чем кто более черпает Силу в Боге, тем всё более и более видит он сам себя тем что он есть: ничем, пустотой, грязью,
неисправимым адолюбцем.
Гордый же человек,
не знает, не думает (и даже может не подозревать) о том что хуже демонов не кто-то иной, но, ИМЕННО, он сам. Гордому человеку — мысль что он АБСОЛЮТНО полное ничто ВО ВСЁМ — непонятна и неприемлема. В этом величайшая проблема гордости…, в том что она пытается найти в себе самой то что нет даже у Святых Ангелов — источник добра к ближним и к себе, и не выходит из этого (чрезвычайно популярного во все времена) обольщения самим собой ничего доброго.
Источник добра — один.
Это Господь.
Всем кто покорит себя мыслям о смирении — Господь может дать в Дар Себя и Свою Силу.
Всем же тем кто будет упорствовать на мыслях о том что он сам: неплох, свят, очищен, благ, разумен и прочее — Бог не даст в Дар Себя и Свою Силу, и это будет
величайшая из личных трагедий. Трагедия познания своих немощей, БЕСЧИСЛЕННЫХ внутренних ошибок, недостатков, а по большому счёту — гордость это трагедия личного безумия.
Что же более всего удивляет меня в современных людях и в людях прошлых поколений, так это культивирование личного блага, того самого блага, в котором
Личного места Богу не оставлено — ни на один миллиграмм.
Гордость {мнимая благая самостоятельность} торжествует свои «победы» и там и тут, и душа моя испытывает мистический ужас от торжества гордыни в умах и в чувствах людей. Несложно увидеть что
«торжество» гордыни пронизывает века и тысячелетия, несложно осознать, что «торжество» гордыни устремленно в Вечность…, сложнее понять что Вечность (для гордых) не может быть доброй.
Страшно делается при мысли о том что торжество гордыни {прежде всего внутри меня самого} ищет свою почву, ищет: ежедневно, упрямо, настойчиво, хитро, тонко, навязчиво, тайно и явно. И как же (на первый взгляд) невинно, как светло выглядят «одежды помысла» гордости внутри меня!
Гордость, это и есть личное присутствие сатаны во мне одетого в одежды Ангела Светлого.
Страшный порок!!!
Упрямый!
Настойчивый.
Неотступный.
О гордости можно написать книгу и всё равно, всех её подробностей и тонкостей, всей её настойчивости и ВЕЛИКОГО её разнообразия невозможно будет никому описать. Никто не сможет в точности описать всех личных проявлений гордости внутри всякого человека.
Гордость, это стройная система мыслей — в том числе и о Боге, о спасении, о Христе и прочее, и чем стройнее и правильнее мысли человека, тем в большей опасности находится его ум и чувства.
Гордость, это убеждение в том что ты истинен, православен, правильно верующий и прочее.
Смирение же, боится думать о себе хорошо даже и тенью помысла своего, но все её блага — Сам Господь, Его Дух и Его Сила.
Зная силу смирения сатана создал особый вид гордыни, когда ему удаётся льстиво убедить человека в том что с ним Бог.
Но если с твоей душой Бог — душа твоя должна находиться в нерушимом неотмирном блаженстве Святаго Духа.
Смотри же в себя душа моя.
Если нет в тебе устойчивого мира с Богом и нет устойчивого покоя, если нет в тебе
равной любви ко всем, если нет мыслей крайнего самоуничижения (даже до молчания разума твоего) то расторгла ли ты, душа моя, своё единение с сатаной?
Думать же о себе самом что ты можешь ненавидеть какой-либо грех, бежать от него, удаляться от него — это и есть верх гордыни.
От греха нужно удаляться, но как? С каким устремлением?
.
Человеку свойственно
в своей природе искать силу к противлению грехам, но опытная душа поступает не так.
Чуть появится в поле её зрения грех, малый или же большой, как душа сразу же, не раздумывая, зовёт Бога: «Господи. Не я, но Ты Благ. Ты Мудр. Ты Знаешь что есть грех, каков он. И ТОЛЬКО ЛИШЬ
Ты один можешь правильно удалить грех из меня. Я же, по Милости Твоей «знаю» что я ничто, знаю не сам, но ЛИШЬ Свидетельством Духа Твоего».
И вот такую душу, ту, которая всеми силами
ищет добра, разума и мудрости НЕ В СЕБЕ, такой душе может помочь Господь…, а может и не помочь.
Мысли Бога и мысли человека разные очень.
Там где человек видит мудрое святое, благое и доброе — Бог (по большей части) видит лишь пустоту, лишь одну гордыню и личное тонкое (незаметное для большинства) внутреннее безумие человека.
И где же видит мудрое Бог?
Только в Себе Самом.

 

4од1
19 июня
В духовной литературе очень и очень нечасто встречаются столь ёмкие и глубокие высказывания что дают возможность пересмотреть душе всю прежнюю её жизнь, дают благодатную возможность трезвее видеть себя самого. Всё что душа прежде делала, о чём думала (и даже всё то о чём я стал бы думать в будущем) — всё предстаёт в свете таких (редких по своей силе) высказываний в новом свете и этот свет, Свет Любви Божией.
Вот одно из таких высказываний.
Читал его до знакомства с интернетом, в начале 90-ых, в книге изданной при Царе. Автора забыл. В сети так и не смог найти эту цитату, но интернет не вмещает в себя всё. Есть немало из того что оказалось неоцифрованным.
Высказывание такое:
«Где нет плача о себе там ничего нет».
Это высказывание молитвенно прожило в моей душе почти тридцать лет, но оно не утратило (и не утратит до последнего моего земного вздоха) своей актуальности.
Ведь где нет плача внутри меня о САМОМ СЕБЕ, там действительно ничего нет кроме гордости, но и плач души моей о себе самой достоин дополнительного плача… Плача не человеческого, плача исходящего не от моей (убитой гордостью) души, но покуда не Восплачет Дух Божий «воздыханиями неизглаголанными» (Рим. 8, 26)  о всём что во мне было и будет, не сможет душа моя узнать истинную цену всему моему.
Вот что считаю Величайшей духовной удачей для себя….
Удалось (послушанием духовнику своему) обрести внутри себя умение молитвенно видеть себя не своими чувствами и мыслями, но видеть себя так как видит мою душу Бог.
Это не так уж сложно, видеть себя глазами Бога, но для того чтобы видеть себя глазами Бога и чтобы душа обрела способность плакать о себе самой Благодатью Духа Божия — необходимо душе МОЛИТВЕННО отречься от всех личных своих правд, необходимо (нищетой духовной) отречься душе от своего (убитого гордыней) «рассудка».
Молитва… вот что меняет душу настолько глубоко и кардинально, что в неё с Лёгкостью, Свободно Входит и начинает в ней Жить Дух Божий.
Молитва… вот без чего никто никого не исправит никогда к лучшему.
Звучит парадоксально, но
покуда человек сам не обратится к Богу, никто такого человека не сможет направить к благому.
Молис
ь…
Дай молитве в твоей жизни первое место,
возлюби Бога (по Заповеди) ВСЕМ сердцем, ВСЕМ помышлением, ВСЕЙ крепостью твоей и ты неумолимо придёшь к Плачу Духа о твоей душе.
У
видишь сколь НЕПРЕРЫВНО Плачет Бог о всём что ты делал, думал и станешь думать в будущем.
Лишь ТОЛЬКО Плач Божий — сделает тебя Истинно-Надёжно блаженным.
Душа твоя — покинет этот мир.
Тревоги оставят тебя.
Гордого же «плача» о себе самом необходимо всемерно опасаться, потому что у сатаны есть искусные подделки под любую из Божественных добродетелей.

Кратко, учение о плаче Пимена Великого см по ссылке https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/tom1_asketicheskie_opyty/24

20 июня
Пришедшая к Богу душа — пребывает в Живом Покое. Покой внутренний, отсутствие желания кому-то что-то доказывать (и уж тем более навязывать) — Великий Дар Божий. Правильно практикуемая вера делает душу размеренной, мысли ровными, эмоции мягкими. Если в человеке нет мягкости, это тревожный признак. Верующий истинно — умеет ждать, он умеет терпеливо (иногда годами и даже десятилетиями) ждать движения не от себя, но движения от обстоятельств, от ближних, от Бога.
Движения от себя — как правило, ошибочны, суетливы, горды.
В движении же от обстоятельств и от ближних — можно увидеть Благость Божию. Благость Божия Щедро разлита по всей земле, но не всякая душа видит Благость Божию. Благость Божия столь Велика что ум человека не в силах вместить в себя Её Величие, но нужна вера. Вера и молитва вмещают в себя многое из того что не может (и никогда не сможет) вместить в себя ум человеческий. Благость же Божия настойчиво приучает человека к вере, терпению и любви к людям.

21 июня
Когда кто встречается с чем-либо прекрасным, поражающим душу, он как будто утрачивает себя, весь погружаясь в созерцание того что видит, впитывая то что чувствует.
Такое же наблюдается и при встрече души с Господом.
Душа утрачивает сама себя. Как бы отрекается от самовыражения, но очарованная Милосердием и Красотой Создателя своего впитывает и чувствует Его Силу, Его Покой, Его Благость настолько объёмно, что забывает о своих желаниях и о своих прошениях.
Сам Господь — настолько Благ, что душе, при реальной Встрече с Богом, становятся ненужны даже молитвы к Нему, те молитвы что душа желала прежде представить пред Богом становятся излишними, ненужными,
не тем что на самом деле требуется, но Сам Бог становится молитвой внутри человека, Сам Бог становится Переживаниями человека, его мыслями, его чувствами, его Живым Покоем.
.
Это и есть Величайшее из Блаженств для человека, в нищете духа стать как бы не собой, но Богом по благодати.
По Существу Бог Един в Троице, но по благодати и по Особой Милости Своего Домостроительства Бог делает Богами по благодати истинно верующих Ему.
Никакие, самые искусные, слова не смогут передать Живого Блаженства души и тела
покаянно молящегося. Только ЛИШЬ личный опыт может открыть человеку блаженство нищеты духовной {которое скоро не приходит к душе}.

22 июня
В молитве, в отношениях, в мыслях главное — развитое сердце. Не слова и не мысли уходят к Богу действуя на души и на судьбы людей, но только лишь то что человек реально чувствует внутри себя. Молитвы о живых или о усопших (и о своём спасении) бессмысленны, глупы, соблазнительны и не полезны если не болит сердце, если оно не плачет о себе и о том о ком просит человек Бога.
Но ещё страшнее и опаснее лицемерного сердца (когда у человека на устах одно, а чувствует он другое) если человек не болеет душой за себя самого, если он не признаёт ЛИЧНОЙ
истинно необъятной греховности перед Господом.
Молитвы некающегося — ничто. Некающийся даже если проведёт в молитвах десятки лет, не получит пользы для себя, он лишь усугубит личную гордость. Другим, также, никакой пользы от его молитв не будет.

image.jpg

23 июня
Молитва, покаяние, неосуждение, мир души, правильное отношение (и правильное обращение) к Богу и к людям (к самому себе), терпение и, тем более, правильная (непрельщённая) Любовь к Богу, ровность мыслей, мягкость сердца — всё это Дело Благодати.
Человеку же свойственно, не благодатью пытаться побеждать, но как бы своими силами и ничего не выходит.
Или нет стабильности (молитвы, неосуждения и прочего), или растёт гордыня, а вслед за ней — непременная возникнет и нестабильность души, или ничего не выходит с добродетелями. Человек понимает что грешит, но не может остановиться.
Весь секрет в том что Господь должен (и только Он один может) делать всё внутри человека правильно. А чтобы Господь Сам стал делать в человеке всё, сам человек должен научиться
НЕПРЕРЫВНО упразднять личную гордость искренним, по возможности, непрестанным покаянием.
.
Вот правильный путь, единственно правильный — покаянием (как бы самоуничтожиться перед Господом). В навыке, настолько глубоко впитать в себя самого самоненадеяние (даже в мелком) и нищету духовную, чтобы не считать себя способным и на земное дыхание без Помощи Божией. 
Всё привязывать к Богу и искать, и искать в себе самом самую искреннюю благодарность Ему за каждую прожитую минуту… И когда в душу твою Войдёт Господь, увидит душа в себе самой НЕПРЕСТАННОЕ действие духов тьмы.
.
Вот в чём заключается парадокс духовной жизни… Не может ни один человек вести правильную духовную жизнь, если он не видит внутри себя гордый «свет» (и самые разнообразные действия и давление) от падших духов. Видеть
в себе самом НЕПРЕРЫВНОЕ действие падших духов столь важно, что если кто не видит в себе самом (окаменения к Богу, неблагодарности Ему и многое из тех статичных демонских действий внутри себя которые неудобно описывать словами), тот НЕ СМОЖЕТ видеть и Господа. Так уравновешивается в человеке два мира. Уравновешивается Господом.
Правильно молящийся подвижник (не сам, но Благодатью) НЕПРЕСТАННО чувствует действие (общей всему человечеству) истинно бездонной греховности ЛИЧНОЙ, и только лишь при условии что он будет видеть бездонный и бесчисленный грех
свой и искренне (без самокопания и рассуждения) оплакивать его в себе, сможет видеть он и Лицо Господа, и лица Ангелов, и чувствовать близость и общение с теми душами что находятся на Небе.

24 июня
Слова…, как мало они значат, как мало они способны передавать глубину переживания. Причём, иногда бывает так, что чем кто более: читает, переосмысливает, говорит и слушает слов о Боге — тем меньшую получает он пользу для себя, и тем меньшую пользу {гордыми словами и мыслями своими} приносит он ближним. Нужна мудрость, чтобы ЯСНО понять что смысл не в словах и не в неких (якобы особо правильных, особо православных) мыслях, но смысл заключён глубже, он заключён в переживании истинной ГЛУБИНЫ слов, он заключён в переживании той мистической силы что зависит — не от человека даже и не от личной (сиюминутной) силы его желаний, но от действия тех духов на его душу что соприсутствуют почти при КАЖДОЙ принятой мысли внутри каждого человека. Раскрывается же сила слов лишь временем проведённым душой в покаянной молитве, тем самым временем что уделяет человек личному общению с Богом.
.
Некоторые, читают говорят и пишут о Боге немало, но их души пусты и усталы, а некоторые (удаляясь от общения с людьми, удаляясь от общения даже с самим собой) убивают молитвой внутри себя все свои внутренние диалоги и погружаются в Тишину мыслей — (нищетой духа своего) погружаются в Природу Бога.
.
Душа неспящая к Богу {даже при мысленном произношении имени Господа} сразу же наполняется Живой Силой Того о Ком она думает, к Кому обращаются её чувства. В кратком слове: «Господь, Создатель, Святый Дух, Троица» раскрывается такая необозримая глубина переживаний и близости к Тому Кто Неописуем словами, что ясно понимает душа… слова в мире Духа ничто… их там даже нет.
Тот, кому довелось (доводится ежедневно слушать и слышать внутри себя) пение Ангелов, знает что Ангелы не пользуются словами, но силой чувств уносят душу слышащих их пение в мир иной, в мир более лучший, более спокойный, более мирный, более прекрасный — чем мир земной.
Так и должна жить
всякая правильно верующая Иисусу Христу душа…, она должна быть очарована Красотой Божиего мира, Красота Бога должна затмить в человеке мир земной. А иначе земной мир и земные влечения увлекут силы души — к себе, в свой мрачный плен.
Блаженна душа Живо чувствующая, ежедневно видящая и любящая Мир Божий более чем мир земной. Такая душа — всегда будет много спокойнее и счастливее души любого земного богача.

2018-06-24_19-23-16.png

26 июня
Это и есть самое сложное. Встретить Дух Бога пройдя сквозь {внутреннюю} личную «Синайскую пустыню».
.
Выходящих на встречу к Богу (желающих обрести Его внутри себя) во все времена было достаточно. А сколько же было тех у кого достало многолетнего
долготерпения для того чтобы реально (Блаженно) встретиться внутри себя с Духом Бога? Ведь там где Дух Божий — там НЕУМОЛИМО будет присутствовать внутреннее (необычайно Устойчивое, Сильное) Блаженство, и если ты не блажен, то с Богом ли ты? Бог ли с тобой?
.
Святитель Игнатий Брянчанинов около полторы сотни лет назад писал: «Благодари Милосердного Бога если в течении жизни встретишь
хотя одного человека который не мешал бы тебе спасаться». Особо это хочу отметить, не «помогал бы тебе спасаться», а хотя бы «не мешал»…
Вот как всё непросто.
В настоящее время, как нельзя более правильным, мне видится такое поведение когда удаляешься от почти всех. Удаляешься умом и сердцем даже от тех с кем стоишь у престола Божия в храме, с кем вместе служишь.
Причём, удалиться нужно грамотно. Никого не осудив, не возносясь своей (мнимой) духовностью. Удалиться ради любви к людям и ради (посильной для тебя) любви к Богу.
Но стоит впустить в своё сердце хоть кого-либо, стоит объединиться (хоть с одним) чьим-либо мнением, разделяющим одних с другими и
возносящих одних над другими, как Уйдёт Мир Божий из души, уйдёт нищета духа, уйдёт теплота молитвы.
.
Так устроена духовная жизнь. Реальный успех в духовном БОЛЕЕ всего зависит от личных молитвенных усилий человека. Не от количества прочитанных книг, но
от времени потраченного на саму молитву, от времени потраченного на Личное общение с Богом. Я по себе это хорошо знаю. Когда дух мой успокаивается? Когда молитва набирает силу? Когда духовное оживает во мне и наполняет чувства полнотой? Лишь когда я один. В лесу. В удалении от людей или же во внутреннем уединении. А что происходит когда включаешь компьютер?
Душа опускается в мир людских разделений, по сути, неволей, человек входит в мир вражды,
в мир гордыни ненавистной Богу, а на фасаде этого внутреннего яда нередко пестрят цитаты из Писания, апостолов, правил и иное…
Очень и очень осторожным нужно быть, в наше время, с приёмом внутрь себя всего того о чем сейчас говорят и пишут о вере, о православии и, тем более, о политике.
Люди утратили осторожность. Послушаешь чьи-либо проповеди и становится мистически страшно от того что человек не видит той опасности Осуждения что нависает над ним САМИМ… Вот что страшно… Страшно когда кто забывает о своей бесконечной ЛИЧНОЙ греховности, забывает о ЛИЧНОМ покаянии перед Богом. Страшно когда я забываю
о своём покаянии, другой — также — о своём.
И никто не имеет права сказать другому (ты неправильно каешься, неправильно живёшь духовно). Каждый сам выбирает свои нюансы и каждый сам же потом понесёт ответ (за свой выбор) перед Богом.

12од3

28 июня
Когда кто желает увидеть свою внешность — подходит к зеркалу и смотрит в него на своё отражение. Когда кто желает увидеть свою душу — молится. То как отражаются в молитве твои чувства — таково состояние твоей души.
Если молитва: радует, бурлит, наполнена живыми сильным (хотя и крайне смиренными) переживаниями при произношении КАЖДОГО слова молитвы, если тело горит Огнём Благодати, особенно лицо и грудь, значит, жива душа твоя к покаянию. Если помыслов нет, если молитва делает мысли твои как несуществующие, если дух соприкасается с Тайной Бытия Божия так что ты ясно чувствуешь внутри себя Величие Того к Кому пылает Любовью душа твоя — значит душа твоя очищена
Милосердием Бога.
Если же молитве мешают мысли, если слова молитвы вялые, если душа не хочет молиться, значит нужен труд над собой. Пусть это будет многолетний труд. Пусть этот труд будет при видимом неуспехе в течении даже десяти и более лет, но доколе не оживёт душа твоя и тело не охватит Огонь Любви к Богу — не успокаивайся христианин. Если Бог в тебе, ты НЕПРЕМЕННО почувствуешь Его Силу, Его Могущество в тебе, Его Милосердие, Силу Его Любви! Бог властелин мыслей человека и Ангелов. Та душа которая с Богом почти не имеет мыслей. Мысли пред Богом ничто и они,
по большей части, они горды и никчемушны, как бы (какие мысли) не пытались казаться важными и Божественными. Бог это Тишина…  Бог это — Непрестанная Тишина и Живой Покой внутри покаянно молящегося верующего.

30 июня
Если всмотреться в современную духовную жизнь в целом (выражаясь модным словечком «аналитически») то можно заметить, о чём нередко писал святитель Игнатий (Брянчанинов) феномен утраты христианского идеала.
Причём, эта утрата (утрата правильной модели поведения, утрата правильных точек отсчёта в основах духовного) произошла не сегодня и даже не в последнее столетие, но гораздо ранее того.
В какое время жил святитель Игнатий? Монастыри были материально благополучны, храмы не пустовали, духовенства было хоть отбавляй, но о чём пишет Богоносный епископ? Он пишет о том что он так и не смог найти достойного духовника, но и здесь и там встретил недоумение, плотское отношение к вере и иное. Идеал же он нашёл лишь в древних книгах.
Эти
идеалы просты, но они забыты. Они пренебрегаемы были преобладающим большинством как священства, так монахов и мирян во времена святителя Игнатия, пренебрегаемы по той простой причине что они (заповеди Евангелия) ТРУДНЫ для их реального исполнения. Души наполнились самооправданием.
В настоящее время многие иноки и миряне ищут духовное руководство, но интуитивно понимают что истинного проводника своей душе к Богу найти они не могут. Более менее добросовестных батюшек, монахов, мирян — встретить можно, на приходах и в монастырях, нередко, но чтобы Дух Божий явно Действовал через кого…, о таком приходится (иногда) слышать, но в живую… этого почти нигде нет.
Мир славит некоторых, но эту славу можно ли считать истинной? Вот и приходится душе искать путь спасения, точно также как и святителю Игнатию полторы сотни лет назад, лишь по древним книгам, лишь по книгам тех авторов которых прославила Церковь во святых. Современных же авторов (к которым я отношу и себя) нужно воспринимать с разумной осторожностью.
И чем дальше отступает человек от древних идеалов христианства и от правильных точек отсчёта, от таких законодателей духа как: Великий Арсений, Макарий, Сисой и другие, тем скорее душа сойдёт с нелёгкого
узкого пути ко Христу. Это нужно усвоить хорошо всем кто хочет спасти свою душу в наше время… Мир сошёл с умаВсе совратились и пример {правильные ориентиры} нам нужно брать не с современных нам священников, монахов и мирян, но ТОЛЬКО ЛИШЬ с тех древних святых что известны нам лишь по книгам.
Кто-то может сказать что брать пример с древних святых духовно опасно. Что можно возразить на это?
Вести расслабленную внутреннюю жизнь, на мой взгляд, ещё того духовно опаснее, да и пусть КАЖДЫЙ сам посмотрит внутрь себя. А он чувствует ли реальную близость к Богу? А блажен ли он? Покоится ли душа его в
Надёжных Недрах Любви Бога? Если нет, то стоит ли рассуждать о том что духовно опасно, а что нет? Впрочем, каждый сам избирает для себя ориентиры…
И не стоит забывать…,
отсутствие четких духовных ориентиров внутри себя это тоже ориентир, ориентир указующий путь во тьму.

ДНЕВНИК за ИЮЛЬ

Написать письмо или оказать помощь автору