Дневник (июль 2018)

Переход к ДНЕВНИКу за ИЮНЬ

2 июля
Когда в душе возникает какая-либо неясность или же томление, духовно опытный человек не перебирает суетливые мысли, как это принято у большинства, и ищет ответ не в своем уме, а выделяет время на молитву.
Молитва, пусть не сразу и не вдруг, но только она одна может расставить правильные внутренние акценты. Только молитва может дать силу для живого покоя в Боге. Молитва делает душу долготерпеливой. Молитва очищает чувства и делает ум человека благоразумно молчащим перед путями Божиими.
Верующему следовало бы уметь в навыке находить силу и покой не в себе самом, но в молитве, потому что умеющий смиренно и правильно молиться не боится почти ничего.

2од1

3 июля
Сказал духовнику на исповеди, что домашние заботы заметно снизили качество моего покаяния. Пожаловался, что молитва стала не такой, какова была во время моей продолжительной болезни, когда почти ничего не делал, но больше молился.
Отец Алексей не стал меня упрекать за снижение молитвенного накала и не стал давать наставление, как исправить положение, но сказал простое:
«Домашние заботы не послужат нам оправданием перед Христом» и, ничего более не прибавив прочитал разрешительную молитву, благословив готовиться к Причастию.
.
Вот таким, я думаю, и должно быть истинное наставление о духовном. Несложным, точным и без тени осуждения.
Духовник указал на НЕИЗБЕЖНОЕ следствие моей молитвенной расслабленности, и души коснулась спасительная тревога за себя… А ведь действительно, нужно собраться и распределить работы по дому так, чтобы духовное не подавлялось вещественным, чтобы душа не ослабевала столь весомо в молитве покаяния, не ослабевала так, чтобы я чувствовал внутри себя пустоту.
Чувство внутренней пустоты — грозный признак. Если в душе возникают пустота и томление это значит что душа моя удаляется от Бога, это значит, ум удаляется от покаяния, удаляется от сокрушения духа, к которому он привык. Одно лишь отсутствие сокрушенной молитвы в течении земной жизни — это ведь тоже грех, и грех немалый, если он рождает внутри меня предчувствие адских мучений. Впрочем, современному человеку не свойственно спрашивать строго с самого себя, но… как же это всё-таки важно: даже и не пытаться начинать жить «как все».

6гл4

4 июля
Входя в храм, всегда произношу одну и ту же молитву, рождённую из глубины души: «Слава Тебе, Господи! Это не я пришёл в храм, но Ты привёл меня сюда». Истинность этой молитвы заключается в ясном осознании, что если бы не Сила Божия, не в храме бы я был в этот день, но служил бы каким-либо порокам при моих жёстких наклонностях к различному греху.
И тут чем более в искренних чувствах душа моя воздаст славу Богу,
чем усерднее унизит сама себя, тем более получит Благодати. Но стоит мне принять в себя лишь самую малую тень самодовольной мысли: «Я сегодня пришёл в храм»…, как отступает из-за этой гордыни блаженный покой души:
вот как духовный мир чувствителен к самовосхвалению! Даже самая малая тень самодовольства мгновенно лишает душу прежнего блаженного молитвенного покоя. Когда же душа славит не себя, но Бога, то она получает большую милость. Эта милость настолько велика, что нет ничего радостнее и покойнее, чем то, что приносит душе смиренно совершаемое славословие Богу или любая другая православная молитва.
Впрочем, и в славословие Богу дьявол как-то ухитряется втиснуть нечто своё, высокомерное, гордое, ненавистное Богу.
Нужно искать искреннее, не перед людьми, но пред Богом всегдашнее самоуничижение. Нужно искать искреннее сокрушение в чувствах перед Богом, потому что ТАИНСТВО молитвы не в словах заключено, сколь бы правильными слова не были бы, но в чувствах — искреннего и сильного ПОСТОЯННОГО самоукорения, в чувствах искренней ВСЕГДАШНЕЙ болезни о всём своём.
.
«Отче наш» можно прочесть так гордо или сухо, что этому будут радоваться только бесы, если читать с высоким мнением о себе или начитывать какую-либо молитву по подобию индуистских мантр.
.
Обучить себя правильному чтению молитвы «Отче наш» так, чтобы это приносило душе явную (даже и для тела) Благодать от Бога — искусство, которым овладеть непросто. Этим искусством владеют немногие: лишь те, кто положил годы внутренних усилий над собой, предваряющих правильную молитву,
лишь те, кто приобрёл нищету и сокрушение духа у Бога.
.
Правильно читаемые молитвы, правильное крестное знамение приносят душе и особенно телу особую радость, особый явный покой и Благодать, тот самый «прохладный огонь», который невозможно спутать ни с каким иным чувством или наслаждением.

3ом1

5 июля

ozero-lodka-kupalschiki-derevya.jpg

6 июля
Встреча с подвижником может изменить жизнь, но произойдёт это лишь при том условии, что человек отыщет возможность устроить свою жизнь по примерно тем же правилам, по каким старается жить подвижник.
В иных же случаях ты можешь встречаться с подвижником ежедневно, можешь о чём-то говорить с ним, но его внутреннее богатство пройдёт мимо твоих чувств, пройдёт незамеченным мимо твоего ума и мимо твоего духа. Ты так и не узнаешь, Кто перед тобой, потому что объединять по-настоящему может лишь общий образ мышления, который необходимо выстрадать долговременным, многотрудным, усиленным, покаянным, молитвенным, внутренним духовным трудом.
.
Лучше, когда встречаются два подвижника, примерно равные друг другу по духовному преуспеянию (читай:«равные по смирению»).
Блаженство таких встреч описать словами невозможно. Да и не нужны становятся слова. Молчание, именно, совместное молчание много теснее единит сердца людей, чем любые, пусть даже самые правильные слова, потому что
слова — это как «пена» на устах духа, пена, не стоящая ничего, по сути — пустота.
.
Нередко слышу в проповедях слова: «братья и сёстры…», и меня это внутренне коробит… Ведь все ясно понимают, насколько глубоко нас всех разъединяет грех и насколько в реальной жизни мы далеки друг от друга как духовно, так и по условиям жизни.
Большинство из нас мертвы духовно. Не думаю, что есть те, кто не осознаёт этого… Какие же мы братья и сестры?! Братьями и сестрами нас может сделать лишь Дух Христа, но имеем ли мы Его в себе?
Тот, кто имеет Дух Христа, — скромен, молчалив, почти ни во что не вмешивается, а если кому и помогает, то помогает просто, тихо, без суеты, без многословия.
.
Вот и живём мы в обществе якобы верующих на приходах и в монастырях, где религия может быть превращена или в обряд, или в актёрство, а духовное единение испытываем очень и очень редко, а некоторые из нас — и никогда.
Стоит ли удивляться, что храмы наши пусты (особенно на вечерних службах)? В храмах есть Дух, Он действует в Таинствах, как действовал во все века истории, но лишь там Дух Божий ЯВНО проявляет Себя, где живая душа готова распять свои бесчисленные «хотелки» ради страданий Иисуса Христа.

LXJ5Wjrlvlw.jpg

7 июля
Одно из наиболее важных качеств верующего, которому многие не отдают должной цены, — это умение отделять внутри себя движения своей души от тех движений, что даёт душе Бог. Всё, что от Бога, приносит в душу большой покой, умиротворяет совесть, делает блаженными чувства человека.
Но когда человек прислушается внутри себя к действию Благодати, то может обнаружить, сколько бесчисленно много в нём греховного, и от всего этого ему нужно будет отказываться. И делается страшно, начинают одолевать сомнения: как же я смогу жить без греха? Это нельзя, то нельзя и это нельзя… И душа делает сознательный выбор. Без близости к Богу останется она? Или же, отрекшись почти от всего личного, примет внутрь себя Божественного Гостя и Творца своего — Иисуса Христа?
Мы все каждую секунду своей жизни делаем этот выбор. Останемся ли мы сами с собой и со грехом, то есть, оставшись прежними, не дадим возможности жить внутри себя Богу, или же, во многом утратив себя, твёрдо решим жить со Христом и здесь и потом? Ведь для того, чтобы научиться жить с Богом и внутри Него, человек непременно должен весьма и весьма измениться, он должен будет как бы сгореть в огне Благодати покаяния, и без этого внутреннего, почти полного, мысленного и чувственного самоуничтожения приблизиться ко Христу невозможно никак!
И выбор, с кем мы будем здесь и там — со Христом или со своими прежними нашими греховными привычками — мы должны успеть сделать здесь и сейчас.
.
Это очень и очень важно: умение отличать внутри себя голос Христа, дающий душе покой и удаляющий из чувств и мыслей все излишние и греховные, гордые движения, от всего того, что рождено внутри наших мыслей и чувств не от Бога.

16од8

8 июля
Если не вести напряжённую ревностную, по возможности непрестанную покаянную жизнь в Боге, то разум любого человека непременно крепко-накрепко заснёт к истинам святого Писания. Ум заснёт к Богу по действию сатаны внутри человека! Теплохладная душа станет слепой и глухой к любым предупреждениям о загробной участи в вечности именно потому, что сознательно (и тем более подсознательно) человек САМ ничего не пожелает знать о том, что его будет ждать по смерти его тела и о будущем Страшном Суде… В этом вся горечь Суда Божия над человеком… Человек сознательно сам выбирает себе жизнь вдали от любящего его Бога.

9 июля
Не знаю, многие ли ясно осознают это, но отсутствие сокрушения духа в человеке — это мать большинства грехов в человеке.
Человек, сокрушённый духом, станет ли осуждать кого? Станет ли спорить с кем (пусть даже и о вере)? Станет ли блудить? Станет ли раздражаться? Станет ли возноситься своими качествами и талантами? Станет ли актёрствовать перед людьми? Станет ли эксплуатировать кого? Станет ли обманывать? Станет ли гордо проповедовать о Боге? Будет ли ненавидеть? Ответы напрашиваются сами собой… Но где, кроме как у святых отцов церкви и в Евангелии, мы найдём проповедь о крайней необходимости сокрушения своего духа, проповедь о невозношении, призывы к постоянному осознанию того, что грешник — это прежде всего ты сам? В миру — нигде.

UawZTIYVK2M.jpg

10 июля
Задумываясь о термине «воинствующая церковь», прихожу к выводу, что воинствовать мне нужно лишь с тем грехом, который ежедневно проявляет себя внутри меня самого. Те же, кто «воинствует» с пороками ближних и, тем более, с пороками общества, не забывают ли они (а может, и не знают?), сколь далеко пока ещё сами они отстоят от истинной Любви Божией? Ведь Любовь Божия желает спасения всем, всем без исключения! Но как соблазнителен суд над ближним прежде Божиего Суда!.. Соблазнителен настолько, что многие из нас не могут удержаться и смирить свой ум. А ведь смирение (безмолвие) ума в навыке — великое блаженство!

7об3

11 июля
Для достижения глубины в духовном помимо православной веры необходимы три обязательных дополнительных условия:
1) Большую часть времени тратить на молитву к Богу, чем на чтение, размышления и, тем более, общение. Общение с ближними — почти всегда опасность. Ведь или вознесёшься умом, или кого осудишь ненароком, или скатишься на поверхностные слова и мысли. Глубина же веры требует прежде всего покаянной, сокрушённой молитвы о себе самом. То есть, покаянной уединённой, напряжённой ВДУМЧИВОСТИ.
Духовник учил меня: «Если мысли мешают молитве — нельзя принимать их, какими бы «божественными» они ни казались».
Всё, что от Бога, делает ум мирным, душу — покойной, молитву — всё более и более глубокой. Если же пошла торопливость, если началось отвлечение от духа покаяния, то это не от Бога, но от самого сатаны.
2) Размеренный быт. Очень важно упростить свой быт так, чтобы он стал несложным. Сложный быт потребует усилий для его поддержки, и человек, хочет он этого или нет, но отвлечётся от блаженного постоянства в покаянной молитве.
3) Невысокое мнение о себе самом. Оно по умолчанию ограничивает душу от ненужного общения, от споров и от конфликтов с кем бы то ни было.

5ом8+

12 июля
Если молитвенно вникнуть внутри себя в простое, то может открыться необозримая глубина внутри самого на первый взгляд несложного, например:
1) М
олитва может быть наполнена глубинным скрытым окаменением к Богу настолько объёмно внутри души, что на избавление от этого окаменения придётся потратить десятки лет труда над собой, а то и всю свою жизнь, до последнего земного вздоха.
2)
За доброжелательностью может скрываться любовь к человеческой славе.
3)
За искренним покаянием — тонкий яд гордого мнения о себе.
4)
За ширмой нашего внешнего поведения, поверхности мыслей и чувств можно увидеть ад, а иначе и не бывает: лишь тот, кто признаёт наличие всей глубины ада внутри себя, может видеть лицо Бога.
Стоит ли забывать о том, что святые видели в себе грех и непрестанно плакали о нём?
Лучше ли мы их, если не плачем о себе?
Очистить себя Благодатью и милосердием Христа очень и очень сложно. Это труд всей жизни. И чем более очищаешь себя, тем более видишь в себе немощей, тем более видишь свою истинную принадлежность аду и любовь ко всему злому. Тем более видишь в себе немощь избавиться от холодности к Богу и от окаменения к людям. А это так и должно быть.
.
Зрением тайного греха в себе самом человек смиряется, учится неосуждению, смирению, а по сути — правильной любви к людям, учится состраданию ко всем, кто бы как себя ни вёл.
Но это трудно: жить в двух мирах — в Боге и в мире греха одновременно, а многим, очень многим из нас хочется, чтобы раз-два — и был чист пред Богом, пару раз сходил на исповедь — и стал святым. Так не бывает.
Святость — это прежде всего видение греха в себе самом, того греха, который большинство из нас в себе не видят и не признают, потому что не хотят признать в себе любовь к аду.
Святость — это когда не ты сам, но Господь ПОПИРАЕТ внутри тебя грех, в чём-то освобождает тебя от сил греха, но попирает и освобождает именно Бог, а не ты сам.
Ему же слава во веки!
.
Кто-то взял черно-белые краски
И закрасил цветы на траве,
Вместо лиц раздарил людям маски,
Не забыв подарить маску мне.
.
А мне хочется видеть цветы,
Сбросить с трав черно-белый туман.
А мне хочется простоты
И любви,.. но в любви — обман.
.
Потому что убивший цветы —
Он во мне, злая часть меня,
Так чего ж моя жаждет душа,
Не имеющая огня?
.
Она жаждет Божьей Любви,
Но ведь Бог же и так любит всех.
Почему же тогда вокруг
Черно-белый на травах цвет?
.
Почему даже с мыслей людей
Не снимаются маски?
Почему во Вселенной моей
Черно-белые краски?
.
И я тихий услышал ответ:
«Мир одет в черно-белый туман
Потому, что лишь Божий Свет
Не содержит в себе обман»
.
И тогда я пришел ко Христу,
Поклонился у ног Его,
Бог развеял мою темноту,
Дал мне дар — видеть цвет цветов!
.
Я увидел страданья людей
И открыл сокровенный смысл:
В черно-белой Вселенной моей
Бог всегда мне Светом светил.
.
Только Света не видел я,
Видел я лишь туман на цветах.
Видел маски я там, где их нет,
И носил от неверия страх.
.
В черно-белый мой темный мир
Бог пришел и открыл мне глаза,
По щекам моей грешной души
Потекла не моя слеза.
.
И родился стих чёрно-белый
Белой буквой на черном листе.
Знаю я, я поэт неумелый,
Но мне лучшего — не суметь….

13 июля

Дн июль.jpg

14 июля
Частое нахождение в интернете портит вначале молитву, а потом и душу. Молитва углубляет чувства, а интернет, даже если читать лишь одно православное, — расплёскивает силы души и ум по поверхности предметов. Молитва углубляет ум, делает его покойным, а частое чтение о духовных предметах делает душу мелкой. Часто читать полезнее всего молитвослов.

TEHk0zcl204.jpg

15 июля
В настоящее время многие на эти «грабли»наступают и ломаются духовно. Им кажется, что можно, почитав святые книги, стать чище, но это не так. Нужен терпеливый и длительный труд над собой, и душа очищается очень и очень небыстро

16 июля
Как страшен грех гордыни и самомнения, и как незаметно он вкрадывается в мысли!.. Вроде и ничего такого, а посмотришь внутрь себя, — там горделивая самооценка, там НЕПРЕРЫВНОЕ тонкое возношение над многими людьми, там нет сокрушения духа, а если оно и есть, то ловишь себя, к примеру, на превосходстве перед теми, кто не молится.
И с
коль много лет, как тщательно внутрь себя ни смотри, а всегда есть место для личного покаяния.

21 июля
Может показаться нелогичным, но наибольшую радость и покой Божий душа моя получает в дни, когда физическая боль становится едва выносимой. Во время болезни душа делается недоступной для большинства грехов, и от этого она делается сильной в молчании и устойчивой покаянных молитвах. Покаяние приводит к блаженству. Найду ли силы осуждать кого, когда все силы души моей — сконцентрированы на борьбе с болью? Стану ли спорить с кем? Пожелаю ли строить гордые планы на будущее, если болезнь не даёт мне надежду на то, что завтра наступит новый день для меня? Захочу ли возноситься над кем-либо? Потянет ли к развлечениям? На служение суете, славолюбию, сребролюбию болезни отнимают у меня и силы, ни возможности. Не в молитву ли буду вынужден углубиться я, даже и помимо воли своей? Не усилю ли молитву, чтобы Господь послал мне терпение чтобы вынести боль? Мало ли полезного получает душа моя при болезни? Нет, не мало. Болезнь — это движение к Богу, если принять её правильно.

26 июля

3ac27e905fa2dd71c53fef6924ae2366.jpg

29 июля
В наше время необходимо вырабатывать в себе умение оставаться самим собой перед Богом, перед людьми и перед своей совестью. Ведь если вглядеться повнимательнее, то можно без труда увидеть, что и тут и там, и в сети, и в реале нам навязывают различные разделения по тем или иным социальным, политическим и религиозным признакам, внушают исподволь, что мы не должны быть людьми, не должны быть самими собой, но лучше быть разделенными политикой, религией и иным.
Кто — как, а я с грустью вижу, что в подобных разделениях ничего полезного не происходит. Но только лишь одни гордецы пытаются показать другим гордецам, что они правильные и самые лучшие. Верующих (и неверующих) дьявол усиленно разделяет на множество партий, на различные течения мысли и т.п. Одни осуждают одних. Другие оправдывают других. Но в большинстве случаев ни осуждения, ни оправдания к христианству совсем уж никакого отношения не имеют. Для того и нужны внутренняя независимость и свобода, чтобы понять, что многие из религиозных разделений — это ПОДДЕЛКА под религиозную жизнь, и что ничего хорошего в большинстве споров и разделений нет.
В наше время важно уметь оставаться вне разделений и в мире со своей совестью, в мире с самим собой, в мире с людьми и с Богом. Пусть каждый живёт так, как он сам считает правильным, мне же, милее всего — искренне молиться о спасении и о вразумлении всех, и молиться так, чтобы НЕ ВНИКАТЬ во внутреннюю жизнь кого-либо, молиться, НЕ ПРИМЫКАЯ ни к одной из грызущих друг друга человеческих партий.

gzrJxpDNQzU.jpg

30 июля
Не знаю ничего более нужного для души своей, чем видеть себя худшим всех. Но как это на самом деле нелегко: почитать себя худшим всех! Не при людях, но перед Богом и перед своей совестью. Ведь Бог не примет актёрства. Людей можно обмануть. При особых «талантах» в чём-то несуществующем можно убедить даже и себя самого (например, в том, что душа уже достигла истинного смирения), но найти такое внутреннее предстояние перед Богом, когда ты искренне ненавидишь себя самого, искренне презираешь себя и искренне каешься за КАЖДОЕ прожитое тобой мгновение жизни, за то что живёшь не по Евангелию, найти такое внутреннее, в навыке, сокрушение духа и искренне жить им — это то же самое, что найти самого Бога, это то же самое, что истинно встретить и увидеть Его перед собой лицом к Лицу. И тогда человек опытом познаёт блаженство нищеты Христовой духовной. На самом деле, в духовной жизни всё очень и очень просто: если душа твоя не блаженна и тело твоё не плавает в блаженстве Благодати Божией — значит, ты пока ещё далёк от Бога. И знай, что ты не встретишь Его до тех пор, пока не научишься искреннему самоуничижению и по возможности непрерывному покаянию в навыке.
Мне покаянию в навыке помогает жить зрение греховности своей. Зрение не своим умом или чувствами, но Умом и Чувствами Бога. Воистину в человеке всё достойно великого и бесконечного плача, достойно плача хорошее и, уж тем более, достойно плача плохое. Всё должно быть оплаканным перед Богом, и если духовного плача, всеобъемлющего, искреннего плача в человеке о себе самом нет, — это значит, что он пока ещё не знает самого себя, это значит, что пока ещё не созрел он для плодотворного покаянного молчания перед Богом. Ведь если ты идёшь к Богу, не онемев от глубины греховности своей, неожиданно раскрывшейся перед тобою Духом Бога, то можно сказать, что пока ещё напрасно идёшь и не пришгло время твоего истинного блаженства… Господь же принимает лишь тех, кто приходит к Нему как блудный сын и мытарь, остальные… могут лишь обольщаться тем, что они якобы приходят к Нему, и что Он якобы слышит их…

1413797612_3276105512_b.jpg

ДНЕВНИК за АВГУСТ

Написать письмо или оказать помощь автору