(Личные духовные ошибки) 3 \заключительный\ раздел

(ЛИЧНЫЕ ДУХОВНЫЕ ОШИБКИ) 2 раздел

55р8.jpg

(ЛИЧНЫЕ ДУХОВНЫЕ ОШИБКИ) 7 часть (3 \заключительный\ раздел)

(развитие правильного сердечного чувства)
От автора:
Тот кто внимательно читал мои прежние тексты, наверняка, заметил отсутствие практических советов о духовной жизни, но что всё озвученное мной носит лишь мягко описательный характер. То есть, каждому читающему я предлагаю как бы некие малые «кирпичики» для развития его самостоятельного мышления. Конкретных же рекомендаций, о том как нужно молиться, сколько кому и каких молитв читать, как каяться и как правильно понимать каноны Писание и отцов у меня не только нет, но их никогда и не будет. Также, я никогда не освещаю религиозные разногласия и никогда никого не критикую за богословские неточности, считая что моя искренняя молитва о заблуждающихся много более принесёт пользы как мне самому, так и тем за кого я молюсь. Также, и в этой статье, оставаясь до конца верным себе, я дам лишь такое описание что будет способствовать развитию самостоятельного мышления. Но о практических руководствах (и о технике вхождения в сердечное место) прямую речь я вести не стану, а если что-то и скажу, то лишь как информацию к личному размышлению и оставив сказанное мной на личное усмотрение каждого. И если у кого достанет терпения до конца дочитать эту (заключительную мою) серию статей о сердце, тот и сам, без труда, поймёт почему я ТАК старательно избегаю конкретных духовных рекомендаций. И конечно же, мысли изложенные мною ниже я не позиционирую как самые-самые правильные, и уж тем более как самые что ни на есть истинно православные. Как и любой другой человек, просто по умолчанию, я не могу избежать тех или же иных духовных заблуждений и ошибок.


Сердце человека, на мой взгляд, совсем не тот орган о котором мы могли быть знать всё. Оно до невозможности просто, и оно же, до неизмеримости сложно одновременно. Сложно, потому что Бог и Создатель человеческого сердца — неизмеримо мудр. Если я люблю Бога или же какого-то человека — то я не могу не чувствовать это, в этом простота. Если же я холоден к Богу или к кому-либо, и если я раздражён и нет внутри тепла, то и это я вижу — и не могу не видеть этого, в этом тоже простота. Если же я загляну с помощью Бога в своё сердце глубже, то там я увижу (об этом речь пойдёт в последующей статье).
И я, исходя из той Божественной простоты которую вложил в моё сердце Иисус Христос, ЕЖЕМИНУТНО делаю свой выбор.
Согласен ли я с нелюбовью к Богу внутри себя и с нелюбовью к кому-либо из людей, или же нет? Если, с холодом внутри себя я несогласен, то я борюсь с этим холодом и тьмой не только личными усилиями не принимать в себя этот холод, но более побеждаю холод к людям в себе усиленной покаянной молитвой перед Христом. И в этом случае, побеждает тьму во мне уже не сколько моя воля и желание, но более Воля Божия, призванная моими частыми скорбными молитвами.
.
Вот моё сегодняшнее правильное понимание сердца и мой внутренний девиз при работе со своим сердцем: «Бог создал моё сердце и Он один только и знает внутри него всё», а моё дело.., моё дело только лишь принуждать изо дня в день и из года в год, из десятилетие в десятилетие жить своё сердце Евангелием, принуждать его как можно чаще думать о словах Иисуса Христа. ЭТО И ЕСТЬ ПУТЬ!!!
Не сразу обучился я смотреть в своё сердце не своим умом, но глазами покаянной молитвы. И то что я там увидел, и теперь уже вижу внутри себя почти непрерывно — совсем несимпатично.
….
….
Я вижу внутри себя непрерывную греховную тяжесть и непрекращающееся ни на одно мгновение внутри моих сокровенных чувств томление адское. Это томление ада есть (думаю, что в каждом человеке), но люди не хотят признавать в себе эту тяжесть, не хотят преодолевать её в себе и поэтому они ищут бесконечного забвения с помощью нескончаемых развлечений и увлечений земными заботами, но это личный выбор каждого и я не судья никому.
….
….
Про себя же самого я знаю — моё сердце это всего лишь арена ЕЖЕМИНУТНОЙ борьбы за мою душу между дьяволом и Богом. Моё сердце и каждое рождающееся во мне чувство и мысль это предмет НЕПРЕСТАННОГО спора между адом и теми кто спасён Христом от власти (сложно постижимого для любого из людей) греха. Дьявол умнее и опытнее меня. Это-то и принуждает меня искать ответы не в себе самом, не в своём уме и чувствах, но у Христа — многими покаянными многолетними молитвами моими. Я, может быть и не хотел бы этого, но я стал почти непрерывно чувствовать внутри себя боль от живущего внутри меня (после падения Адама общего всем людям) бездонного греха. Вот в этом-то теперь и стал заключаться мой ПРАВИЛЬНЫЙ способ познания самого себя. Я, глазами Ангела-Хранителя моего, стараюсь непрестанно видеть в себе самом грех, стремясь оплакать его перед Богом прежде моего перехода в Вечность, потому что за гробом покаяния н
ет.
Боль греха Богоотступничества, для меня это давно уже не предмет веры, но предмет ежедневного многолетнего внутреннего опыта, и избавиться от греха Богозабвения, я могу лишь только сам (покаянной молитвой к Богу) и пока я жив.
….
….
В настоящее же время, среди православных, витает, на мой (возможно ошибочный) взгляд, УЖАСНЫЙ демон высокоумия, который принуждает людей искать ПРАВИЛЬНЫЕ выводы о религии и ПРАВИЛЬНЫЕ выходы из сложных жизненных, молитвенных и мысленных ситуаций.
Но путь спасения души человека таков, что БОЛЬШАЯ и ОСНОВНАЯ часть всех тех трудностей что приходят к человеку, могут разрешиться ТОЛЬКО лишь его личным терпением в скорби.
То есть!
Все и почти любые недоумения внутри человека могут разрешиться только лишь МНОГОЛЕТНИМИ молитвенными усилиями самого человека. Человек сам должен, в терпении дождаться, чтобы (призываемый душой Господь) МАЛО ПОМАЛУ РАЗМЯГЧИЛ сердце и чувства человека и освятил его ум Своей Святой Волей. А слова и наставления, даже если эти наставления вычитаны в писании и у святых отцов, это только лишь слова… Слова мало что меняют всерьёз. Изменить же всерьёз может себя только сам человек если он проявит постоянство в своём молитвенном покаянном стремлении к Богу.
.
Я всегда стараюсь настраивать себя не на поиск гордого и быстрого решения личных затруднений в какой бы форме и в каком бы виде ко мне они бы не приходили, но настраиваю себя на пожизненный УПОРНЫЙ труд над самим собой — и только при этом настрое, в ум мой могут прийти ответы от Бога на многое и многое. И как это я знаю из опыта, пришедшие ответы будут не только СОВСЕМ не такими какими они представлялись мне прежде, но они будут даже и не из той области, и, по большей части эти ответы невозможно будет облечь в словесные формы, столь они будут просты и сложны одновременно.
А так.., чтобы я когда-либо прочитал ответ в книге или же узнал (абсолютно исчерпывающий ответ) на своё недоумение из общения с духовным человеком — и этим я МИНОВАЛ БЫ период личного долгого терпения в молитве, так чтобы одни лишь только беседы или же книги могли сделать меня духовнее и разумнее, я в такие «чудеса» давным давно уже не верю.
Да, чтение наставлений святых и регулярное прослушивание их проповедей может изменить к лучшему как моё сердце, так и сердце любого другого человека, но происходить это будет ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ медленно!
….
….
Другие пусть думают как сами это хотят.
Пусть они хоть всю свою жизнь читают святые книги и Писание в поисках самой самой православной истины, по их мнению, но я знаю точно — что
из преобладающего множества моих искушений нет никаких иных выходов, кроме как только лишь если я личным долготерпением находящее преодолею с верой в то что ничто мысленное и ничто в мире физическом без Воли Божией меня коснуться не может, и что всё то что моей души касается — всё это, для меня будет только лишь к лучшему, потому что я искренне ищу Бога.
.
Вот это-то и было основной ГРУБЕЙШЕЙ ошибкой моей при моих начальных экспериментах со своей чувственной и мыслительной областью. (Не будем забывать что сердце человека названо Самим Господом как орган в которое входят и из которого исходят мысли) …. я считал себя способным на ПРАВИЛЬНЫЕ чувства и мысли к людям, к себе и к Богу, а делать это мне нельзя было.
В моей повести о сердечной молитве Иисусовой (повесть легко находится через поисковик текстом «Сергей Михайлов повесть о молитве Иисусовой») нет описания техники вхождения в сердце по двум причинам.
Во первых, вход непосредственно в моё сердце открылся не моими волевыми потугами и не моими личными усилиями, но силой молитв иеромонаха наставлявшего меня в этом. Я ведь и сам не хотел заниматься сердечной молитвой, считая себя, по всему неготовым к этому способу молитвы.
Во вторых, саму эту повесть я писал уже проведя в сердечной молитве значительное число лет, после которых у меня появились очень и очень веские основания молчать о частностях, просто потому что лично для меня, как раз частности-то и оказались неважными.
Взять, к примеру, указание святых отцов о том что сердечное место находится у человека чуть ниже левого сосца. Или же если вникнуть в рассуждения святителя Игнатия (Брянчанинова) о том что на верху сердца располагается духовная сила, чуть ниже (если исходить из анатомических размеров сердца то это будут сантиметры) находится сила более грубая, а о самой же нижней части сердца, святитель Игнатий говорит как о месте действия животных страстей.
Но ничего подобного я НИКОГДА не испытывал на своей личной практике. Во время молитвы лично у меня в левой стороне груди ничего никогда не отзывалось, а если покаянные мои чувства набирали силу, то я обращался к Богу всем существом своим, так что даже и тело моё, и то, как бы всё в целом устремлялось к Богу. Болит же при искреннем покаянном устремлении к Богу у меня не только сердце, но и голова и грудь (центр груди) и вообще всё тело, и при этом мне совершенно всё равно где находится моё внимание. Пусть даже оно было бы даже и в пятках моих, это ничего не изменило бы внутри моих чувств, потому что чувства мои и мысли, это и есть истинное сердечное устремление моё, о непростоте и о простоте которых я буду подробнее говорить в последующей части стат
ьи.
Почти единственным временным плюсом от нахождения моего сознания (или же центра моего самоощущения) внутри сердца моего (там где бывает особо больно на усиленной молитве) было лишь то что находясь там умом своим, я утрачивал способность о чём-либо постороннем мысленно мечтать (мечтания же, могли естественно мешать мне детальнее вникать умом в чувства и слова молитвы). Вот это-то, очень и очень ВЕСКОЕ «но» и исключило, лично для меня, желание постоянно держать моё самосознание в центре моего физического сердца. Ведь
когда я привык к молитве, то, с годами, мечтания сами по себе перестали тревожить мои мысли, абсолютно независимо от того в каком месте моего тела находится (или же находилось) моё сознание и этот вопрос отпал за ненадобностью, у меня лично, сам по себе.
А
вот стал бы я сейчас как-то особо сосредотачиваться на голове своё внимание или же на гортани, там где произносятся слова моих молитв, или же на каком-то районе своего анатомического сердца! Думаю, что этой глупостью я Бога-то ведь не удивил бы, а вот себя я испорчу это уже точно.
Богу нужно моё сердце в самом что ни на есть широком понимании этого слова. Иисусу Христу во мне нужно Его Таинственное сердце — что было бы создано и ВОССОЗДАНО Им же, но НИКАК не моё голое внимание внутри моего физического сердца, да ещё и с точностью до сантиметра!
Богу нужны мои чувства и моё мысленное устремление к Нему.
Богу нужно: моё (точнее, данное Им же) смирение. Богу нужна моя (точнее, данная Им же) нищета духовная и моё желание познавать себя не своим падшим умом, но Его Умом. Бог ждёт от меня когда я НАУЧУСЬ обращаться к Нему Тайнодействием Его Духа, а не своей падшей волей и не своими (осквернёнными падением Адама) ГОРДЕЛИВЫМИ чувствами к Нему и к людям! Вот что ждёт от меня Господь.
Он ждёт от меня возможности войти Духу Его внутрь меня и там устроить Себе Молитвенный дом Свой.
Вот это-то и было моей второй ГРУБЕЙШЕЙ ошибкой на молитве. Я давал добрую цену своим чувствам и мыслям и этим уподоблялся тем католикам и тем духовно малоопытным православным которые ищут истину мистически не у Христа, но внутри собственных, горделивых и не преображённых благодатью Божественного и непостижимого смирения, молитвенных чувствах. В голове же моей бродили великие массы «умных» мыслей: о Боге, о святых, о смирении, о духовных понятиях и о православии, но себя-то я ведь так и не смог обмануть…
Всё это моё «духовное» «великолепие» раз за разом и год за годом, а потом и одно десятилетие за вторым…, только лишь и передавало меня из «рук в руки» от одного мысленного падения к последующему, так, что вместо духовного роста и вместо приближения к Богу, я лишь всё дальше и дальше удалялся от Иисуса Христа, просто потому только лишь, что опять же, наверное, почти что ВСЕ мои мысли и почти ВСЕ мои чувства к Богу (и перед Богом) основывались на моём добром мнении о самом себе, 
основывались на моей горделивости — которую я в себе не понимал.
Это печальное моё положение помог мне направить в более разумное русло разговор с одним из подвижников веры, монахом которого я близко знал, в то время что я был послушником в монастыре и готовился к монашескому постригу.
Вот что он мне сказал.
— Как(?) в тебе может быть хоть что-либо правильным перед Богом, когда даже о величайшем из пророков Иоанне Крестителе (
в Евангелии от Иоанна первая глава восьмой стих. Прим автора) сказано что «он не был свет», ну а само Евангелие как начинается, так и заканчивается словом «покайтесь»!
— Как же я буду молиться тогда, если буду уверен что во мне совершенно всё неправильно и греховно? — возразил я.
— С покаянием молись. Ищи только покаяния и только смирения перед Иисусом Христом и ничего другого. Если покаяния у тебя нет, то совсем ничего и не будет. И если покаяние твоё ослабляется на молитве, значит ты пока ещё не знаешь себя. В этом твоя ошибка. Ты пытаешься понять себя своим умом, а тебе нужно увидеть себя покаянной молитвой.
— Как это сделать? — спросил я.
— Не как, а когда, — ответил мне монах. — Ты увидишь себя правильно только лишь тогда, когда Бог Сам придёт к тебе и объяснит тебе твою глубинную безконечную греховность.
— Но как я узнаю Его, если святые запрещают верить вообще всем видениям и любым голосам? — спросил я.
— Об этом не беспокойся, — ответил мне монах. — Если Бог придёт, то Он Сам сделает так что ты сразу же поймёшь что это Он. И Он всё объяснит тебе НЕ СЛОВАМИ (
выделено автором).
— Как, можно объяснить что-либо не словами? — спросил я.
— Не «как»,а «когда», — опять, ещё раз уточнил мне монах. — Наберись терпения. Тебе нужно понять простую истину. Большая часть искушений и недоумений может разрешиться лишь только долготерпением твоим, и
прежде, чем придёт к тебе Сам Господь, тебе никто и ничего не сможет объяснить правильно. Молись, кайся и жди. А когда Христос коснётся тебя, ты не сможешь об этом не узнать.
.
То есть, этот благословенный инок, сумел, своими убеждениями (беседа описана сокращённо) направить меня по единственно верному, на мой взгляд, пути правильного развития моих сердечных чувств впоследст
вии.
О чём же говорил он мне?
1) О моём покаянном познании себя, не своим умом, но самой молитвой.
2) О долготерпении в молитвах.
3) И об отказе от ГОРДОГО своего ума — в пользу действия внутри моей души Духа Божия. То есть, инок настроил меня ждать, ждать и ждать того благословенного времени, когда уже не я сам, и не усилия моего ума и воли, но когда Сам Бог придёт и наведёт ясность внутри меня.
И эта встреча моя с Богом, которую мне пришлось ждать более 25-ти лет (если считать от начала) моего воцерковления, наконец, произошла.

(ЛИЧНЫЕ ДУХОВНЫЕ ОШИБКИ) 8 часть55р9.jpg

(продолжение о правильном развитии сердечного чувства)
В тот день я был один в лесу и сразу же понял что пришёл ко мне Дух Божий. Я не видел света или же видения, но мне стало так хорошо и так спокойно как никогда прежде не было за всю прошедшую жизнь. Мир изменился вокруг меня и стал невыразимо красивым, таким красивым каким прежде я никогда его не видел, и даже не думал что так можно видеть деревья, облака и даже сам воздух стал иным. Я отчётливо понял что Богу НИЧЕГО моего от меня не нужно, но что Он Сам, если Он это желает, то ради Милости Своей, вопреки немощам и вопреки всем прежним грехам моим Он подаст мне всё доброе Своё, но подаст не тогда когда я об этом попрошу, а по Своему желанию, по Своей благости и по Своей Воле. Я понимал, что наиболее лучшее для меня, это не то что я бы хотел или же представлял бы себе как благо для себя или же для другого кого, но
лучшее, это всё то что делает Сам Господь внутри и вокруг меня. Ум мой молчал и около двух часов я не слышал внутри себя ни единой мысли, чему был удивлён, потому что в уме моём, обычно, что-то да движется почти непрерывно. Тело же и чувства находились в таком покое и живом сильном умиротворении которые я никогда не смог бы образовать в себе самостоятельно. То есть, без единого звука со стороны Бога, я понял ПОЛНУЮ ВСЕГДАШНЮЮ немощь свою, познал силу благости Его, вкусил живое Милосердие Его, и вместе со всем этим: прощение и любовь, покой и абсолютную ненужность слов для истинного духовного общения с Богом. Я просто, не по своей воле и не по своим молитвам, но нежданно, по Благости Божией, вошёл в ту Жизнь, источником которой был не я, и для которой оказались совершенно ненужными слова, и я вспомнил слова сказанные мне монахом в монастыре «Если Бог придёт, то Он Сам сделает так что ты сразу же поймёшь что это Он. И Он всё объяснит тебе НЕ СЛОВАМИ». Понял я и ещё одну, более многого иного важную для себя вещь. Опытом познал я, что для истинного общения с Богом нужно ПОЛНОЕ отречение от себя, абсолютно полное отречение от своей воли, от своих желаний, и как бы это не звучало странным и даже соблазнительным, (противоречащим основам веры) отречься мне было нужно и от своих молитв. Бог должен был стать Сам — Благостью внутри меня, но никак и ни при каких условиях не я сам и не моя воля. Опытом, понял я что лучшее для меня, чтобы Бог Сам жил и действовал внутри меня, а если я начну вмешивать (при живом и близком общении с Богом) что-то своё личное, даже и тенью своих желаний или же чувств, (несмирение), то всё сразу может пойти весьма и весьма криво и Бог мгновенно удалится от меня. И ещё, что я очень хорошо понял из этого опыта, это то что забывать мне о умственных немощах своих перед Богом — весьма и весьма нежелательно . У меня даже и выбора то тогда не было. Или Бог будет действовать внутри меня — и ЭТИМ Его действием внутри меня я буду блажен. Или же, я переключаю своё внимание на свою волю и на разум свой и тогда уже.., — тогда уже, я просто не смогу видеть Незримого Бога, не смогу жить Его Милосердием, не смогу дышать Его Любовью, не смогу быть хранимым Его Силой и наслаждаться Его Божественным Благим Молчанием.
….
….
Этот опыт, также, показал мне и то, что для живой встречи с Богом, от меня совершенно не требовались какие-то сверх непосильные посты и молитвы, но я должен был ЛИШЬ проявить смирение перед жизненными обстоятельствами, искать по возможности непрерывное покаяние и конечно же, регулярно посещать храм к которому я приписан, и тогда, Господь Сам придёт ко мне ещё и ещё раз. Придёт тогда, когда Он Сам пожелает это. И придёт Он, скорее всего, лишь в такое время когда я, даже, может быть и не буду ожидать этого.
….
….
И одно из обязательных условий для особой близости к Богу, как я это тоже потом понял из последующих опытов, — рядом не должно быть ни одного человека. Что(?) за причина, почему Бог не является особым образом душе иначе как преимущественно только лишь в удалении от населённых пунктов я не знаю, но этот признак есть. И теперь уже, стоит мне отойти от города в лес на один-два километра, как на душу опускается, словно даже бы и неземной покой, и я могу только лишь в лесу и только лишь в удалении от людей, вольно дышать воздухом сердечной свободы. Но стоит вернуться в город, как воздух сердечной свободы уходит и ничем уже невозможно удержать его внутри своих чувств.
.
Чему научило меня, потом уже и многократное живое переживание близости Бога?
Оно научило меня не надеяться на себя ни в чём, и уж тем более нет нужды надеяться на некие особые техники молитв, хотя они и описаны у святых отцов (как некое пособие для внимания).
Истинная молитва и истинные сердечные чувства в человеке, как я это познал по опыту, не принадлежат человеку ОТ НАЧАЛА! Но истинная молитва и истинные сердечные чувства в человеке, это и есть действия Самого Духа Божия внутри смирившего себя человека, внутри человека сумевшего отречься как от своего разума, так и от своей гордой воли.
Как же научиться этому отречению?
Как я мог бы научить своё сердце быть в таком состоянии чтобы оно всё чаще и чаще было движимо не своей волей, но Силой и Волей Божией?
С этим вопросом я обратился к моему духовнику и вот что он мне посоветовал.
— Для правильного развития сердечных чувств читай «по кругу» начальные молитвы третьего часа от иерейского возгласа «Благословен Бог…» и по иерейский возглас после «Отче наш» включительно.
Читай не спеша, вдумчиво, со смирением и несомненной верой в то что Господь непременно будет очищать тебя от своей воли.
Я не привожу здесь текст этих молитв потому что молитвы эти знает наизусть любой православный, а если он их наизусть не знает, то православный ли он?!! Эти молитвы начинаются с прославления Бога и заканчиваются славословием \Богу же\, от лица иерея Божия. Я начал так читать эти молитвы, раз за разом, особенно после того как ложился в постель для сна и оказалось, что эти-то молитвы и стали наиболее ЛУЧШИМ средством для исправления моих сердечных чувств. То есть, у меня не возникло необходимости искать мудрость сердечную где-то в необъятных глубинах святоотеческих книг, но всё что мне оказалось нужно, это лишь отдавать как можно более и более личного моего времени на внимательное, покаянное, частое чтение («по кругу» — то есть раз за разом) начальных богослужебных молитв и в этом мне нужно было проявить терпение.
Ещё одна важная деталь.
Молитва для развития правильных сердечных чувств не любит длительных (более одного часа) перерывов в ней.
Если кто-то не может выносить постоянства в молитве, если кто-либо не станет ЕЖЕДНЕВНО уставать на своей молитве, как душой, так и телом, то о развитии правильных сердечных чувств ему можно даже и не мечтать. Бог оставит его, за его духовную лень; и страсти, конечно же, то и дело будут брать свою грязную дань с ленивого и с глухого к словам Иисуса Христа:
«Возлюби Господа Бога твоего ВСЕМ сердцем твоим, и ВСЕЮ душою твоею, и ВСЕМ разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37).
….
Что можно ещё добавить к тому что нельзя считать себя способным на правильные чувства и мысли перед Богом (о чём я писал в первой статье этой серии)? Что можно добавить к тому, что исправлять своё сердце, в том числе и чтением молитв «по кругу», нужно ТОЛЬКО лишь при ОБЯЗАТЕЛЬНОМ условии, стараясь всемерно избегать (даже в малом) доброго мнения о самом себе? Ведь
доброе мнение о самом себе, абсолютно ЛЮБОГО человека приведёт, ну просто к неумолимому — ПОЛНОМУ развалу его внутреннего устроения.
Добавлю шесть важных пунктов:
1) При чтении «по кругу» начальных богослужебных молитв третьего часа, (которые, кто пожелает, может без ущерба для своей души заменить {почти один в один аналогичными} начальными молитвами утреннего или же вечернего правила), нужно внимательно следить за тем чтобы чувства не отступали от НЕИЗМЕННО покаянного настроя и чтобы ум не рождал никаких посторонних образов или же слов, но чтобы дух терпеливо прислушивался к тому тайнодействию что будет рождать в чувствах, призываемый сердцем, Дух Божий.
Почему же слова и образы так опасны? По
тому что их можно по разному понимать, ну, а сердце оно очень и очень просто, так просто как прост и Сам Бог. И если уж сердце о чём-то просит Бога и любит Его — это чувствуется и это НЕВОЗМОЖНО не знать в самом себе. А если же оно холодно к Богу или же к кому-либо из людей, и если оно не хочет с теплотой молиться о ком-либо или кому-либо (то есть Богу, Матери Божией или кому из святых Божиих), то это тревожный признак, и этот ХОЛОД также НЕВОЗМОЖНО не видеть в самом себе. Увидев же в себе, холод и равнодушие к Богу нужно бороться с этим в себе самом, но при этом, БОЛЕЕ даже и огня геенского нужно бояться не видеть в себе холода к Богу и даже некоторого отражения внутри себя ненависти к Богу и ко всему святому вообще. Так уж устроен всякий человек, что он каким-то образом, мистически всегда и неизменно, пока душа его находится в теле, он будет соединён с энергиями ада и если кто не признаёт своей личной ВЕЧНОЙ и БЕЗКОНЕЧНОЙ принадлежности к аду, тогда он весьма и весьма обольщается о самом себе. А если кто, не верит тому что я здесь пишу о личной принадлежности к аду, в том числе и святых людей, тогда пусть он задаст сам себе такой вопрос… О чём же ПОЖИЗНЕННО плакал в пустыне Арсений Великий и другие подобные ему православные святые, удаляясь от людей, если не о своей личной принадлежности к мировому греху?
2) Нужно помнить что сердце холодное к Богу и к людям, очень и очень медленно меняется. Иногда, кажется что многократно легче какой гранитный большой камень расколоть на мелкие куски кувалдой вручную, чем оживить теплыми чувствами своё сердце к людям и к Богу. Но когда сердце привыкнет к молитве и к тёплому отношению к ближним, оно потом уже и не сможет не молиться о ближних и не любить их и Бога.
Растопить же своё сердце можно ТОЛЬКО многолетним постоянством в покаянных молитвах, но при ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРОГОМ условии что душа не станет надеяться на свои силы, при ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРОГОМ условии что душа не станет обольщаться что она, якобы может любить Бога или же кого из ближних своих, и уж тем более любить своих врагов. Также, нужно очень и очень бояться думать что душа твоя может ненавидеть демонов; разве только Сам Бог подаст какой душе чувство опасения и ненависти к тому что они внушают людям. Да, это это очень и очень трудно — оживить своё сердце к Богу хоть и немного даже, и ещё того труднее оживить своё серце правильно (как выражаются монахи — «стяжать дерзновение к Богу») на это может уйти пожизненный ежедневный упорный труд над самим собой, но этот труд стоит того. Если же человек победит в этой нелёгкой борьбе сам себя, он встретит внутри себя Любовь Божию, он соединится с Ней и это сделает его блаженнейшим как здесь на земле, так и тем более, там — в Вечности!
3) На любом из этапов
духовного развития всегда и у любого человека есть возможность впасть в ту или же иную мысленную ошибку и даже в духовно прелестное состояние. Нужно отдавать себе ясный отчёт в том что приближение к Богу будет давать чувствам души и тела не только познание Его Благости, не только блаженство переживания Его Покоя и Его Любви, но вместе с Любовью Божией в душу войдёт и НЕПРЕМЕННАЯ боль, прежде всего о своём НЕПРЕСТАННОМ грехе, а потом уже и боль о том что другие люди удаляются от Бога.
4) На себя самого нельзя надеяться ни в малом ни в большом и никогда вообще, и уж тем более, никак нельзя считать своё сердце крепким в борьбе с грехом сколько бы лет не провёл кто в молитве своей. И не нужно обольщаться что сердце твоё (спустя определённые годы молитв) станет способным (пусть даже и на самое малое добро). Добро же любое, это и есть Сам Бог — Его Воля, Его тайное или же явное действие в чувствах и мыслях человека, а не человеческая воля сама в себе.
5) Всякий, кто всерьёз занимался духовной жизнью замечает, что Бог, вначале лишь краткими временными промежутками касается души и тела человека, поначалу это лишь минуты ярких и сильных, или же наоборот, не особо сильных, но всё же явных благих переживаний, но если кто проявляет упорство, если кто не пожалеет себя самого и станет докучать Богу из года в год и из десятилетия в десятилетие, тогда Бог начнёт всё чаще и чаще посещать душу и главное, тело, ищущего (по возможности непрестанного) покаяния человека, а потом, Бог может уже почти и неотходно начать пребывать при теле и при чувствах человека делая его спокойным, умиротворённым, живым к молитве, независимым от плотских желаний, от гнева, от обид, и душа станет сердечно сострадательной к людям независимо от того — кто бы как себя ни вёл.
6) У молитвы и у правильного сердечного языка, хоть это и неприятно слышать будет мн
огим и многим из читающих эти строки, ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ много таких условий, что если не соблюсти хоть одно из них, то живое общение с Богом так ведь и не состоится. Сердечный Божий язык НЕВЕРОЯТНО чувствителен даже и к самым-самым слабым намёкам на:
самодовольство,
на суд над людьми,
если есть особая сердечная привязанность (неважно даже к кому, или же к чему),
если есть хоть тень желания счастья где угодно и в чём угодно, но вне ИСКРЕННЕГО покаянного служения Богу,
если есть надежда на себя или на кого-либо из людей,
если есть хоть самая-самая МАЛЕЙШАЯ тень доверия к неправославным вероисповеданиям,
если человек хоть ТЕНЬЮ мысли позволяет думать что он достиг святости и особой близости к Богу,
если есть хоть ТЕНЬ желания САМОМУ распорядиться каким-либо (неважно каким) из особых Божиих даров,
если есть желание навязывать кому-либо личное понимание о
предметах веры и иное, иное и иное.
Список всего того что может быть препятствием для чистой молитвы к Богу можно было бы продолжать достаточно долго, а вывести же из всех молитвенных затруднений человека может лишь только лично Сам Господь в угодное
Ему Единому время. И только лишь покаянно призываемый человеком Дух Божий, лишь только Он один может пояснить правильно внутри всякого человека ВСЁ, но и это пояснение, Бог делает ЛИШЬ только для тех, у кого достанет терпения достучаться до Господа Бога так, чтобы вера его стала уже не верой только, но и опытным блаженным знанием Силы Милосердия Божия внутри себя.
(О простоте и о мистической сложности молитвенного сердечного взгляда на себя самого я поговорю в последней части этой серии статей о правильном развитии сердечного языка)

(ЛИЧНЫЕ ДУХОВНЫЕ ОШИБКИ) 9 часть

55р10.jpg

(заключительная статья о правильном развитии сердечного \невербального\ языка)
Каждый православный, минимум дважды день, утром и вечером обязан читать молитву Святому Духу завершающуюся словами
«Приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны…». Приходя на богослужение в храм, верующий слышит эту же самую молитву и там.., но что же обычно происходит если вдруг кто-то скажет что Дух Святой услышал его молитвы, что Он, Всемилистивый и Всемогущий, вселился в его чувства и мысли и что Он очистил его?
Многие из «братьев» и «сестёр» по «православной» вере, сделают с заявившем о том что молитва Святому Духу исполнилась на нём, точно ТОЖЕ самое, что (в своё время) фарисеи сделали с Иисусом Христом.
Они обвинят его в безумии, в духовной прелести, в служении демонам, в славолюбии, в самосвятстве, а потом просто возьмут, да и распнут при «помощи» цитат из святых отцов и Писания, и в общем, сделают массу искренних и честных усилий ТОЛЬКО лишь для того, чтобы доказать-таки любому кто их послушает, что якобы
Дух Святой, в наше, ну конечно же самое что ни на есть распоследнее время.., очистить НИКОГО уже не может. Не те мол, сейчас времена, что бы Бог СМОГ кого-либо очистить. И если о духовной жизни начать судить по высказываниям некоторых «православных», то что-то слишком уж слабым, наверное, по их мнению, стал Господь Бог Вседержитель…
Парадокс.., не правда ли?
Но может ли быть слабым Всемогущий и откуда берётся такое кощунственное лукавство? И возникает законный вопрос, а правильно ли ориентированны те «верующие» «православные» «христиане» которые и от себя самих, и от других людей не ожидают ничего величественного и Божественного, но нацелены они только лишь на личный пожизненный духовный неуспех?
.
Но, как человек избравший практическую сторону веры, я не предлагаю моим читателям унылый анализ духовных болезней наших современников. Эти болезни набили оскомину, наверное уже всем. И эту печальную виртуальную картину когда одни «православные» гордецы «избивают» других, таких же гордых «православных» как и они сами, цитатами из отцов и Святого Писания можно встретить в интернете достаточно нередко. Я взял намеренно здесь слово «православные» в кавычки, потому что сказано в писании:
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35). Так что, если нет любви в сердце твоём к каждому кого ты видишь, то возникает законный вопрос, а ученик ли ты Христа, да и православный ли ты вообще? Ниже, я предлагаю (тем кто захочет исцелиться от болезни осуждения ближних своих и от болезни маловерия Богу) истинно действующее лекарство.
А всё что нужно для исцеления своего сделать, так это только
лишь ПРЕДЕЛЬНО ЧЕСТНО, МОЛИТВОЙ попытаться заглянуть не в чужое, но ТОЛЬКО ЛИШЬ в своё собственное сердце. Заглянуть в него — без ложной стыдливости и без страха, и посмотреть, проанализировать, не сколько своим умом, сколько долготерпеливой личной молитвой к Богу, всё то что Дух Святой пока ещё недоочистил, не в ком-то другом, но только лишь лично в тебе самом. А чтобы Бог очистил тебя, для начала, нужно хотя бы признать, хотя бы увидеть, а потом с гневом — извергнуть холод к Богу и к людям, из своей души вон..!
Впрочем, я не вчера родился и прекрасно понимаю, что тот кто привык годами ублажать свою гордыню тем что он где-только может (в интернете и в жизни) тыкает цитатами из отцов в кого угодно, да только не в себя самого; такой, скорее всего, после прочтения этой моей статьи — не исправится. Да он и читать-то её не станет.
Я же ведь не святой отец..,а раз я не святой, то что меня и слушать?
Утешает же меня одно…
Этой моей статьёй, уже точно никто никого никогда не сможет ткнуть. И дело не в том что я стал писать качественнее чем писали свои книги святые отцы, а просто статья слишком уж объёмная и покуда привыкшие тыкать ближних найдут у меня хоть что-либо, чем они смогли бы «ткнуть» в тех кто рядом, они и сами-то запутаются в том что прочтут ниже. Так что, «тыкать» и обвинять в ереси и в неправославии они смогут лишь меня одного, написавшего этот печальный труд, к чему я давно уже привык и внимания на эти тычки не обращаю совершенно никакого… Я адаптировался, не чувствую в ответ совсем ничего, о просто молюсь о тех кто тычет в меня цитатами из отцов, и слушаю своего духовника, который и сам не живёт расхлябано и распущенно к Богу, и мне костенеть в теплохладности к Богу, думаю, что не позволит.
Когда умники и умницы то и дело пытаются (в какой уже раз) мне ДОКАЗАТЬ что не только кого-либо, но в частности меня лично, Бог, якобы НЕ в СИЛАХ очистить и что Он Всемилостивый НЕ с СИЛАХ вселиться в меня грешника, то я утешаю себя тем, что образованцы от «православия» судить ни меня, ни Бога не будут, но и меня и их, судить будет Господь наш Иисус Христос.
И Он спросит каждого из читающих эту мою статью.
Когда ты читал молитву Святому Духу и другие православные молитвы, читал ли ты их сердцем? Прикладывал ли ты к словам молитвы чувства свои? Прикладывал ли ты веру?! Да и верил ли ты в то что Бог МОЖЕТ тебя очистить и что Он МОЖЕТ вселиться в тебя лично? А если не было несомненной веры в сердце твоём в Милость Божию, тогда зачем приходил ты к Отцу Небесному?
Очень прошу, тех кто способен слышать не только себя самого, и не только свои личные «православные» умничанья о Боге, хотя бы на время чтения этой статьи, отметить это и запомнить…
СЕРДЦЕ, ЧУВСТВА и ВЕРА — НЕ ВЫРАЖАЮТСЯ СЛОВАМИ! и поэтому-то.., для того чтобы с этим (невербальным и несловесным) внутренним материалом могла душа какого-либо человека действительно плодотворно и продуктивно работать, человек должен, разумно отказавшись от гордой своей словесности, суметь разглядеть внутри своего сердца тот грех что гнездится в душе его и избавиться от него. Избавиться: не цитатами, не канонами, не обрядами, якобы магически очищающими душу всякого стоящего в храме, и даже не словами вычитанными из молитвослова, но ресурсами самого своего сердца.
От многих православных я, то и дело, получаю нарекания за мою нелюбовь к словам, и за мою особую нелюбовь к поверхностному неглубокому цитированию святых отцов, но взгляните на то что говорит нам в «Точном изложении православной веры» преп. Иоанн Дамаскин книга 2 глава 3:
«Ангелы – вторые, постигаемые только умом, светы, имеющие свет от первого и безначального Света; не имеющие нужды в языке и слухе, но без произносимого слова сообщающие друг другу собственные мысли и решения».
Итак, как бы кто не винил меня в фантазёрстве, в духовной прелести и даже в ереси, но вдумайтесь же ещё и в эти слова апостола:
«Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится». (Кор. 13:8-10)
Мы можем этого сколь угодно не желать и не признавать, но учение веры не оставляет никому из нас выбора… Если кто желает чтобы Бог услышал его, и чтобы он смог увидеть и услышать Духа Божия, он должен научиться тому что Дух говорит ему БЕЗ СЛОВ внутри его сердца. Но, предупреждаю об этом заранее. Для того чтобы научился человек смотреть в своё сердце, он должен быть предельно честным сам к себе, предельно требовательным, и не нужно пугаться размеров и объёмов той ИСТИННО БЕСКОНЕЧНОЙ ТЬМЫ с которой ему будет предстоять встретиться внутри себя для того чтобы победить грех в себе. Ведь если где грех и побеждается, то вначале он побеждается внутри себя, а если грех не побеждён (Милосердием Иисуса Христа) внутри себя, то он не будет побеждён нигде.
Кто как, я никакого смысла не вижу в том чтобы только лишь видеть грех в самом себе и бесконечно плакать о нём. Цель христианства не в бесконечном только покаянии и плаче одном, но грех должен быть побеждён человеком. А для того чтобы грех был побеждён не в фантазиях человека, но реальным образом, внутрь человека должен войти Господь. И тогда уже побеждать грех и ненужно будет даже — потому что Бог не опустится до борьбы с сатаной внутри человека, Он просто упразднит силу греха в сердце человеческом одним лишь только Своим Божественным присутствием и верующий станет блаженным: не потом, не после смерти тела, а уже здесь сейчас и сегодня.
Ведь православная вера, если она протекает внутри сердца человеческого по правильному руслу, она ДАРУЕТ Милостью Бога человеку СВОБОДУ от греха, а там где человек найдёт свободу от насилия тонкого и грубого греха — там придёт к нему и истинное блаженство для тела и для его души.
К поиску этой свободы я и призываю читающего эту статью мою.
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ЧТОБЫ УСЛЫШАТЬ (невербальный) ГОЛОС АНГЕЛА-ХРАНИТЕЛЯ СВОЕГО?
Никаких особых секретов, никакой мистики и никаких таких сверх особых сосредоточений, близких по характеру к гордому оккультизму, аутотренингу, йоге, и уж тем более, к магии я не советую здесь, но
всё что нужно будет сделать, это лишь НЕ ПОЗВОЛЯТЬ себе никогда и ни при каких условиях произносить какую-либо молитву к Богу без сердечного усилия прилагаемому к произносимым словам своих молитв.
Если сказано: «Слава Отцу» значит сердце твоё должно суметь воздать искреннюю славу именно, первому Лицу Пресвятой Троицы — Отцу Небесному. Если сказано: «и Сыну» значит сердце твоё должно немного остановиться на этом слове и отдельно воздать искреннюю и честную славу второй Ипостаси Бога и так далее. Конечно же, внимательная молитва всегда будет медленнее идти чем молитва спешная, ну, у куда же нужно торопиться душе грешной от искренне любимого ею Бога?
Если идёт череда из 40 раз: «Господи помилуй», это значит, что АБСОЛЮТНО на каждом «Господи» душа должна в чувствах прислушаться (к тому ОСЯЗАЕМОМУ Духом) что рождается внутри неё, при произнесении только лишь одного этого слова: «Господи», а при слове «помилуй» чувства должны, от всех своих сил, просить у Бога: прощения, милости, доброго изменения, защиты от греха, иное доброе и вся палитра чувств. Должна быть палитра не слов, а именно самых искренних чувств. Нужно приучить себя напряжённо прислушиваться к абсолютно каждому слову своих молитв и тогда, душа, в той или же иной степени ясно поймёт, распознает, научится понимать всё то что производит внутри неё, её Ангел-Хранитель на несловесном уровне.
Слово «Господи» вдруг наполнится такой силой внутри тебя, что ты удивишься тому, как мог ты тараторить раньше «Господи помилуй» сорок раз подряд как швейная машинка, ничего при этом внутри себя не чувствуя, но лишь оскорбляя Величие и Благость Божию своей невнимательностью к тому чем занято твоё сердце.
Дальше, больше… Душа может увидеть не только зарождающееся внутри её чувств живое тепло к своему Создателю, но и холод, и нежелание молиться, и недостаток любви к Нему, и неблагодарность Богу, и окаменение, а также и недостаток смирения в себе, недостаток доверия и веры Иисусу Христу.
Так же и недоверие какой-либо истине святого Писания или какому-либо эпизоду из жития какого-либо святого, где оно находится? В уме ли? Конечно же, не только в уме, но более в сердце.
Всё там, там, в сердце твоём, есть простые и непростые одновременно, ответы на все вопросы твои и эти вопросы, при наличии постоянства в молитве и долготерпения, АБСОЛЮТНО все, без любого исключения, может разрешить внутри тебя твой Ангел-Хранитель, — сделав это — без единого явления своего, без видений и даже без единого произнесённого им слова внутри твоего разума.
Нужен лишь твой долговременный честный покаянный труд и ты сможешь, если только сам это захочешь, войти в мир молитвы прекрасной, молитвы живой, в мир молитвы не иссушающей твою душу томительным ожиданием «да когда же, наконец, закончится время богослужения или правила моего?». Но душа и тело твоё наполнится блаженным и живым покоем от Бога уже и во время самой молитвы.
ПОЧЕМУ МЕДЛЕННО МЕНЯЕТСЯ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА?
Причин, на мой взгляд — несколько.
1) Если человек большую часть своей жизни не молился или же молился невнимательно, то что и удивляться, что он сам же себя отгородил годами своего безбожия от живого духовного мира?
Обижаться на мои слова не нужно, но если ты пришел к Богу в сорок лет, то примерно столько же лет искренних твоих молитв тебе и понадобится для того чтобы смог ты растопить своими ежедневными усилиями лёд к Богу внутри себя.
Конечно же, Бог не бюрократ, и Он, хотя и Справедлив, но Он же и Милостив. Тот у кого просто по факту (потому что смерть придёт к нему раньше), нет времени на сорок лет молитв для того чтобы ожила душа его к Отцу Небесному, пусть поищет, опять же в сердце своём Милости у Бога, и может, он найдёт её в себе если не будет отчаиваться и не станет высоко мнить о своих внутренних способностях?
2) К человеку мистически привязано не только время его личного забвения о Боге, но и всё то время которое в богозабвении провёл его род по крови. Это (родовое) богозабвение нужно преодолеть в себе, с ясным пониманием что если ты одержишь (терпением) здесь победу, то Бог введёт в на Небо, за твои старания весь твой земной род.
3) Также, к человеку мистически привязана греховность всего мира и всего ада. Мы можем это не хотеть и, конечно же, частности скрыты от нас, но это явление есть. И если кто увидит всю истинно безконечную глубину своей личной привязанности к мировому злу внутри себя сразу же и без долговременной предварительной подготовки, то думаю, что вряд ли какая душа спокойно выдержит зрение в себе самой истинно ДЕЙСТВУЮЩЕГО НЕПРЕРЫВНОГО адского зла в чувствах, но скорее всего, она просто возьмёт и отчается от величины и от жёсткости неожиданно раскрывшегося внутри её зла. Она просто сникнет и откажется от борьбы.
Вот, поэтому-то и не сразу, но мало помалу, медленно-медленно раскрывается в человеке живое видение (точнее сердечное чувствование) внутри себя общемирового зла. И это зло нужно будет признать в себе. От него нельзя отрекаться, как не отрёкся от мирового зла и Сам Иисус Христос, но нужно понести эту боль в себе — покаянием, начиная каяться уже не только за себя самого и за свой род, но и за грехи всего мира.


Покаяние — это дело любви.


Покаяние приносит в чувства человека боль, боль сильную и постоянную, скорбь искреннюю честную и непрерывную, но с Божией помощью ,зрение мирового зла внутри себя, не только смирит душу православного, но и наполнит её Любовью Бога ПОМОГАЮЩЕГО всем кто не отрицается соучастия в несении тяжести Креста Христова. Так что, Симоном Киринеянином мистически помогающим Иисусу Христу нести Его Крест на Голгофу, может стать каждый православный в сердце своём, лишь бы только он не отрицался когда внутри своих чувств Ангелы Божии попросят понести тяжесть греха не только личного, своего.
О молитве и о молитвенных чувствах можно писать много и долго, но найти ответы на всё, человек может только личным молитвенным опытом и никак иначе. Ответы придут не сразу, но они придут. И в один, истинно прекрасный для себя день, душа и тело твое увидят Невидимого Бога и ты скажешь сам себе от всех искренних сил своей души: «Ты, Господи, Твоя Живая Сила и Могущество это и есть ответ на все мои былые вопросы. И пока Ты будешь рядом со мной, Господи, у меня не возникнет к Тебе ни единого вопроса, потому что Ты и Твои действия, это и есть единственно верный ответ на любые и на все мои вопросы».
То есть, мучающая душу десятками лет неясность рассеется сама от Живого Света Любви Божией и ты станешь другим человеком. Особая близость к Иисусу Христу была возможна во все времена и
наше время — не исключение. Всё возможно верующему, но нужны: терпение, предельная честность к самому себе и ежедневный напряжённый труд над самим собой.
В ЧЕМ СЕКРЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРИСУТСТВИЯ СИЛ ЗЛА В ЧЕЛОВЕКЕ, И КАК ПОБЕЖДАЕТ ЭТО ЗЛО ГОСПОДЬ?
Когда душа созреет в молитве, то в этом случае, не своим уже умом, но Умом Божиим, по действию Ангела-Хранителя своего она увидит в себе самой всю тяжесть того креста который она должна будет понести и от которого не нужно душе отрекаться. Душа увидит и ясно почувствует в себе самой, что
в любой из её молитв, а также и в любом из её чувств, и когда она прикладывается к иконам (прикладываемся к святым изображениям мы душой, а не телесно только) мистически скрыта бездна всего адского зла во всей его полноте!
Этого парадокса внутри себя самого не нужно бояться и зла этого не нужно отрицать в самом себе, но созвучно с Силуаном Афонским, можно
попытаться сказать самому себе не актёрское, но уже вымоленное и выстраданное годами молитв, искреннее: «Я истинно достоин ада АБСОЛЮТНО в каждом СВОЁМ чувстве, перед Тобою, Господи, но Ты, пощади и помилуй меня, на всякую минуту моей, неизъяснимо греховной жизни. Этот грех Ты видишь всегда во мне, даруй же и мне видеть истинный ад внутри себя». И Бог, будучи верен Себе, искренне кающегося (кающегося не только за себя, но и за грехи всего мира) — конечно же помилует, а некающиеся, где они будут? Слава Богу, что от людей пути Судов Божиих скрыты!
ПОЧЕМУ ОПАСНОСТЬ ОШИБИТЬСЯ И УПАСТЬ во всякое зло СОХРАНЯЕТСЯ ДО ПОСЛЕДНЕГО ЗЕМНОГО ВЗДОХА ЧЕЛОВЕКА?
Мистическое зрение греха своего в своей природе предельно просто. Ум здесь мало участвует, но он лишь отдалённо гадательно, опять же не в образах, но интуитивно, чувствами, понимает всю необъятную серьёзность и величину живущего внутри человека греха. И, казалось бы, можно бы уже и успокоиться здесь. Грех в себе вроде вижу (точнее чувствую его), что же ещё нужно?! Каюсь же, и о Милосердии Божием уже не наслышан только, но опытом ЯСНО чувствую Милость Христа, но всё же, внутри остаётся томление от неясности и душа понимает, что до полной безопасности её, нужно ещё идти и идти.
Это чувство своей ненадёжности нужно душе для того чтобы она не расслаблялась и что бы она не обольщалась что стала она святою, чтобы она трудилась в покаянии, как трудились в покаянии и слезах Величайшие из святых Божиих до последнего земного вздоха своего
Но хочется ли людям подражать святым?
Х
отят ли люди идти за Иисусом Христом по Его пути, и по тому пути который ОН человеку наметил, хотят ли идти по пути (по возможности непрерывного) покаяния? И если кто желает себе спокойной тепленькой (как у сектантов) внутренней «духовной» «жизни», то Бог ведь и не препятствует никому.
Не хочешь идти по пути молитвенного покаяния лично ты сам. Отлично. На твоё место Бог найдёт другого человека и потом уже и не обижайся ты на Бога что твоё место в Раю будет занято не тобой, но тем кто Христа — услышал.
Краткие восемь дополнений для опытной в покаянии души:
1) Замечай душа моя, что чем более вложишь ты боли о самой себе на молитвах и при целовании икон, тем больший получишь ты отзыв на твои действия, отзыв ЯВНО ощутимый тобою от святых. И ТАК будет всегда. Есть боль о себе — будет в тебе и мир, и благодать, и благословение от Господа любящего кающихся. Но если не будет боли в тебе о СЕБЕ САМОМ — не будет тогда и благодати: ни от Бога, ни от святых, ни от Ангела-Хранителя твоего.
2) Вникай внутрь себя и пойми глубину простого: ведь совершенно в КАЖДОМ поклоне твоём и в абсолютно каждом молитвенном слове сказанном тобою (пусть даже слово сказано только лишь мысленно) скрыта возможность бесконечного внутреннего твоего совершенствования в покаянии.
3) Касания души твоей Богом в начале пути будут одни, позже они изменятся, а в конце пути ты спустишься на дно адово, но уже не один, а со Христом, опустишься не для гибели своей, но чтобы победить ад — Благостью и Любовью Иисуса Христа.
4) Если ты не борешься сам с собой за постоянное пребывание в памяти, в благодати и в Любви Божией — тогда ЗАЧЕМ же ты живёшь?
5) Самое опасное в духовной жизни это горделивость. Но знаешь ли ты что это такое? Горделивость это семя самосмышления твоего. Это твоя воля без Личного участия в ней Бога. Горделивость это и есть начало и корень любого и всякого зла как в человеке, так и в ангелах падших.
6) Без внутреннего уединения никто не побеждает грех. Если кто любит говорить с другими о духовном и о Боге, он не побеждает грех, но сам он, в общении с подобными себе раз за разом и день за днём — побеждается многими и многими грехами.
7) Для чего нужно удаляться от людей? Не для возношения над ними, но для искреннего и честного покаяния, во первых о себе самом, а потом и о них.
8) Много духовной литературы читаем мы, а потом не знаем как нам с этим жить, как правильно понимать всё прочитанное нами в книгах, и не знаем куда направить свой путь? Хочешь ли знать ответ? Направь путь свой (покаянной молитвой) вглубь своего сердца. Бог ведь не в книгах живёт, но внутри тебя.

…..

предыдущие главы

Написать письмо или оказать помощь автору