О смирении (сборник статей) 3 и 4 статья

ПЕРЕХОД к предыдущим, 1-ой и 2-ой статьям

3нп3.png

(О СМИРЕНИИ статья третья)
ИСКАЖЕНИЕ СМИРЕНИЯ (ЛОЖНОЕ СМИРЕНИЕ)
Искажение человеком всего что он воспринимает внутри себя имеет очень и очень древние корни. Мистическая причина искажения восприятия (и искажения самооценки) возникла до падения Адама внутри падшего архангела, это-то и налагает трудность понимания глубин этого греха (гордыни духа) внутри всякого человека.
Духовный отец, показавший мне путь выхода из этого общего всем и всякому человеку дьявольского наваждения, особо предупреждал меня о том что молитва Иисусова, которая и начинает,
мало помалу отрезвлять душу от гордыни, будет действовать непостижимо. И нужно опасаться тот вселенский грех который отразится внутри моей души, мысленно предполагать что он есть и внутри других людей. То есть, мне было рекомендовано быть зрителем ТОЛЬКО моего личного греха. На мой вопрос почему нельзя видеть вселенский грех в других людях, мне было сказано что и в себе самом запутаться можно легко, в другой же душе, вообще нельзя копаться. Нельзя, — потому что не будет мне по силам понять другого человека, но силы нужно бережно сосредотачивать ТОЛЬКО на личном молитвенном покаянном углублении в свой грех.
Годы проведённые в молитвах (теперь это уже тридцатый год моего покаяния) показали мне что тот грех что живёт и действует НЕПРЕСТАННО внутри моего духа, присутствует во мне всегда, и что сатана, губил меня прежде, и делает попытки губить меня вплоть до сегодняшнего дня — тем же самым древнейшим оружием, каким он погубил и Адама с Евой — лестью что я могу быть правильным .
Сатана внутри меня коварно предлагает мне ЗНАНИЕ вместо веры. Он предлагает мне «вкусить с древа познания добра и зла», всемерно СКРЫВАЯ от меня мысль что и мир и я сам для себя — непознаваем.
Дьявол тщательно прячет от моего сознания мысль что даже, самое казалось бы простое, но и оно, ПОЛНОСТЬЮ зависит от Бога, и поэтому-то, знание добра и зла не может правильно и точно отражаться ни в каком человеке. Человек не может быть НИ В ЧЁМ правильным, не потому что Бог скуп на знание добра и зла, а потому что человеческая природа НЕСПОСОБНА вместить в себя непознаваемость даже и самого, на первый взгляд, несложного.
Вот с этого-то и начинается искажение не только смирения, но и вообще всего в человеке, с того что дьявол убеждает человека в том что человек УЖЕ знает и умеет многое достаточно хорошо, что он «стал как Бог».
Господь же, Иисус Христос, первым делом, в наиболее важной проповеди Своей указал на непостижимость всего в том мире которым Он НЕПРЕРЫВНО управляет. То есть, Бог нанёс точечный и очень важный удар в самое сердце древнейшего сатанинского искушения… Дьявол сказал что
«будете как Боги, знающие добро и зло» (Бытие 3:5) Иисус же сказал «Блаженны нищие духом» (Мф. 5:3). То есть, выражаясь иначе, блажен тот кто не дерзает срывать покров знания добра и зла ни с чего. Блажен тот, кто НЕ ПОЗВОЛЯЕТ свету духовному рождаться из своей собственной природы ума и чувств. Блажен тот — кто движется не за светом своего разума, но признаёт себя неспособным правильно мыслить, правильно чувствовать, правильно понимать и иное подобное.
Вот на этом-то и спотыкаются большинство наших современников в религии. Они не хотят, а многие не знают как это делается, потому они даже и не могут исполнить заповедь Христа о нищете духовной, и таким образом дьявол легко входит в сознание и чувства человека, как прекрасно знающий Писание и тексты написанные святыми отцами. Сатана НЕПРЕРЫВНО ПОДМИНАЕТ под свои толкования весь мысленный состав обманутых им людей и происходит искажение не только смирения, но и вообще всего в человеке. Получается же это у дьявола всего лишь потому что слушающие его души не любят молитвенного покаянного безмолвия души своей. Им нравится быть правильными, в том числе и в религиозных вопросах!!! И эта правильность внутри них становится тюрьмой для их душ. Страсти же, продолжают мучить всех тех кто мнит о себе не только высоко, но даже хорошо.
Тот же, кто обучен смирять своё ум частым призыванием имени Иисуса Христа, тот БОИТСЯ считать себя способным право судить о ком-либо и о чём-либо. Он весь суд не только над мелкими, но и над более значительными событиями отдаёт Богу. Он надеется на Бога и происходит КРАЙНЕ удивительная для недуховных людей вещь!


Движимый Божественным смирением не знает почти НИЧЕГО кроме своего простейшего ПОКАЯННОГО молитвенного устремления к Богу Отцу и потому сатана не может уцепить его разум своими гордыми картинками. Ему не за что цепляться, потому что душа не думает о себе хорошо и не верит сама себе.
Тот же, кто позволяет себе роскошь ПРАВИЛЬНО судить о чём бы-то ни было, тот кто верит себе, тот, видя светлые картинки в своём сознании непрестанно внушаемые ему дьяволом, день и ночь сокровенно служит сатане — даже в том случае, если он думает что служит Богу!


Что же происходит в сознании того кто очистился от ложного и льстивого знания в самом себе внушаемого людям сатаною?
Он перестаёт судить о всех и вся.
Он становится глубинно спокойным.
Надеждой его становится не он сам, но Всемогущий Бог, и потому, не зная почти ничего, но только веруя в то что Бог ВСЕГДА и ВСЁ делает правильно, и что без Бога вообще ничего нигде и никогда не происходит, он остаётся мирным, блаженным и спокойным при любом раскладе и при любом повороте как своих мыслей, так при различных других событиях.
Вот это-то и труднее всего сделать человеку… Признать себя неумным, неспособным к благу, признать себя никем и ничем.
Конечно же, у читающего эту статью может возникнуть вопрос. «Хорошо. Я признаю что я не умён и слаб. Это и практика жизни подтверждает. Но как жить отказавшись от личного понимания в вопросах веры в том числе?».
Выбор каждый человек пусть делает сам. Никто никого не может принуждать ни к чему. Мне же был рекомендован путь очищения от своей гордыни непрестанным покаянным призывание имени Бога.
Вот имя Бога-то, покаянная молитва Христу Спасителю мира, и помогает приобрести ПРАВИЛЬНОЕ смирение. То есть, не безумным становится человек молящийся Христу день и ночь, но он получает от Бога дар ПРАВИЛЬНОЙ покорности Его внушениям.
На первый взгляд, логически схема очень и очень проста. Ты разумно отказываешься сам от себя, даже и от мыслей своих в пользу молитвы Иисусовой, а Господь ведёт тебя к таинству веры Ему.
Какие могут возникнуть сложности если не только рядом с тобой, но внутри тебя твой Создатель и Господь всех?
Но практика показывает что исцеление души и приобретение ею Божественного и непостижимого смирения происходит не разово, но ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ медленно. Гораздо медленнее чем растёт дерево, так что это породило монашескую поговорку
«в молитве, десять лет — один шаг».
Но что же происходит с нашедшим нищету духовную? Он становится «белою вороной» среди людей, непрестанно кающийся и искренне считающий себя хуже всех, искренне считающий себя неспособным ни на малейшее благо… Он становится одиноким в личном покаянии между людьми, но близким Богу.
Современникам, кажется ДИКОЙ мысль что они тоже, не могут делать НИКАКОГО добра, не могут никого любить, что они не могут любить даже самых близких своих, что не могут любить даже и матери своих детей, если только отступит от них Божия благодать. Слова Иисуса Христа: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5) и «Никто не благ как только один Бог» (Мк 10:18, Мф. 19:17) для необученного основам смирения человека, пустой звук.., для обученного же молитвенному смирению — эти Святые истины являются основой для их любви к ближним и фундаментом для их молитв о всех, не вникая в детали того кто, как и насколько греховно живёт.
Краткие мысли, о сложностях обретения истинного смирения я предлагаю ниже.
Почему мысли будут краткими, хотя вопрос обретения смирения так важен?
Да, потому что о правилах обретения правильного смирения косвенно я говорю с самой первой статьи этой серии.
3) КАК Божественное и необъяснимое СМИРЕНИЕ ПРИОБРЕТАЕТСЯ?
Смирение не приобретается сиюминутным желанием человека, но оно даётся Богом, как я уже говорил прежде, в срок установленный Богом же. Но если сам человек прежде не очистит себя самого смирением предуготовительным и несовершенным, старательно изучая писание, тщательно исполняя всё предлагаемое церковью для спасения, соблюдая регулярные посты и молитвы, посещая богослужения, исповедуя грехи свои, регулярно причащаясь святых Христовых Тайн, то он — так никогда и не получит от Бога дара совершенного смирения, того дара что вводит всего человека в целом в тайны будущего века и во внутренний (почти никем и ничем ненарушаемый) покой тела и мыслей. И чем тщательнее и старательней будет предочищение несовершенным смирением (покорностью воле Божией выраженное в писанных постановлениях церкви), тем вероятнее может стать возможность получения смирения Божественного. И, совершенно особое место для того чтобы Бог даровал душе смирение совершенное, занимает навык к непрестанной покаянной краткой молитве, и лучше, если это навык к сердечной молитве. Но так как писать практическое руководство о сердечной молитве я здесь не берусь, то главы о самой сердечной молитве не будет. К тому же, я уверен, что обучить сердечной молитве невозможно человека иначе как регулярно беседуя с ним глаза в глаза. Сердечная молитва требует очень и очень многих обязательных условий для её плодотворности.
Все эти условия невозможно предусмотреть даже десятками книг. Если же не будет соблюдено хотя одно духовное условие, человек заблудится в самом, на первый взгляд простом, что со многими случается сплошь и рядом. И молитва может повредить душе, не привести к смирению, но наоборот, надмить душу гордостью и этим погубить её.

3нп4.png

(О СМИРЕНИИ статья четвёртая)
4 СМИРЕНИЕ УМА (ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ)
Смирение ума своего начинается с того что человек перестаёт льстить как своему собственному рассудку, так уму и других людей. Человек начинает искренне считать себя недостаточно образованным, начитанным, грамотным — для того чтобы быть правильным хоть в чём да-нибудь. Это не значит что нужно отречься вообще от всего. Догматы церкви, какие-то профессиональные и житейские знания не нужно отрицать в самом себе, но нужна максимальная осторожность. Это, как некое личное разумное усилие воли нужно сделать, что бы запретить своему уму умничать о чём бы то ни было. И, как я говорил чуть выше, нужно осознавать что глубина падения моего ума (то есть мне, нужно думать ТОЛЬКО о личном падении, ТОЛЬКО о своём грехе) раскрывается Богом и что сатана очень опытен и хитёр внутри каждого из людей. Так что у человека может возникнуть иллюзия смирения ума. Так называемое гордое «смирение» ума. То есть, личное усилие смирять свой ум всегда и где только можно, необходимо нужно, но к настоящему смирению приводит навык к покаянной молитве. К настоящему смирению, по различным источникам, человек идёт от 18 до сорока и более лет своих молитв… Быстрый духовный рост в смирении ума невозможен. Это нужно помнить и помнить. Смирение ума должно быть выстрадано десятками лет личной молитвенной практики. И тем более смирение чувств… Смирить своё сердце ещё труднее, чем смирить ум. Ещё же труднее получить у Бога благодать смирения тела, и лишь только после того как тело молящегося научится плавать в блаженнейшей благодати Святого Духа, лишь после этого будет иметь смысл вести речь о начале смирения духа. Сроки же начального и последующих степеней смирения в разных источниках указываются различные. 18, 20, 25, 40 лет покаянных усиленных молитв и пожизненно. Некоторые получают дар смирения лишь за считанные часы до смерти тела своего, а некоторые лишь только после перехода их души в вечность.
Вообще,
при всей своей сложности и непостижимости, путь смирения человека имеет немало общего с земным путём потому что каждый человек может, честно посмотрев внутрь себя увидеть там или же тьму внутри себя и томление.., или же радость, покой в теле, мирную совесть и блаженство живого общения со своим Создателем. Признак же того смирился твой разум (и чувства) или же нет, очень и очень прост. Смиренный — по умолчанию, будет блажен уже здесь и сейчас. И если ты не имеешь внутри себя блаженного невидимого зрения Духа Иисуса Христа, 
если тебя томят и мучают страсти,то это говорит о том что нужен труд над собой, это говорит о том что ты ещё не дошёл до того места где находится Христос. Нужно вникать в писание, не осуждать, вспоминать грехи, каяться в них, посещать храм и стремиться к тому чтобы душа получила РАДОСТЬ примирения с Богом.
И необходимо помнить обязательное условие. Дьявол сильнее разума любого человека. И если кто уже столкнулся с ним в непримиримой войне за свою душу, он увидит что сатана опутывает души большинства людей на несловесном уровне. Дьявол умеет делать душу должной Богу и нечистой перед Ним, даже не говоря душе НИ ЕДИНОГО слова.
Но современным нам верующим эта мысль не нравится… Им хочется верить что дьявол слаб, но это не так. Дьявол слаб лишь перед теми в чьей душе поселился Дух Божий. И было бы полезно вспоминать время от времени слова Симеона Нового Богослова «козни дьявола непостижимы» и это сказал монах отшельник и подвижник. Вот именно поэтому-то духовно опытные, не только гораздо более боятся духовной прелести, чем тот в битвах с сатаной не стал опытным, но они НЕПРЕСТАННО видят себя находящимися в
 ВЕЛИКОМ обольщении. Вот это-то и есть начало правильного смирения ума, когда, под действием молитвы Иисусовой, или под действием других молитв, ум увидит непрерывную цепь ошибок как позади себя, так и впереди себя, тогда только увидит ум Незримый Лик Христа внутри себя — когда увидит ужас НЕПРЕРЫВНО живущего внутри себя сокровенного от всех мистического греха своего, сокровенного от всех, подчас, сокровенного даже и от себя самого, но не от Бога! В этом парадокс духовного роста. Чем ближе к Богу, тем всё более и более увидит в себе (не увидит, а точнее бы сказать, живо почувствует) тьмы и безотрадности душа, но в сердцевине этой НЕПРЕСТАННОЙ внутри себя тьмы, он увидит и Свет Спасительный, Свет Христа не имеющего образов, лишённый видений, формы, слов и звуков.
Полнота смирения ума, лишает ум вербальности начисто… Полнота смирения ума погружает мысли человека в АБСОЛЮТНОЕ безмолвие и это безмолвие делает всего человека истинно блаженным. Познать же блаженство внутреннего безмолвия можно только лишь личным опытом и описать его невозможно. И конечно же, между безмолвием разума вызванным в человеке искусственно «сижу, молюсь, ни о чём не думаю» и тем безмолвием Бога которое входит в рассудок человека непосредственно от Духа Божия — расстояние безконечное. Смирение ума, ещё раз повторюсь, хотя и требует от самого человека усилий не умничать никогда и ни перед кем (в том числе и перед собой), но личные усилия к смирению не приводят, но скорее наоборот, чем более кто делает усилий, тем большей может стать его гордыня! Вот для этого-то и нужна многолетняя покаянная личная молитвенная практика, чтобы смирение ума пришло не от личных усилий, но от Самого Бога и тогда.., в день в который не ждёт человек внутри него родится свет смирения.., блаженнейший Свет Христа и человек получит свидетельство что это НЕ ЕГО ЛИЧНЫЙ свет, но Свет из вне, Свет от Бога, сроки же, когда Свет Христа становится явным для души и тела человека, как я сказал только что, весьма и весьма значительные. Вот поэтому-то, настрой на духовную скорую победу над гордыней своего ума нужно оставить раз и навсегда… Смирение ума к человеку приходит ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ медленно и если это не учесть, падения будут преследовать человека в течении всей его жизни и потом человек сам себе говорит… «Сколько десятилетий молюсь, а лучше не делаюсь», а вот, потому-то и не стала душа лучше, что надеялась прийти к Богу и очистить себя «по скорому».
5) СМИРЕНИЕ ЧУВСТВ (ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ)
Если человек не видит каждое своё чувство (и почти каждую свою мысль) перед Богом тёмным, недостаточным, лживым, искажённым, мрачным, льстивым, неприглядным, то одно лишь отсутствие НЕПРЕСТАННОГО сокрушение духа, {именно обо ВСЁМ в самом себе}, одно лишь только это делает все чувства перед Богом мерзкими Богу и Бог не примет их. Бог будет тебя терпеть, но не примет.

В этом заключается секрет истинного смирения своих чувств, Бог должен оплакать (и непрерывно оплакивать) внутри тебя всё твоё человеческое, Бог должен быть зрителем твоей НЕПРЕСТАННОЙ некрасоты и нечистоты, но не ты сам — не твой слабый ум. А если человек доверят своей самооценке, то он может быть на все 1000% уверен, он не увидит себя тем кто он есть, он не сумеет найти в себе самом всецелого и непрерывного сокрушения своего духа, и поэтому, вопрос его живого общения с Богом останется не до конца решённым.
Тот же, кто не надеясь на свой разум ищет сокрушения непрестанного перед Богом о всех и о каждом своём чувстве, тот видит Лик Христа, дышит Духом Христа, а тело его блаженно наслаждается Покоем и жизнью Христа. Дистанция между всем человеком и Богом, Спасителем человека — становится столь незначительной, что душа и тело человека получает ответ от Бога сразу же, прямо во время действующего внутри него духа покаяния дарованного Богом. Когда же тело человека привыкнет к благодати Христа, наступает, ещё более блаженный период перехода в стадию смирения духа.
6) СМИРЕНИЕ ДУХА
Смирение духа вводит человека непосредственно в мир духовный. Рождается смирение духа в человеке ТОЛЬКО ЛИШЬ от усердной долговременной покаянной практики его молитв. Смирение духа рождается в человеке так что никто и никакими способами не может ускорить зарождение этого качества в себе и если смирение духа родилось в человеке, такой человек уже не будет нуждаться во внешних наставлениях, а его беседы с духовным отцом его, перейдут более на несловесный уровень, потому что цена человеческому слову — ничто, без Силы Божией соприсутствующей всякому слову в человеке, пусть даже «сказанному» лишь мысленно.
Смирение духа делает человека тайной не только для всех, но оно делает его блаженнейшей тайной и для себя самого.
Смирение духа это вершина молчания ума и чувств человека, это вершина блаженства всего человека в целом, это вершина отречения от своей воли, это вершина непосредственного общения с Духом Бога лицом к Лицу, причём, обращение к Богу внутри смирившего дух свой происходит уже не по воле человека, но по Воле действующего внутри смирившегося человека, Святого Духа.

Как же относится мир к смиренным духом?
Мир
не понимает их.
Мир
не принимает их.
Мир
обвиняет их в бездеятельности, в чёрствости, в гордости и в духовной безграмотности.
Мир не может найти в смирившемся духом ничего общего с собой НИ ЕДИНОЙ мысли и НИ ЕДИНОГО чувства.
Мир, презирает смиренных духом.
Смиренный же духом, искренне считает себя самого худшим из худших…

3нп5.jpg

ПЕРЕХОД к 5-ой (заключительной) статье

Написать письмо или оказать помощь автору