Дневник 1 часть (сокращён и исправлен 2020 г)

грех420.png

Я видел: он шел, не оставив следов,
Сплетая узоры в цветах на траве;
Я слышал: он пел мне о Небе без слов —
Серебряный ветер, живущий во мне.
Я видел, как Бог прикасается к травам,
Я жил вместе с ветром в весенней листве.
Дух мой улетал не к неведомым странам —
Он видел, как Небо живет на земле.
.
Задумываются о Небе, наверное, почти все. Слышат призывный голос из мира иного, из мира гораздо более светлого и лучшего, чем мир земной — многие. Но лишь немногие решаются искать реальное единение с Богом. Еще меньше тех, кто достиг этого единения. Хотел бы того кто-либо или же нет, но на Небо идут в одиночестве.
Одинокий путник, ищущий Небо, блаженнее всех в мире. Он блажен Богом, его блаженство — Бог.
Взошедший на Небо, там, где другие видят лишь скорби и беды, видит Небо. Он видит Небо душой, освященной благодатью веры. Подражая Ангелам Божиим, молчит он там, где молчат и Ангелы. Остаётся бесчувственным там, где чувств его не касается Бог.
«Никто не может дважды войти в одну и ту же реку», — говорили древние. В каждом человеке каждое мгновение что-то неумолимо меняется.
Суета земная, ежедневно одурманивая людей обещаниями благ {иллюзорных}, тысячелетиями пожирает тьмы людей неумирающим ненасытным зверем…
Нескончаемые попечения о земном заковывают молитву в сон тяжкий…
Время…
В вечности оно — совсем другое.
Гордое, злое, порочное не способно проявить себя вне земного времени. В вечности сжигает всё (не Своё) Собой неприступный Свет Божий! Извне {земного времени} касается меня Дыхание Бога.
Лишь вне времени могу читать я священную книгу бытия, глядя на её поверхность.
Книга не лежит ни на чем.
Ее невидимо держит Дух.
На раскрытых страницах, как и всегда, ни единой буквы. Страницы чистые прозрачно-золотые. Непрерывно исходят от них образы: без формы, без изменений, без движения, без фантазий. Нет в этих {образах} ничего не благословенного Богом. Властвует в них движение, не нарушающее покоя. В словах Духа нет ни тени противоречий. В словах Духа царит власть над всем. Слова Бога невозможно представить в своем сознании. Тот, кто слышит их \слышит их внутри себя\, и нет нужды искать их вне себя.
Блажен тот, кто обучен жить в нерушимом Покое Бога.
Не в силах постичь я… что за злая такая сила тысячелетиями, день и ночь, гонит почти весь мир вдаль от Покоя Божиего в призраки бесчисленно меняющейся лжи?
Читаю Священную книгу. Печалюсь, но печали мои миру кажутся надуманными и странными.

Чем опасно НЕПОСТОЯНСТВО в духовной жизни? Оно опасно тем, что душа может охладеть к покаянию и даже забыть о нем за считанные часы без молитвы и без памяти о Боге. Господь ждет от человека ПОСТОЯНСТВА и ставит ПОСТОЯНСТВО молитвенных усилий к Нему во главу угла. Да вот только большинству людей Божие требование, если хотите, Божия просьба к человеку любить Его ВСЕМ сердцем и ВСЕМ помышлением своим — видится излишней и чрезмерной.
От того и происходит неуспех в духовном: Божии воззвания к человеку ставятся ни во что ради обычаев мира сего и ради навыка ума к непрестанным скитаниям где угодно, но ТОЛЬКО не у ног распятого Христа.
Постоянных же в покаянии людей ЛЮБИТ Господь и даёт им Дар Любви к Нему, Дар Любви Духа. И тот, кто имеет в себе самом Дар Любви Духа, лишён стрессов, лишён тревог, лишён страха перед будущим. Он в высшей степени счастлив на этой земле, наполненной страхами, болью, бесчисленными разочарованиями и бедствиями. Счастлив, потому что с ним — Сам Господь!

Чувствовать внутри себя блаженное дыхание Божие — как же это важно для христианина! Если чувство дыхания Божия есть в человеке, он не зря живёт. Не живет для того, чтобы по смерти душе его кормить червей вместе с телом. Но живет, чтобы завтра мог видеть он Бога ещё более близко и с еще большим блаженством, чем он видит Его сегодня. Ведь святые учат, что тот, кто не встретит Бога внутри себя при жизни в теле, тот не встретит Его и по смерти своей. И тогда пойдёт в мрачный ад.
.
Если в земном теле дыхание Божие делает человека в высшей степени блаженным и спокойным (даже несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства, обычно сопутствующие праведникам), то почему же так мало таковых, кто ищет дыхание Бога внутри себя? И почему ещё меньше можно найти тех, кто реально обрёл это Дыхание?
Ответ один: у многих людей не хватает терпения и не хватает ПОСТОЯНСТВА усилий души, чтобы жить такой жизнью, какой требует от них Евангелие.

Нищета духовная непонятна большинству людей потому, что им кажется более надёжным опираться на свой разум и на свои силы, а не на разум Бога и не на Его силу. Она кажется неразумной также и для тех, у кого пока ещё нет живого опыта веры. Нищета духовная становится ясной и понятной лишь тем, кто обучен молитве и у кого есть опыт убедительных побед над грехом и над дьяволом с помощью покаяния и смирения.

Читал об этом в древнем патерике. Некий инок пришёл к старцу и пожаловался на скуку в уединении. Старец ответил ему, что если бы у него был страх Божий, то ни единого дня не было бы ему скучно.
Что поучительное можно почерпнуть из этой старой истории?
Во-первых, нам становится известно, что скука в духовном присуща не только мирянам, но и монахам.

Во-вторых, мы осознаём, что если в духовной жизни человека будет страх Божий, то ему не нужно будет понуждать себя к молитве.

В-третьих, начинаем понимать, что страх Божий бывает трудно обрести и среди совершенных христиан, и потому нужны личные усилия к поиску его внутри себя.
.
Правильная духовная жизнь характеризуется пониманием того, что именно сегодняшнего дня тебе может не хватить для полноты покаяния. И каждую минуту земной своей жизни следует желать провести в живом общении с Богом, после чего, при опыте постоянства в молитве, начнешь осознавать, что с Богом НИКОГДА и никому не может быть скучно.

ПОЧЕМУ Я ПИШУ О ВЫСОКИХ МЕРАХ.
За девять лет сетевого контакта с православными пришлось мне выслушать сотни упрёков в том, что я пишу о высоких мерах. Намекают, что я пишу не для мирян, что нахожусь в молитвенной прелести, что я самовыдвиженец в святые, что высокие меры запрещены отцами, что я создаю себе культ личности, что «29 лет молился, а смирения нет» и, буквально вчера, «с Вами всё ясно».
Люди выносят свой спешный суд надо мной.
Намеренно не скажу ни слова, как я отношусь к такому суду.
Хочется сказать о ином.
Высокие меры заповеданы Господом КАЖДОМУ верующему в Его Учение — независимо от того, кто он — мирянин или монах. Высокая мера, ради которой Христос учил, страдал, принял смерть на Голгофе, воскрес и создал церковь Свою — одна для всех. И никто эту меру и цель не имеет права понизить, тем более, изменить. Цель эта и эта мера — это ЯВНОЕ единение души с Богом. И если уж кто-либо за 20 и более лет воцерковления не стал святым, он обязан задать себе предельно простой и честный вопрос: «Что идёт не так?». Он обязан найти причину духовного неуспеха своего, обязан исправить этот неуспех, и, исправившись, получить от Христа Дар ПРЯМОГО Богообщения, который незримо заключён в каждом из Таинств православной церкви.
….
Высокие меры не запрещены святыми отцами. Этого нет ни в одной из их книг.
….
А вот в Евангелии дана предельно простая и прямая заповедь Иисусом Христом: «Будьте совершенны, как и Отец ваш совершен есть». То есть совершенство своё верующий НЕПРЕСТАННО должен уметь В НАВЫКЕ черпать в Боге Отце, а иначе и ради чего Иисус Христос приходил на землю?! Просто так, что ли? Святые отцы запрещают искать высокие меры в падшем состоянии и тем, кто будет не готов принять их. Но они никогда не запрещали и не запрещают искать высокие меры благочестия никому — законным способом, наоборот, всеми силами призывают к высоким мерам. Молись, кайся, живи по заповедям, и высокая мера САМА придёт к тебе, независимо от того, кто ты — многодетная мать, коммерсант или клирик.

Но что же мы видим (и эта зараза распространилась не только среди верующих мирян, но и в среде священства) в настоящее время? Стоит лишь одно слово сказать о благодати, как тут же тебя осекут, тут же «поставят на место», тут же косо (с подозрением) посмотрят, а то и явно обвинят в обольщении, в самосвятстве и поиске дешёвой славы человеческой…
Что сказать на это лицемерие?
А ничего…
Лучше всего в реальной жизни среди современных верующих вообще не говорить слово «благодать». К добру это, как показала практика моего общения с людьми, не приводит ни говорящего, ни слушающих.
.
Когда читается правило к святому Причастию, то много-много раз мы просим, чтобы Господь жил внутри нас. Но в жизни об этом говорить почему-то нельзя… А о том, КАК ИМЕННО Господь может проявлять Себя внутри человека и как проявляет, об этом вообще не смей даже и думать! Ты должен считать себя неисправимым пожизненным грешником — только так и не иначе. И происходит ГРУБАЯ подмена понятий.
……
Вместо того чтобы пожизненно считать себя грешником, узаконивается пожизненное состояние грешника.
……
Грешник — это хорошо и православно! Но если ты почувствовал в себе ЯВНОЕ действие благодати — это уже обольщение. Если же ты чувствуешь в себе ЯВНОЕ действие благодати непрерывно и боишься потерять его — это сектантство. Так, к сожалению, думают многие.
……
Меня нередко называли сектантом. Но я никогда не пытался создавать внутри церкви течения, объединённого какими-либо общими целями. Святая цель, я уверен, у каждого из верующих одна, и указана она отцами церкви. Эта цель во все времена неизменна: менять нужно не других, но только лишь себя самого и тогда…тогда и внутри тебя, и вокруг тебя изменится мир, потому что ты встретишься с Богом лицом к Лицу.
.
Я пишу о высоких мерах и не собираюсь отступать от выбранной стратегии публикаций.
.
Высокие меры, повторяюсь уже, заповеданы Богом. Все верующие должны слышать глас Христа, все должны находиться в ЯВНОМ общении со Христом и с Ангелами Его. Это вполне естественно, но с оговоркой, что общение должно быть достигнуто законными способами. А вот до конца дней своих жить в плену у греха — это ненормально. Считать же личное рабство греху нормальным состоянием православных верующих — это уже сумасшествие (коллективное, к сожалению). Ну, а считать, что высокие меры запрещаются отцами, — это наглая ложь на писания святых отцов церкви.

Гордость так изворотливо действует в человеке, что НЕТ ни одного доброго чувства и ни одной доброй мысли, да и ни одной добродетели, на которых не взрастало бы в человеке его самообольщение, его хорошее мнение о себе самом.
Так кто же может победить в себе самом гордость?
Побеждает ее лишь тот, кто Благодатью Божией отвергает даже наималейшую тень доброго мнения о себе самом. И тот, кто ИСКРЕННЕ убеждён в том, что хуже всех во вселенной не кто-то другой и даже не дьявол, но он сам.
Гордость — производное духа сатанинского, и победить этот дух, злейший среди всех иных в человеке, может лишь призванный им Дух Божий.
Вот для чего нужно длительное время для покаянных молитв… Тех покаянных молитв, что совершаются без долгих рассуждений о том, в чем именно ты грешен, без гордого самокопания внутри своих мыслей и чувств. Нужно бояться «побеждать» в себе гордыню своим скудным умом и своею немощной волею и лучше искать непрестанной молитвой такое состояние души, при котором Сам Бог НЕПРЕРЫВНО побеждал бы гордость внутри нас Милосердием Своим.

Нагрей металл докрасна и подумай: сможет ли кто отделить огонь от металла? Так и во всяком человеке присутствует огонь духов падших и Огонь Любви Божией, и таким образом, что невозможно отделить человека от этих, тайно движущих его чувствами и мыслями огней. Но Дух Божий, если Он посещает человека, то со временем, мало- помалу, упразднит Собой падшие огни в человеке, оставив место ЛИШЬ для Себя Одного. Конечно, это произойдет не сразу. Должны пройти годы или даже десятилетия в покаянных молитвах.

Некоторые люди думают приблизиться к Богу правильными мыслями своими, но это неверный подход. За любой, даже самой что ни на есть правильной мыслью, легко может укрыться гордыня. Бог ждёт от человека не правильных мыслей, а правильного (покаянного) состояния. То есть покаяние должно обратиться в навык и в стабильное состояние. Через СОСТОЯНИЕ устойчивого покаяния человеку непременно откроются начала Живого Богообщения. Душа вкусит Покой Божий и Его Милость, она насладится Богом, она насладится Его Духом и сразу же поймёт, в чём её польза… Польза не в умных и якобы особо правильных сверхправославных мыслях, но в состоянии стабильного самоуничижения и самоукорения перед Богом.
Конечно же, правильные мысли тоже необходимы, но покаянные состояния важнее. Именно они, а не правильные мысли реально способны приблизить человека к Духу Бога.
Взять заповедь Христа «Блаженны нищие духом…» Вдумайтесь в нее, и в свете ЭТОЙ ВАЖНОЙ заповеди сразу же станет ясно, что правильные мысли зачастую значительно более опасны и коварны для человека, чем это принято считать.

Чем больше лет проводишь в молитвах, тем сильнее и сильнее нарастает тревога в душе. Так будет, пока она, душа, не научится каяться за КАЖДЫЙ прожитый день. Казалось бы, годы молитв должны ее очищать, но происходит обратное. Через тридцать лет молитв она уже и не увидит внутри себя самой ни единой минуты, прожитой вне зависимости от грехов Богозабвения, Богоборчества, прелести и прочих. И чем дальше, тем всё печальнее и печальнее будет становиться душе от всего, о чем она думает, о чём мечтает, от того, к чему она (так гордо) стремилась и стремится. Грех раскроет себя, и будет видно, что душа ВСЯ — грех.
Возникает вопрос: так в чём же спасение, если и величайшие из святых день и ночь плакали о себе? Ответ прост… Бог Сам желает быть Правдой и Истиной внутри тебя, и всё, что от тебя требуется, это умение смиренно отказываться от всего своего ради Непостижимой Божией Воли.

Минимальный срок для того, чтобы обрести смирение ума (эту информацию я нашёл в монашеских книгах) — 20 лет. И все эти годы надо провести в покаянных молитвах. Далее указываются сроки в 25, 30, 40 лет для того, чтобы душа могла НАУЧИТЬСЯ отличать в себе самой Божие покойное, надёжное, истинно радостное от поддельных лжерелигиозных мыслей и чувств…
Вот как медленно ВЫЗРЕВАЕТ душа для того, чтобы смогла она вместить в себя правый разум Божий.
Но человеку не хочется ждать так долго… И происходит ПОВТОРЕНИЕ древнейшей истории. Спешка убивает. Она духовно убила Адама с Евой и убивает тех кто не проявляет терпение в наши дни. Я уже и не говорю о духовной смерти тех, кто к долготерпению (на 20, 25, 30, 40 и более лет) не предрасположен.
Всмотрись в себя, читающий эти слова.
А не убивают ли спешные выводы о духовном тебя самого?

Спешка в духовном характерна тем, что человек привыкает искать ответы не в молитве и не с помощью долготерпения, а в своём разуме. И он находит массу ответов, стараясь при этом опираться и на Святое Писание. Но может произойти то, что среди этих ответов не будет НИ ОДНОГО правильного.
И это духовно губит людей… Их страшит вероятность потерять свой разум ради преобладания в душе Разума Божия, пугает необходимость смирения ума. Страшит нищета духовная. Страшит утрата мнимой самостоятельности мышления и утрата навыка опираться на свой ум.
Но гордыня человека изворотлива, и она может лукаво подсказывать некоторым людям немедленно довериться Духу Бога. Люди, СПЕШНО вручив себя этому «духу», попадают в жёсткую зависимость от дьявола, явившегося им под видом ангела света. Особенно это распространено в сектах и у оккультистов.
Так где же выход? Выход — ТОЛЬКО в одном. Нужно ПРЕОБРАЗИТЬ себя долготерпением в покаянных молитвах.

Просьба не удивляться тому, что скажу сейчас… А скажу я о том, что ПРАВИЛЬНОЕ наставление о молитве написать невозможно. Ведь правильная молитва — это не действие мыслей и чувств человека, хотя стремление к правильности необходимо, но это Действие Духа Божия в человеке. Пока Бог не начнёт Сам молиться в тебе, даже и не думай о том, что ты хорошо молишься! Когда же Бог станет молиться внутри тебя, ты не будешь трудиться уже над своей молитвой, но молитва сама перенесёт тебя в тот удивительно красивый мир, где нет образов и видений – туда, где живут святые.

Нужно очень и очень опасаться спешки и актёрства в духовном. Истинно духовное не может возникнуть от сиюминутного желания человека. Оно выстраивается ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, многолетним покаянием, выстраданным и постоянным. Религиозные чувства, мгновенно возникающие в душе, — не более чем игра воображения. Подобная игра в религию касается лишь поверхности чувств и не даёт крепости при испытаниях.
Огромна разница между тем, что человек выжимает из гордости своей, и тем, что вкладывает в человека Бог. Божие — оно простое, но без труда Его простоту не находит никто. Своё же даётся просто, но на деле оно не простое… А всё потому, что СВОЁ — это смесь гордыни с истинами веры. Избавиться от этой адской смеси без напряжённого труда над самим собой — невозможно.

Вот как проявляется внутри меня НЕПРЕРЫВНОЕ действие бесов:
Не желаю молиться Богу искренне и горячо.
Не желаю молиться непрестанно.
Не хочу молиться со вниманием.
Забываю о Суде Христовом.
С равнодушием молюсь об усопших и о живых.
Нет сокрушения духа.
Нет боли за тех, за кого молюсь.
Желаю развлечений: фильм посмотреть, отдохнуть, поболтать.
Тяжесть ума на молитве.
Мысли о том, что непрестанная молитва якобы невозможна.
Всё это и другое, подобное этому, пытаются внушать мне бесы едва ли не ежечасно. Плюс ко всему общее томление от нападок демонов, что живут как внутри меня, так и внутри других людей. Это похоже на долг в банке, который нечем отдать. Томит мою душу эта тяжесть, но я молю Бога, чтобы всегда чувствовать это демонское давление, ведь душу мою ТОЛЬКО видение греха в себе делает трезвее.

Нищета духовная разумно ослепляет ум таким образом, что люди, события, молитва и даже собственные чувства — становятся для человека непостижимыми. И тогда Душа перестает самостоятельно рассуждать о мире, о Боге и о себе самой. Она смиряется и уже не верит себе. И лишь только ПОСЛЕ того, как вслед за душой смирится и ум человека, может прийти (неожиданно) такое время, когда Дух Бога одарит душу непостижимым действием истинной Его Любви.

И тогда душа увидит мир таким, каким его видит Бог. И непостижимое, оставшись, как и прежде, непостижимым, станет непостижимо постигаемым. Видеть мир, ближних и себя самого глазами Бога — это величайшее из возможных наслаждений для человека на земле, и это наслаждение даётся только через смирение.

Молиться за других — великое блаженство, но блаженство это не приходит сразу. Нужен опыт, чтобы душа яснее смогла понять, что лишь ту молитву благословляет Господь, исток которой — в Милосердии Его. Если же молитва будет исходить от личных душевных качеств, то, скорее всего, Бог не примет такую молитву.

Во все времена отцы Церкви напоминали о том, что все мы находимся в духовном обольщении. Нет ни одного человека, который не пребывал бы в прелести. Помоги нам, Господь! Помоги, Матерь Божия, исправить свою жизнь. Труднее всего — менять себя. Навык думать, что у тебя в духовной жизни всё хорошо и что лично ты точно уж не в прелести, — это всего лишь навык. И вытеснить из мыслей своих привычку хвалить себя можно ТОЛЬКО лишь терпеливым воспитанием в себе самом противоположного навыка.

Искренняя молитва о ближних твоих и родных, о болящих, скорбящих и о тех, кто отступил от Бога, может наполнить твою душу такой радостью и таким особенным внутренним состоянием, с которым не сравнятся никакие впечатления от фильмов, развлечений, земных бесед и, тем более, застолий. Молитва — это блаженнейшая жизнь для души и покой для тела. Молитва делает мир необыкновенно красивым, жизнь — осмысленной, страх смерти — несуществующим. Невозможно описать богатство глубоких искренних переживаний, доставляемых человеку постоянной молитвой! Молитва способна вернуть душу в то время, когда еще был ты ребёнком… Небо тогда было бездонным, дни — бесконечными, а люди виделись Ангелами…

Святые отцы всегда подчеркивали особую значимость самоукорения. Но как почувствовать, искренне, без актёрства и ложного смирения, что хуже всех — именно ты? Помнится, как с этим вопросом я обратился к своему духовному отцу в 1995 году. Вот что он мне ответил:
— Откажись от собственных оценок, но не так, чтобы прикинуться дурачком, а чтобы молитва сделала твой ум неспособным оценивать ни себя, ни других прежде Бога. Так приходит нищета духовная. Она приходит через молитву, и ты сам не будешь знать, как это происходит. Вот тогда-то ты и увидишь себя хуже всех. Это произойдёт само собой, но не сразу.

У каждого слова, произнесенного человеком, есть дух, зависимый от образа его жизни. Если человек живёт с молитвой, то при каждом произношении слова «Бог» его душа будет наполняться и оживать, как оживает душа любящего, когда он слышит имя любимой. Дух будет радоваться произношению вожделенного для него имени. Также и простые глаголы — «помилуй», «прости» и другие обращения к Богу или к святым. Они будут иметь свой вес и свою индивидуальную силу в духовном мире. Если всмотреться, то слово «помилуй» увидится совсем-совсем непростым: оно, обладая бесконечной глубиной, может обретать бесчисленные тона и оттенки. При произношении этого слова в душе рождаются и благодарная радость, и вера несомненная, и надежда, но могут возникать и такие состояния, как маловерие, сомнение, рассеяние, отчаяние и разные смеси этих и прочих отрицательных эмоций. Но и это еще не все. Гордый человек, читая молитвы с верой, может не получить того, что просит, потому что не смирил себя.
И лишь у того получается жить просто, кто упразднил свою душу ради Иисуса Христа. В таком человеке молится Сам Господь, молится Дух Божий, и потому для него всё просто. Потому и блаженны на земле живущие в покаянии — ведь сколь многое внутри их души делает за них Сам Господь.

У дьявола есть набор подделок под любое проявление духовности. У сектантов и оккультистов и любовь «к Богу» есть, и «молитва», и «озарения». И возникает вопрос: «Почему Господь дал сатане возможность искажать, подделывать и ложно направлять добродетели?»
Ответ, исходя из мнений святых отцов об этом вопросе, существует только один: Бог хочет Сам побеждать духов зла внутри человека.
В этом и заключается смысл победы над грехом, и только для этого приходил на землю Иисус Христос две тысячи лет назад. Для того, чтобы Дух Божий стал вновь жить внутри тела человека и внутри его души.
Опытные в молитве люди знают, что когда в их душу приходит Дух Господа, то борьба с нечистыми мыслями становится ненужной. Бог — это тот самый Свет, который не опускается до борьбы с дьяволом, Он просто напросто УПРАЗДНЯЕТ сатану одним лишь только Своим Божественным присутствием.

Хочешь избегать ссор и не принимать ошибочных решений?
Просто возьми и испытай свои мысли горячей молитвой. Если от двух — или трёхдневной молитвы мысли и желания ослабнут, это будет означать, что Господь убрал из тебя лишнее. Если же мысли укрепятся, то прислушайся к себе и подумай, укрепился ли вместе с принятыми мыслями особый внутренний мир Божий в тебе? Если душа чувствует мир — делай то, к чему привела тебя молитва. Но если душа чувствует хотя бы некоторое смущение, значит, нужно ещё помолиться и ещё раз выждать некоторое время.
В духовной жизни, пусть и не часто, но бывают такие вопросы, ответы на которые нужно вымаливать лет пятнадцать и дольше. Этому не нужно удивляться. Искренняя молитва к Богу сама по себе огромное благо, и потому надо радоваться, если Бог медлит. Медлит Бог ещё и тогда, когда Он видит, что на данный момент мы не сумеем правильно распорядиться тем, что просим у Него.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
Начитанному верующему сложно встретить в сетевых религиозных сообществах что-либо принципиально новое для себя, потому что Учение Иисуса Христа совершенно. И именно из-за идеального совершенства своего — Учение Христа останется неизменным и через миллион лет. Да и сам путь спасения довольно тесно ограничен правилами отцов, некоторые из которых не меняются не то что веками, но даже и тысячелетиями. А всё особо яркое, новое, тем более всё то, что претендует на «писк православной истины в последней инстанции», как правило — это не более чем подделка и пустота, указывающая лишь на «яркую» духовную несостоятельность авторов «православного писка».

И неважен духовный сан и медийная известность «пищащего». Учение Христа — это ПРЕЖДЕ всего ЕЖЕДНЕВНЫЙ напряжённый покаянный, молитвенный труд над самим собой, а не блестящее «богословие» и не яркие новые идеи свежих подходов к Евангелию. К Евангелию возможен только один правильный подход — древний. Покаяние, молитва, удаление от греха и, по возможности, как можно более частое участие в Божественной Литургии.
Многое в православной сети не радует меня, но православные сообщества живут. Некоторые из них развиваются и становятся популярными. Веду (две православных) группы и я. Что лично мне это даёт? Развивает ли это мою душу?
Да, развивает.
Ведь истинное развитие души происходит не в уме верующего, а гораздо-гораздо глубже! Дух. Вот что требует ЕЖЕДНЕВНОГО развития в человеке. А дух развивается совсем не по тем законам, нежели по которым развивается ум человека. Поэтому православные сетевые ресурсы, при грамотном подходе к тому, что публикуется в их новостных лентах, могут помочь ежедневно обновлять и оживлять христианский дух внутри себя любому верующему, в том числе и тем, кто достаточно близок ко Христу.
Мне, как администратору, приходится набирать из сети материалы (я не сторонник репостов), приходится дотошно и детально вникать в каждую найденную мной картинку с текстом и в почти каждое слово, которое потом появится в моей группе. И, хочу я этого или же нет, но ум мой, при подборе публикаций и цитат святых, погружается вглубь православных истин. Внутри себя при этом я наблюдаю ИНТЕРЕСНЕЙШУЮ работу духа. Открываются новые горизонты, не интеллектуального, а именно, ДУХОВНОГО углубления веры.

Работа с текстами, особенно с теми, что написаны прославленными церковью святыми, успокаивает мою душу. Она приносит (покаянием) мир в моё прошлое и каким-то образом позволяет мне избежать тех ошибок, которые я мог бы совершить в будущем, если бы не знал того, что говорили по тому или же иному поводу Феофан Затворник,Тихон Задонский или святитель Игнатий (Брянчанинов) и другие.
В сообществе же, где я вникаю в комментарии, я учусь у тех, кто пишет что-либо мне или друг другу. Ведь церковь, при неизменяемости догматов, живёт (по историческим меркам) в стремительно меняющихся условиях современности, и возникает необходимость вырабатывать христианское отношение к новым технологиям, к меняющемуся миру, к меняющемуся языку, к меняющейся общей психологии восприятия. Тут уже… на войне как на войне!

Нужна человеку и осторожность, и осмотрительность, и умение УЧИТЬСЯ у других верующих тому полезному, что выработали на своей многотрудной практике они. В этом духовная польза социальных сетевых православных сообществ. В открывшейся возможности каждому из нас учиться друг у друга правильному — через интернет, в умении учиться терпению, любви друг к другу и иное.
Но нужны и знания духовной безопасности в сети, о которых коротко напишу (если Бог даст сил) в этой же ленте.

Молитва — это хлеб души. Есть молитва покаяния — значит, жива душа, значит, у неё есть шанс ожить благодатью. Но если нет молитвы покаяния, душа умирает, и мысли о том, что ей было некогда помнить о Боге, не оправдают её на Страшном Суде Христовом…

Невозможно в ком-либо пробудить добрую волю к спасению души без личных усилий с его стороны. Что ни говори тем, кто не желает искать Бога, или же тем, кто ищет Его неправильно, — вряд ли получится их убедить. Приведите любые доказательства о загробной жизни или о Суде Божием, о правильном отношении к святым иконам и ко всему, что связано с верой, но доколе сам человек не пожелает измениться к лучшему — вам не по силам будет найти слова, которые помогли бы ему.
За неверующих или же за находящихся в секте, а таковыми бывают и наши друзья, и дети, и родители, — только лишь молиться можно. Слова же наши, сказанные от гордости, не принесут пользы не только тем, кому мы их говорим, но и нам самим.

Серьёзная болезнь очищает человека от гордости, освобождает от рабской преданности суете и даёт время на молитву. Да и что ещё делать, когда лежишь бревно бревном, будучи не в силах делать какую-либо работу? Остаётся лишь трудиться душой. А если во время болезни не знаешь, доживёшь до утра или же нет? Вот когда шелуха с души слетает, как с белых яблонь дым… Начинаешь видеть мир другими глазами. Ни с кем уже не захочешь ссориться и всех простишь. Все наши споры и доказательства, в том числе и религиозные, перед лицом настоящей боли — полное ничто… И гордыня человека, со всеми её бесчисленными лжеблагими желаниями, перед лицом серьёзной долгой болезни — также полное ничто… Болезнью Бог стирает в пыль гордость человеческую. Поэтому за болезни нужно благодарить Создателя своего, как за особую Его Милость к человеку, приближающую душу к очищению, более чем любой пост и многие другие подвиги добровольные.

(2017 год)

При долгих разговорах о духовном и при частом переходе размышлений с одного духовного предмета на другой неумолимо утрачивается глубина молитвенного устремления к Богу. А ведь духовное — это не информация, почерпнутая из святых книг, а жизнь в унисон с Действиями Духа Божия в человеке. Вот что такое истинная духовность. Это покаянное молчание духа человеческого обо всём, в том числе и о духовных предметах. Истинная духовность — это таинственная Жизнь Божия в человеке, это отражение Покоя и Света Божия в мыслях его и чувствах, и без стремления к непрестанному покаянию это отражение невозможно. Оно может стать доступным человеку лишь только в долговременном внутреннем уединении, когда Бог станет для души всем, а всё прочее — расположится значительно ниже.

«Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23) Насколько же актуальны всегда были эти слова для моей души. Всматриваюсь молитвенно в них и ясно понимаю… Понимаю, что все мои мысли, все мои чувства и вся моя жизнь перед Богом — тьма. Мои молитвы — тьма. Покаяние мое — тоже тьма. Не зря же святой Пётр Студийский ещё в IХ веке сказал: «…безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепеща: не ужели Господь поразит мя, и по часе паки таяжде творю…» Как же близки эти слова душе моей.
Плачу тихо и знаю: помилует меня Господь и всегда будет миловать, лишь бы осознавал я грех, живущий внутри меня… А внутри — весь ад. Безумно мне отрицать это. Ад внутри меня всегда присутствует во всей своей полноте и во всём своём ужасающем безобразии. Это царство теней есть в глубине каждого человека, но одни люди признают, что носят вселенский грех внутри себя и ищут покаяния, другие же не находят времени, чтобы увидеть этот грех в себе. Души их заняты иным, и не видят они нужды в том, чтобы проливать духовные слезы, потому что не обучены непрестанному покаянию… И нет у большинства людей тревоги о том, что НЕПРЕРЫВНОЕ сокрушение духа — значительно важнее многого иного для каждого из нас.

Слышал историю, как однажды митрополит Питирим, выйдя из дома в пять часов утра, увидел открытой входную дверь храма. Решив узнать, почему в столь неурочное время собор не заперт, он зашёл в притвор, а там, в следующем дверном проходе, лежит «в стельку» пьяный церковный сторож. Причём так улёгся поперёк, что его и обойти было нельзя. Начал Питирим его толкать, чтобы тот поднялся, а сторож что-то бормочет и бормочет… Митрополит нагнулся ниже и слышит: «Господи..! Господи..! Прости меня грешного, зде лежащего, повсюду православного…» И пожалел его архиерей, потому что даже в невменяемом состоянии, человек не забывал о покаянии. Позвонил старосте, чтобы вызвали другого дежурного и подменили «зде лежащего, повсюду».
За смешным «фасадом» этой истории (сторож слышал сугубую ектению: «Еще молимся… о преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных» и по-своему её интерпретировал) я вижу образ моего духовного состояния.
Ведь как мне хотелось войти в живое общение с Богом?! Очень хотелось! Но я был пьян от своей гордыни, потому не мог переступить порог духовного храма. Проработав в церкви более 25-ти лет, по малоопытности своей, я и сам не жил истинно духовной жизнью, и другим к Богу приблизиться мешал, потому что о всём судил с НЕПОМЕРНОЙ гордостью. Но, по временам, желая обрести христианские добродетели я причитал: «Господи! Прости меня, зде лежащего, повсюду». И лишь спустя почти тридцать лет покаяния я понял, что войти во внутренний храм своей души я не могу самостоятельно, но нужна особая помощь от Иисуса Христа. Самое простое — я не могу исправить в себе самом десятилетиями! Ведь вплоть до сегодняшнего дня я спрашиваю себя перед каждой исповедью: «Возношусь ли я над ближними?» И слышу ясное внутреннее свидетельство: «Да. Возношусь над многими. А над некоторыми — особенно возношусь!». И как же НЕВЕРОЯТНО трудно мне избавиться (только лишь от этого, примитивного, как мычание коровы) моего пожизненного тупого возношения над людьми. А сколько в себе я чувствую ещё и других пороков? Ежедневное окаменение к Богу, пустомыслие и иное.
Но у меня есть надежда… Пока я не улягусь в гроб, мой внутренний храм Ангелы не закроют для меня окончательно, и слава Богу, что духовник приучил к смиренной мысли, что «в молитве десять лет — один шаг».
Слышащий, да разумеет.

Встретив Бога, никакая душа не сможет удержаться, чтобы не прославить Его. Есть предание, в котором говорится о том, что даже сам дьявол на Страшном Суде Божием, когда станет сходить туда, где мучения нестерпимые и бесконечные, невольно будет славить Бога, потому что Дух Божий войдёт в него, и нечистый будет вынужден искренне воскликнуть: «Слава Тебе, Господи! Ты правильно поступаешь со мной, отсылая на бесконечные мучения, я воистину заслужил это».

Сейчас же бесам не дано славить Бога, и они непрестанно хулят Его. Когда же наступит Суд — всё изменится внутри всех. А у святых людей эти благие мистические изменения начинают происходить еще при их жизни в теле.

Если ты молишься, но не слышишь сразу же ответ от Бога на свою молитву, то это значит, что твоя душа пока ещё не научилась правильно молиться. Но тот, кто молится в согласии с Волей Бога, — получает ответ, ощущая его и в душе, и в теле своём прямо в то время, когда произносит молитву. Человек всем существом своим начинает чувствовать, что Бог принял молитву его и непременно её исполнит. Но многим нашим современникам войти в реальный диалог с Богом бывает сложно, потому что они склоны умничать перед Богом и представлять себя сложными, а Бог не любит сложностей. Он любит простоту и простых.

Хочешь ли знать, далёк от Господа ты или же близок?
Это несложно.
Произнеси вслух (или даже мысленно) слово: «Господи» — и всё станет ясным.
Если при произношении слова «Господь» в душе твоей сразу же становится тепло и приветливо, значит, не зря ты молишься и вообще живёшь. Но если при произношении этого слова на душе возникают недоверие, сомнение, холод, двоедушие, некая мучительность, томление, если отсутствует радость и живая любовь к Богу при каждом произношении имени Его, это значит — в твоей жизни что-то идёт не так и нужно что-то менять внутри себя.

Два парадокса духовной жизни: 1. Иногда человек думает, что поступает по заповеди и по канонам, а в итоге — немалое зло. 2. Душа, переставшая чувствовать горечь живущего внутри её греха, гибнет, не понимая своей повседневной гибели.
Спаситель нужен лишь тому, кто погибает ПО-НАСТОЯЩЕМУ. Тому же, кто не погибает, будет ли нужен СПАСИТЕЛЬ?
Бог и Святые нужны многим, но каждому для своих целей. Кому же нужен Спаситель? Он нужен лишь тонущему. Вроде все просто, но как невыразимо трудно раскрыть для себя ту бездну зла, что носит в себе каждый из нас. И необходимо проявить невероятное МНОГОЛЕТНЕЕ долготерпение в уединённых молитвах, чтобы достичь реальной, а не мечтательной ежедневной болезни о себе самом.

Почему мы испытываем страх, что оступимся, страх, что не сохраним твёрдости при встречающихся искушениях, страх, что можем ошибиться на пути к Богу, и иные подобные страхи? Это дано нам на пользу.
Ведь мы сами ничего доброго не имеем: всё то доброе, что появляется внутри нашего ума и чувств — это Божие. И Бог Желает, чтобы мы привыкли к тому, что в нас может не оказаться даже самого малого доброго. Бог Желает Сам быть Благом внутри каждого из нас. Человеку же, по гордыне его, хочется САМОМУ угождать Богу, но это — обольщение. Бог может вложить в любого человека Своё и Своё же в Себя принять, как на Литургии поётся: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще», но многие из наших современников настолько отучены от нищеты духовной, что им думается: и человек может принести Богу что-то доброе… Но это не более чем печальный самообман, рождённый от незнания своей истинно немощной природы.

Любовь к Богу не должна быть напоказ. Любовь к Богу не должна быть экзальтированной, как у сектантов и оккультистов, но она должна быть НЕПРЕРЫВНОЙ, РОВНОЙ, ЕСТЕСТВЕННОЙ, как земное дыхание. Так же и молитва должна быть живой, по возможности непрерывной и естественной. А по большому счёту, покаянная молитва к Богу должна быть важнее земного дыхания твоего. Ведь после смерти тела твоего — земное дыхание отнимется от всякого человека, а молитвенное дыхание души — останется и будет ЕДИНСТВЕННОЙ возможностью благополучия с Богом, там — в мире ином.

Не иди вслед за обычаями мира, вошедшими и в среду верующих, не забывай о Боге и не оставляй себя без молитвенного дыхания ни здесь, ни там. И наблюдай, как произносится в тебе имя Бога. С теплотой ли? С любовью ли? Живо ли?
Если имя Божие произносится внутри тебя сухо, вяло, уныло, безрадостно — тотчас бей тревогу… Это очень и очень опасное состояние, когда душа утрачивает внутри себя теплоту при произнесении имени Бога или имен святых.

Многим в наше духовно оскудевшее время лишь по книгам приходится искать правильные способы личного молитвенного опыта. Сложно стало найти опытного и смиренного духовного наставника. Конечно же, православные книги о молитве могут раскрыть некоторые секреты общения с Богом, но и эти же самые книги, написанные святыми отцами церкви, могут опутать душу немалыми трудностями и повести́ человека к непосильному для него, гордому и ложному «духовному» жительству. Каким же образом можно определить, верна ли наша молитва?
Покоем… Ведь то, что приближает к Богу, рождает во внутреннем мире человека блаженство и ведет к живому общению со Христом. Но Покой рождается в душе не сразу, а после того, как отшумят многолетние бури страстей, разбуженных молитвой. Этим и смиряется человек.

Захожу в алтарь, делаю три уставных поклона престолу Божию, снимаю с вешалки подрясник и произношу с поклонами и молитвой у Горнего места: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». И поминаю душу игумена Анастасия — его подрясник я ношу… И вот что заметил: чувства, что приходят ко мне в алтаре, никогда не повторяются… Случается и охлаждение при поклонах и чтении уставных молитв — это уже тревожный признак. А бывает, что простые слова «Благословен Бог наш» так наполняют душу, что едва выдерживают чувства силу смирения перед Богом. Но стоит промелькнуть, всего лишь тенью, мысли: «Как хорошо, что я хожу на службы…» — глубина Божественного сразу же закрывается. Но когда я воздаю, от всего сердца, славу НЕ СЕБЕ, но Богу за то, что был приведён Им сегодня в храм для служения Ему, — духовный мир открывается.
.
Когда все свои силы вкладываю я в самоуничижение, открывается мир ангелов. И тогда от Горнего места и от Престола Божия начинает исходить такая Благодать, что тело едва выдерживает силу Любви Божией.
Но если отвлеченно проведу хотя бы один день или оскорблю Бога грехом, тогда уже, заходя в Алтарь, ловлю себя на печальной мысли: ничего не чувствую… Двери духовного мира закрываются в наказание за мою невнимательность. Исповедь же исправляет всё… И когда идешь от аналоя, душа летает, словно несут ее крылья.

Душу можно сравнить с лодкой, сделанной из крепко склеенных друг с другом досок, так что и нельзя уже сказать, что одна доска важнее другой. Убери из души любое из необходимых ей свойств — и душа погибнет. Этих свойств — немало: вера, молитва и любовь к Богу, отсутствие высокого мнение о себе и терпение, нищета духа, неосуждение и милосердие к ближним, а также постоянный самоконтроль. А еще должны быть дела веры. Нужно бояться тех, кто пропагандирует упрощённые пути спасения. И опасаться упрощать веру самостоятельно.

Жизнь по вере требует от человека полной самоотдачи, и мелочей в духовной жизни не бывает, тем более, всё в ней взаимосвязано. Достаточно принять лишь тени горделивых мыслей о себе самом или, пусть и в малом, осудить кого-то или не оказать помощи ближнему, когда должен был и мог сделать это, — благодать молитвы уйдёт. Бог требует от человека полной самоотдачи на пути к Нему, упрощение же ведёт к неумолимому саморазрушению.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ДНЕВНИКА

Написать письмо или оказать помощь автору